А.А. Тимошенко, кандидат юридических наук
Насилие над свидетелями и потерпевшими в аспекте разложения общественной нравственности
[Статья опубликована в книге «Преступность и духовность». – М., Российская криминологическая ассоциация, 2008.]
«… Особую роль соблюдение гарантированного государством и обществом комплекса естественных прав и свобод человека и гражданина играет при реализации уголовно-охранительных норм – в рамках уголовного процесса. А положение дел в этой области мало кого утешит.
По данным ВНИИ МВД России, в стране каждый год свидетелями по уголовным делам выступают около десяти миллионов человек, примерно четверть из них меняют показания [1]. 95 % из опрошенных нами 443 судей, сотрудников правоохранительных органов и адвокатов подтвердили, что они в своей служебной деятельности сталкивались с изменением показаний потерпевшими и свидетелями.
Причины такого отношения свидетелей к участию в судебном заседании могут быть самые разные: кто-то страдает от заболеваний, связанных с утратой способности запоминать ряд событий, кто-то действует таким образом из корыстных соображений. Однако значительная часть таких случаев связана с запугиванием со стороны заинтересованных в исходе уголовного дела лиц (в большинстве своем – обвиняемых и лиц их представляющих). Следует заметить, что в целях достижения публичного эффекта «акции возмездия» со стороны преступных группировок приобретают исключительно циничный характер. Так, в Москве прямо у здания Бабушкинского федерального районного суда, около входной двери из огнестрельного оружия был убит свидетель Сергей Попов [2].
Государство предпринимает некоторые меры для борьбы с наметившейся губительной тенденцией. Так в УПК РФ включены специальные нормы, направленные на обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса. Принят Федерального закона от 31.08.2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [3], постановлением Правительства РФ от 10.04.2006 № 200 утверждена Государственная Программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 – 2008 годы» [4]. На нужды обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей выделены значительные денежные средства. Однако явно таких мер не достаточно.
Следует отметить, что «рядовому» свидетелю-обывателю, которому средства массовой информации, описывая работу сотрудника правоохранительного органа, насильно навязывают образ «оборотня в погонах», иногда соблазнительно выбор сделать в сторону получения вознаграждения от преступников, нежели решиться претерпевать лишения, связанные с защитой его жизни и здоровья. Тем более, что вопрос о пожизненной защите сотрудничающего со следствием и судом лица у нас пока положительно не решен.
Искать причины такого масштабного явления только лишь в несовершенстве уголовно-процессуальной формы однобоко. Дело здесь в общем разложении общественной нравственности, стремлении преступника к удовлетворению своих корыстных личных интересов любыми средствами…».
1. Минабутдинов С., Куликов В. Свидетели поменяют маски // Российская газета. 2006. 20 января. № 10.
2. Гамаюнов И. Кто защитит Геракла // Российская газета. 2003. 26 марта.
3. Собрание законодательства Российской Федерации (далее – «СЗ РФ»). 2004. № 34. Ст. 3534 (далее – «Федеральный закон «О государственной защите потерпевших…»).
4. СЗ РФ. 2006. № 16. Ст. 1739.