РЕКОМЕНДАЦИИ
по борьбе с организованной преступностью (Москва. 1992 г., октябрь) 1
Расширенное заседание Криминологической Ассоциации с участием научных и практических сотрудников органов суда, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, государственных налоговых и таможенных служб Российской Федерации, обсудив проблемы борьбы с организованной преступностью в современных условиях, обращают внимание на :
взаимосвязь кризисных явлений в политической, социальной, экономической, духовной сферах жизни общества и увеличения масштабов, а также общественной опасности преступности, ее организованности;
отсутствие в стране системы борьбы с преступностью, в том числе с организованной, адекватной ее изменившемуся характеру и тенденциям;
сохранение единого криминального пространства, несмотря на усиливающийся процесс государственного и экономического самоопределения бывших союзных республик, отсутствие на межгосударственном уровне должного взаимодействия в борьбе с организованной преступностью;
выборочный характер принимаемых мер борьбы с организованной преступностью без сбалансированного решения ключевых проблем информационно-аналитической, предупредительной и правоохранительной деятельности всей системы государственных органов, участвующих в этой борьбе;
разрушение прежней системы предупреждения преступности и отсутствие новой, в том числе системы мер, предусматривающей участие населения в борьбе с разными видами преступности и взаимосвязанными с ней иными антиобщественными явлениями;
нечеткое правовое решение вопросов о разграничении компетенции в борьбе с преступностью (включая организованную) Федерации, республик в составе Федерации, краев , областей, автономных областей, национальных округов и муниципальной власти создает опасность нескоординированного решения многих важных вопросов, трудности в разработке программ борьбы с преступностью и их финансировании;
отсутствие четкой системы научного обеспечения борьбы с преступностью, обострение проблемы дефицита квалифицированных криминологов.
Резулътатом изложенного является эскалация организованной преступности, которая за последние годы:
проникла в жизненно важные отрасли промышленности, в том числе нефтяную, алмазо- и золотодобывающую, перерабатывающую, в банковскую систему;
нажила значительные капиталы за счет использования просчетов в организации предпринимательской деятельности, приватизации, налоговой политике, обеспечении безопасности новых предпринимательских структур;
активно вторгается в деятельность государственных властных структур, обеспечивая легализацию криминально нажитых капиталов и принятие соответствующих ее интересам решений;
участвует в разжигании политических, социальных и национальных конфликтов;
сомкнулась с международной преступностъю;
использует средства массовой информации для пропаганды преступной cиcтемы ценностей и образцов поведения;
усиливает свою вооруженность и противостояние правоохранителъной деятельности ( yбийства сотрудников правоохранителных органов, свидетелей, моральный террор и т.п.);
разлагает и вовлекает в преступную деятельность несовершеннолетних и молодых людей.
Исходя из изложенного, подтверждаем ранее дававшиеся рекомендации по организации борьбы с преступностью, в том числе организованной (Ленинград, 1990 г., Алма-Ата, 1991 г.), и предлагаем осуществление следующих неотложных мер:
1. Учредить в масштабах СНГ межгосударственный орган, обеспечивающий скоординированную борьбу с наиболее опасными проявлениями преступности, фактически создающими единое криминальное пространство.
2. В процессе реализации Указа Президента Российской Федерации № 1189 от 8 октября 1992 г. активизировать разработку и заключение межгосударственных договоров о правовом сотрудничестве, в том числе в области борьбы с преступностью, со странами ближнего и дальнего зарубежья.
3. Определить пределы компетенции и сферы деятельности Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией с учетом необходимости первоочередного воздействия на причины преступности, коренящиеся в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества, того, что борьба с преступностью не сводится только к деятельности правоохранительных органов и правовым мерам.
4. Четкое разграничить на основе Конституции РФ и Федеративного договора компетенции в сфере борьбы с преступностью федеральных, республиканских, региональных и муниципальных органов.
5. Принять неотложные меры по созданию системы специального предупреждения преступности, соответствующей новым общественным и государственным реалиям.
6. Принять законы, четко регулирующие правовой режим государственной и таможенной границ Российской Федерации в целях прекращения безнаказанного массового ограбления России и свободной миграции преступного мира.
7. Обязательно проводить криминологическую экспертизу всех, а не выборочных проектов законов и указов, программ экономических, социальных и иных преобразований, включая крупномасштабные проекты приватизации; криминологическую экспертизу других проектов и программ осуществлять по решениям разрабатывающих или принимающих, утверждающих их органов и должностных лиц. Ввести практику проведения криминологических экспертиз по уголовным делам.
8. Разработать на научной и вневедомственной основе программу борьбы с организованной преступностью и коррупцией в стране.
9. Подготовить в кратчайшие сроки пакет законов о борьбе с организованной преступностью, об организации предупреждения преступности в стране, опубликовать проекты этих законов, организовать их гласное обсуждение с объективным освещением хода обсуждения в государственных средствах массовой информации.
10. Учредить Федеральный государственный орган финансового контроля, который обеспечивал бы проведение ревизий деятельности государственных органов, а также иных юридических лиц и граждан-предпринимателей в связи с поручениями правоохранительных органов, а также способствовал бы внедрению единой системы бухгалтерского учета.
11. Создать надежную систему противодействия отмыванию преступно нажитых средств, а также совершению незаконных операций и сделок.
12. Создать Фонд борьбы с преступностью за счет всех конфискуемых по приговорам судов денежных средств и имущества, добровольных целевых пожертвований физических, юридических лиц, однопроцентного налога с продажи спиртных напитков и использовать средства Фонда на совершенствование как правоохранительной, так и специально-предупредительной деятельности, развитие научных исследований в области борьбы с преступностью, оказание необходимой поддержки жертвам преступлений, защиту свидетелей и другие важные аспекты борьбы с преступностью.
13. Провести специальное обсуждение Верховным Советом Российской Федерации, Правительством, Межведомственной комиссией Совета Безопасности РФ совместно с представителями общественных объединений и трудовых коллективов вопросов о перспективных формах участия населения в борьбе с преступностью.
14. Изучить и решить вопрос о создании на вневедомственной основе с подчинением Верховному Совету РФ или Президенту РФ Государственного Всероссийского научно-исследовательского центра проблем преступности, который бы обеспечивал: информационно-аналитическую сторону борьбы с преступностью, разработку концепции этой борьбы и ее правовой основы, оказание республикам в составе РФ и регионам методической помощи в пределах своей компетенции, координацию соответствующих научных исследований, осуществление научных исследований федеральных проблем борьбы с преступностью, республиканских и региональных – по соответствующим заказам, подготовку криминологов высшей квалификации, проводил бы криминологические экспертизы законопроектов, иных нормативных актов и документов, а также по конкретным уголовным делам (в бывшем Союзе многие из этих функций выполнял Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, который затем был преобразован во ВНИИ проблем укрепления законности и правопорядка).
Участники заседания призывают работников средств массовой информации следовать рекомендациям YIII Конгресса ООН по борьбе с преступностью и обращению с правонарушителями не допускать использования средств массовой информации для пропаганды преступных образцов поведения, порнографии, насилия, жестокости и героизации преступников. Необходимо поддерживать веру людей в то, что государство способно защитить их от преступности и помогать государству в этой ответственной и крайне сложной миссии.
Приняты единогласно.
1 Опубликованы в книге “Организованная преступность-2”. Под ред. А.И. Долговой, С.В. Дьякова. М., 1993. С. 275-278. С. 265-274.