ОБРАЩЕНИЕ
расширенного заседания Координационного бюро по криминологии к Президенту СССР, Верховному Совету СССР, Государственному Совету СССР, Президентам и Верховным Советам республик (10-13 сентября 1991 г., г. Алма-Ата) 1
Обсудив проблемы борьбы с преступностью в условиях перехода к рынку и исходя из того, что в этот период сохранится но только единое экономическое, но и единое криминогенное пространство, члены Координационного бюро по криминологии считают важным скоординированное решение указанных проблем, исходя из следующего:
продолжают увеличиваться темпы прироста преступности, опережая темпы прироста населения; происходит усугубление ее но только количественных, но и качественных характеристик, расширяются масштабы организованной и профессиональной преступной деятельности, которые усиливают свое влияние на властные государственные структуры теперь уже не только в целях обеспечения своей безопасности и сохранения нажитого преступным путем, но и экономической экспансии — завладения национальным достоянием; нарастает корыстная криминализация представителей разных социальных групп и слоев населения;
отмечается ослабление защиты внешнеэкономических интересов республик, страна становится все в большей степени полем деятельности преступных организаций, носящих международный характер;
усиливается рассогласование уголовного законодательства и реального состояния преступности в республиках, а также иных общественно опасных деяний, признаваемых уголовно наказуемыми в странах рыночной экономики, снижающих поступление доходов в бюджет;
имеет место кризис прежней системы общего и специального предупреждения преступности;
умаляется роль социологов, политологов, социальных психологов, криминологов в разработке и реализации программ перехода к рынку, в результате чего не обеспечивается одновременное согласованное преобразование общественных отношений во всех основных сферах жизнедеятельности: экономической, социальной, политической, духовной и правовой;
правоохранительные органы все в большей мере утрачивают контроль за криминальной ситуацией, увеличивается количество не разоблаченных и не понесших наказание преступников.
В качестве неотложных мер усиления контроля за преступностью могут быть рекомендованы следующие:
I. Создание подчиненных Президентам Советов по организации борьбы с преступностью (Криминологических Советов) с функциями:
а) анализа качественных и количественных характеристик преступности, их изменений, причин преступности, ее изменений и территориальных различий в республиках, разработка криминологических прогнозов;
б) определение стратегии и тактики борьбы с преступностью, разработка программ предупреждения преступности, внесение предложении о совершенствовании ресурсного и кадрового обеспечения всей системы борьбы с преступностью в республике;
в) организация пропаганды криминологических знаний, научных рекомендаций, организация подготовки кадров криминологов, ориентированных и на научную, и на практическую деятельность;
г) организация системы криминологической службы в регионах республики и общее руководство ею;
д) участие в организации и проведении криминологических экспертиз.
2. Принятие правового акта об обязательности криминологической экспертизы проектов программ экономических, социальных и иных преобразований, законопроектов, других документов, реализация которых может оказать влияние на криминологическую обстановку; проведение такой экспертизы на основе привлечения к ней квалифицированных криминологов, работающих как в государственных, так и в независимых организациях, членов разных общественных объединений, представителей различных научных школ.
3. Обеспечение комплексного характера программ перехода к рынку путем привлечения социологов, социальных психологов, политологов, этнографов, криминологов и других юристов к анализу возможных последствий реализации предложений экономистов и разработки механизмов предупреждения социальных конфликтов, а также возможного использования тех или иных положений или пробелов программ в антиобщественных целях.
4. При совершенствовании и реализации программ перехода к рынку, в том числе разгосударствления, приватизации, поощрения предпринимательства, дополнительное внимание уделить:
оценке приватизируемого имущества, кредитованию, установлению рассрочек выплат сумм за государственное имущество с тем, чтобы, во-первых, создать благоприятные экономические условия для большинства граждан, длительное время получавших доходы в рамках закона; во-вторых, не спровоцировать усиление корыстной противоправной деятельности ради получения в кратчайшие сроки средств на приватизацию; в-третьих, предупредить использование преступными структурами одной из распространенных в мире операций: обогащение за счет скупки недвижимости в период инфляции;
при допущении легализации средств, нажитых в теневой экономике (если это будет иметь место), предусматривать дополнительные меры, не допускающие стимулирования теневой экономической деятельности в переходный и постпереходный периоды, а также ее расширение, в том числе за счет "привлекательности" различных республик для дельцов теневой экономики из других регионов; учитывать рекомендации ООН, Совета Европы об усилении борьбы с отмыванием средств, полученных преступным путем, о том, что банковские тайны не должны препятствовать уголовному расследованию, и других;
в целях предупреждения социальной напряженности дополнительно, в том числе и на межреспубликанском уровне, разработать меры обеспечения социально-экономических интересов мигрантов, в том числе вытекающих из процессов приватизации жилья;
учитывать, что в условиях преобразования СССР, объявления республиками своей суверенности и самостоятельности, миграционные потоки могут возрасти;
в республиках, где большинство коренного населения проживает в сельской местности, предусмотреть сбалансированное решение вопросов приватизации в городской и сельской местности, учитывающее национальный момент, необходимость обеспечения для молодежи перспективы переезда в город для учебы и работы или наоборот;
наряду с введением платных услуг в переходном периоде, как, впрочем, и в последующем, сохранить бесплатное медицинское обслуживание, образование и другие основные социально-экономические права, имея в виду, что большинство населения не только не имеет значительных накоплений, живет на скромную зарплату и ранее не было ориентировано на платный характер соответствующих услуг; их введение после периода падения жизненного уровня трудящихся может вызвать социальную напряженность, сопровождаемую преступными действиями;
дополнительно предусмотреть и закрепить в законе такой механизм оценки и продажи приватизируемого имущества, который гарантировал бы адекватность этой оценки стоимости имущества в условиях рынка, предупреждение злоупотреблений, возможность персональной ответственности лиц, участвующих в этой деятельности, а также гласность путем, например, публикации конкретной информации о ходе и условиях приватизации, новых собственниках предприятий и т.п. в специальных изданиях;
5. Разработать комплекс мер по приведению правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности в соответствие с резко изменившейся социальной ситуацией, имея в виду:
возникновение новых сфер деятельности, уже используемых в антиобщественных целях, но не получивших должного правового регулирования и криминологической защиты;
такое изменение общественно-опасного поведения, при котором преступления, предусмотренные Особенной частью действующих уголовных кодексов, предстают лишь отдельными операциями или эпизодами более сложной единой деятельности;
единообразие принципов и основных положений уголовной, уголовно-процессуальной и уголовно-исполнительной политики республик в целях недопущения нежелательной миграции из региона в регион организованных, профессиональных преступников, рецидивистов;
обеспечение сотрудничества правоохранительных органов разных республик;
создание наряду с республиканскими союзных уголовных законов прямого действия и союзных органов борьбы о преступностью, в том числе организованной, носящей межреспубликанский и международный характер, поражающей союзные структуры;
дачу законодателем в кратчайший срок четких ориентиров работникам правоохранительных органов по применению не отмененных законов в резко изменившихся условиях, с тем, чтобы ответственность за действие не дезавуированных правовых актов взял на себя законодатель и тем самым способствовал становлению в стране режима законности;
6. Координационное бюро по криминологии еще раз подтверждает актуальность тех мер, которые предлагались в Обращении 1990 г. и касаются совершенствования борьбы с организованной преступностью, коррупцией (прилагаются).
7. В целях обеспечения конституционного принципа равенства граждан перед законом и законной ответственности всех виновных рассмотреть вопрос о недопустимости существования абсолютного депутатского иммунитета, существующего практически, в случае совершения любого преступления. Если в основе действующего порядка лежит соображение о возможных злоупотреблениях правоохранительных органов в отношении депутатов, то для предотвращения этого можно было бы создать специальные подразделения правоохранительных органов, расследующие преступления, совершенные народными депутатами, с учетом, например, законодательного и организационного решения этого вопроса в США, Франции, ФРГ.
8. Сохранить межреспубликанское или союзное издательство юридической литературы для информирования республик о законодательстве каждой из них в целях проведения согласованной правовой, в том числе уголовно-правовой, политики.
9. Для обеспечения республик высококвалифицированными кадрами криминологов-ученых и практиков, анализа преступности, ее причин, результативности борьбы с ней на союзном и межреспубликанском уровнях иметь наряду с союзными республиканские либо межреспубликанские научно-исследовательские учреждения и учебные заведения, являющиеся одновременно центрами обмена опытом, накопленным в республиках.
10. Использование опыта борьбы с преступностью стран рыночной экономики следует осуществить на основе адаптации к конкретным условиям соответствующих зарубежных правовых актов и рекомендаций специалистов, учитывать историю республик, специфику сложившейся социальной среды, традиций, обычаев, социально-психологические характеристики населения, традиционные формы социального контроля.
1 Было направлено адресатам.