2015 г. Мурманск

г. Мурманск

Завершилась работа Всероссийской научно-практической конференции «Криминологические проблемы регионов Крайнего Севера России», которая состоялась на межведомственной основе 2-3 июля 2015 года в Мурманске.

Организаторы конференции: Российская криминологическая ассоциация, Прокуратура Мурманской области, Северо-Западный филиал Московского гуманитарно-экономического института, ВНИИ МВД России.

Обсуждались следующие проблемы:

  • Криминальная ситуация в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним.
  • Специфика процессов детерминации преступности в указанных регионах.
  • Влияние на криминальную и криминогенную ситуации характеристик населения регионов Крайнего Севера и миграционных процессов из разных регионов страны, зарубежья.
  • Опыт реагирования на преступность, процессы её детерминации; проблемы, требующие решения.
  • Направления совершенствования борьбы с преступностью, включая её предупреждение, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности участников борьбы.

Конференцию открыли прокурор Мурманской области Ершов Максим Олегович и директор Северо-Западного филиала Московского гуманитарно-экономического института Сахневич Татьяна Александровна. В работе конференции приняли участие руководители ряда правоохранительных органов, а также сотрудники правоохранительных органов, спецслужб, органов исполнительной власти северных регионов, криминологи (научные сотрудники и преподаватели) из 6 федеральных округов Российской Федерации.

По приглашению Мурманских организаторов конференции гости посетили г. Североморск, в том числе музей авиации, подводную лодку, а также флагман Северного флота Ордена Нахимова тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», были приняты командующим Северным флотом России адмиралом Королёвым Владимиром Ивановичем. Отмечена важность обеспечения национальной безопасности России во всех её составляющих.

Статьи участников конференции будут опубликованы.

Участники конференции по результатам обсуждения приняли резолюцию.


Общероссийская общественная организация «Российская криминологическая ассоциация»
Северо-Западный филиал Московского гуманитарно-экономического института
Прокуратура Мурманской области
ФГКУ «Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России»
​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​______________________________________________________________
Всероссийская научно-практическая конференция
«Криминологические проблемы регионов Крайнего Севера России»

Мурманск, 2-3 июля 2015 г.

Резолюция

Участники конференции, научные и практические сотрудники, работающие в сфере борьбы с преступностью, обсудив выступления специалистов и итоги состоявшейся дискуссии, пришли к следующим выводам:

1. Географические, климатические, экологические и социально-демографические особенности районов Крайнего Севера обуславливают специфику совершаемых здесь преступлений, тенденций и характеристик преступности в целом, процессов ее детерминации и реагирования на неё.

Актуальна надлежащая антикриминальная защита реализации государственных и муниципальных программ, направленных на развитие северных регионов. В частности, продолжительность осенне-зимнего отопительного периода и мазутозависимость регионов, делают особо привлекательной для криминальных элементов жилищно-коммунальное хозяйство и топливно-энергетический комплекс, а также другие сферы значительных финансовых потоков.

Процессы развития Северного морского пути, освоения шельфов, повышения боеспособности армии и флота при недостатках их криминологической защиты способны повлечь рост и повышение общественной опасности преступности в оборонно-промышленном комплексе.

2. Требуют также особого внимания следующие процессы:

  • Наиболее опасным фактором, осложняющим криминальную ситуацию в регионе, является организованная преступность, в том числе влияющая на состояние наркотрафика и определяющая в целом опасность усиления транснациональных преступных связей.
  • Большое количество потенциально-опасных объектов (ядерно и радиационно-опасных, химически опасных, взрывопожарных, гидродинамически опасных) требует повышенного внимания к их антитеррористической защищённости в разных её вариантах: не только повышения эффективности средств охраны, но и – что важно – их криминологической кадровой защищенности.
  • Отмечаются общественно-опасные проявления экстремистского характера, в том числе в сети Интернет; опасные тенденции воздействия на разные этносы, способные формировать их антигосударственные, антироссийские позиции; увеличение прихожан зарубежных конфессий до общей численности, почти равной численности граждан, исповедующих православие.
  • Близость к Государственной границе Российской Федерации вызывает необходимость повышения внимания к проблемам миграции и регистрации по месту пребывания граждан Российской Федерации и иностранных граждан, введения эффективно используемых за рубежом практик объективного контроля посредством снятия пальцевых отпечатков, сканирования радужек глаз у лиц, пересекающих государственные границы.
  • Не отвечает предъявляемым требованиям правовое регулирование добычи морских биологических ресурсов, излишние бюрократические процедуры при входе судна с уловом в российский порт, что влияет на развитие промышленного браконьерства и передачу выловленной рыбы иностранным покупателям без захода в порт России.
  • При разработке и реализации программ предупреждения преступности надлежит также учитывать, что в программу экономического развития северных территорий на ближайшие годы заложены мероприятия по стимулированию организаций рыбной отрасли к осуществлению модернизации основных производственных фондов, внедрения инновационных технологий. Планируемые действия подразумевают вливание в рыбодобывающую отрасль значительных бюджетных средств и способны создавать предпосылки к их нецелевому расходованию. Мероприятия по развитию системы государственной поддержки обновления флота и развития берегового перерабатывающего комплекса должны быть надежно криминологически защищены; правоохранительные и контролирующие органы подготовлены к активной работе по контролю за распределением указанных бюджетных средств, а также к пресечению любых криминальных проявлений в данной сфере.

3. Необходимо принятие эффективных мер, направленных на повышение криминологической защищённости регионов крайнего Севера России от общественно-опасных процессов, в том числе:

  • повышение правовой культуры борьбы с преступностью в её общеорганизационном, предупредительном и правоохранительном аспектах; своевременное устранение просчетов социально-экономического и иного программирования путём организации криминологической экспертизы проектов соответствующих программ;
  • надлежащего ресурсного обеспечения предупредительной и иных аспектов деятельности по обеспечению правопорядка, включая создание надлежащих жилищно-бытовых и других условий для населения, привлекаемых дополнительно трудовых ресурсов;
  • снижение степени риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций. В связи с этим задачи по обеспечению пожарной безопасности и защиты населения от чрезвычайных ситуаций не теряют своей актуальности;
  • консолидацию усилий правоохранительных и контролирующих органов в противодействии организованной, экономической преступности, коррупции, другим преступлениям в сферах жилищно-коммунального хозяйства, добычи, переработки и реализации водных биологических ресурсов, в оборонно-промышленном комплексе, эффективного пресечения функционирования криминального рынка (незаконного оборота наркотиков и др.);
  • совершенствование нормативно-правового урегулирования вопросов обеспечения сохранности и добычи морских биологических ресурсов.

Данные вопросы и ряд других требуют фундаментальной научной проработки.



Статьи для публикации сборника по итогам конференции принимаются здесь…