Авторы: В.В. Меркурьев, О.В. Боброва, Е.С. Стешич

 

Правовые средства защиты территориальной целостности России

Нельзя поддерживать террористов в одних частях

планеты и думать, что они не придут в другие

 

Мария Захарова

26 сентября Президент России Владимир Путин предоставил бывшему сотруднику американских спецслужб Эдварду Сноудену российское гражданство.

Данное право закреплено в пункте “а” статьи 89 Конституции Российской Федерации.

Как заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, российское гражданство Сноудену предоставили по его просьбе.

Вслед за супругом на получение гражданства будет подавать его жена, сообщил адвокат Анатолий Кучерена. Он также добавил, что Сноудена не призовут в рамках частичной мобилизации, поскольку он не служил в российской армии[1].

          Напомним, что ещё в июне 2013 года Сноуден стал разоблачителем секретных материалов о программах слежки спецслужб США и Великобритании в интернете, передав их газетам Washington Post и Guardian.

Несомненно, интернет-пространство является одной из основных площадок распространения информации (как достоверной, ложной, фейковой) с целью продвижения навязываемой политической, идеологической политики альянса государств.

20 сентября в Государственную Думу парламентариями[2] внесён законопроект № 197914-82 «О внесении изменения в статью 153 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”[3].

21 сентября проект законодательной инициативы направлен в комитет(ы) Государственной Думы (Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи).

По мнению разработчиков, проект федерального закона «О внесении изменения в статью 153 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» разработан Комиссией Государственной Думы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России (далее – Комиссия).

За период проводимой Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции установлены многочисленные факты участия зарубежных медиаплатформ и организаций в распространении информации с предложениями о финансировании ВСУ и о возможных способах осуществления такого финансирования.

В условиях активизации деятельности стран НАТО, направленной против безопасности Российской Федерации, распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации с предложением финансирования противника представляет угрозу безопасности Российской Федерации и требует безотлагательного принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.

Законопроектом предлагается дополнить статью 153 указанного Федерального закона, в части принятия мер ограничения к информационным ресурсам, содержащим предложение о финансировании противника в условиях вооруженного конфликта, военных действий, контртеррористической операции или иных действий с применением вооружения и военной техники, участие в которых принимает Российская Федерация, а также сведения о возможных способах осуществления такого финансирования.

Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Я считаю, что мы можем иметь диалог, особенно такого уровня, как президентский или правительственный, с людьми, которые предлагают конструктивную повестку дня даже критического характера. Но если речь идет только о том, чтобы привлечь к себе внимание, то это не интересно для диалога.

Владимир Владимирович Путин

 

Отметим, что комиссия Госдумы на сегодняшний день зафиксировала не менее семи способов, с применением которых ИНО и МО при поддержке спецслужб привлекают наших граждан и соотечественников, находящихся за пределами России к организованному сбору средств в поддержку ВСУ. К таковым распространённым относятся:

– сбор средств для ВСУ осуществляется клиентами российских банков посредством размещения сообщений в соцсетях;

– финансовые средства для ВСУ аккумулируются рядом зарубежных ИНО и МО, признанных нежелательными на территории России и теми ИНО, в отношении которых Комиссия обратилась в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с инициативой о признании их таковыми. К числу таких стран относятся: Бельгия, Венгрия, Великобритания, Германия и прочие их союзники;

– причастны к сбору средств иностранные платформы, которые в поисковой выдаче прибавляют пользователям так называемые «подсказки» как помочь ВСУ.

23 сентября Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов принял участие в 20-м заседании генеральных прокуроров государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Он обратил внимание участников на проблему перемещения криминальной активности в виртуальное пространство. В частности, виртуальные валюты привлекают преступников возможностью псевдоанонимного совершения преступлений. Однако блокчейн-технология позволяет отслеживать всю цепочку вовлеченных пользователей. В этих целях в России уже разработано собственное программное обеспечение.

В качестве другого инструмента отслеживания цифровых финансовых операций Генпрокурор России назвал концепцию цифрового рубля. Его внедрение повысит уровень безопасности и снизит риски криминального трансграничного вывода активов за счет наличия уникальных номеров, позволяющих отследить его движение.

Для пресечения попыток противозаконного использования интернет-ресурсов с финансовой информацией, например, фишинговых сайтов, Генпрокуратура России разработала систему их блокирования, в которой также участвуют Банк России и Роскомнадзор. «Нам удалось кратно повысить эффективность данной работы», – отметил Глава российского надзорного ведомства[4].

 

Киев торгует русофобией и антироссийскими настроениями.

 Больше товаров на Украине

 не осталось из-за развала промышленности.

 

Владимир Владимирович Путин

 

Нельзя не обратить внимание на ещё два законопроекта, внесённых в Госдуму, направленные совершенствование законодательства в сфере противодействия экстремизму и защите территориальной целостности России.

16 сентября депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, Э.А. Валеевым, А.Б. Выборным внесены законопроекты, направленные на совершенствование пресечения экстремисткой деятельности и защите государственного суверенитета[5]

Так, проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» парламентариями подготовлен в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму в части недопустимости нарушения территориальной целостности Российской Федерации.

По их мнению, в настоящее время участились случаи распространения на территории нашей страны печатно-буклетной, картографической и иной продукции, на которой те или иные части территории Российской Федерации (например, Крым, южные Курилы и др.) наглядно отнесены к территориям других государств. Такого рода информационные акции являются скрытой формой пропаганды, проводимой, как правило, из-за рубежа, в целях формирования у российской и мировой общественности искаженных представлений о государственной границе России, оправдания территориальных претензий сопредельных государств к нашей стране, подрыва суверенитета и государственной целостности Российской Федерации. При этом действующее российское законодательство не предусматривает каких-либо мер правового реагирования на факты массового изготовления и распространения на территории России таких материалов, производимых в том числе силами функционирующих в нашей стране издательских домов и типографий по заказам иностранных представителей.

В целях противодействия подобным формам вмешательства во внутренние дела России и попыткам внешнего давления со стороны недружественных государств законопроектом предлагается скорректировать предусмотренное Федеральным законом «О противодействии экстремистском деятельности» понятие экстремистских материалов путем отнесения к ним предназначенных для распространения либо публичного демонстрирования картографических и иных документов и изображений, оспаривающих территориальную целостность Российской Федерации.

В случае массового распространения или производства указанных материалов физические и юридические лица будут подлежать административной ответственности. Реализация предлагаемого изменения позволит предупреждать и пресекать организуемую иностранными государствами информационно пропагандистскую деятельность, связанную с «картографической экспансией», и создаст дополнительные гарантии обеспечения целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.

Кроме того, в целях правоупорядоченных мер авторами вышеприведённой инициативы внесён проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» направленный на совершенствование правовых и организационных основ противодействия экстремистской деятельности и распространению экстремистских материалов.

В частности, согласно статье 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» на территории России запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Вместе с тем согласно статье 20.29 КоАП России ответственность за производство и распространение экстремистских материалов наступает лишь в случае, если указанные материалы включены в опубликованный федеральный список экстремистских материалов.

При этом согласно статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» ряд экстремистских материалов отнесены к таковым согласно закону – в частности, труды руководителей национал социалисткой рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Я бы предпочитал, чтобы действительно не употребляли слово «ислам»   рядом с «террором».

 

Владимир Владимирович Пути

Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, основных прав и свобод человека и гражданина, подрывает государственную и общественную безопасность, создает реальную угрозу суверенитету, единству и территориальной целостности Российской Федерации, сохранению основ конституционного строя Российской Федерации, а также межнациональному (межэтническому) и межконфессиональному единению, политической и социальной стабильности.

 

Нельзя создать правового государства, не имея прежде независимого гражданина: социальный порядок первичней и раньше всяких

политических программ.

 

Пётр Аркадьевич Столыпин (1862–1911) — государственный деятель Российской империи

Конституция Российской Федерации, признавая за каждым свободу мысли и свободу слова и гарантируя осуществление этих свобод без какой-либо дискриминации, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 19, часть 2; статья 29, части 1 и 2).

Названные конституционные положения соотносятся с международно-правовыми стандартами, которые, провозглашая право каждого человека на свободу мысли, совести и религии, право беспрепятственно придерживаться своих мнений и право на свободное выражение своего мнения, которое включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ, одновременно устанавливают, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (статьи 18, 19 и пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека; статьи 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических правах; статьи 9 и 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

По смыслу статей 12 и 13 Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности” во взаимосвязи с частью четвертой статьи 7, частями второй и третьей статьи 9, частью третьей статьи 8 и частью второй статьи 11 данного Федерального закона, в соответствии с которыми основанием для ликвидации общественного или религиозного объединения, иной организации и запрета деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, и для прекращения деятельности средства массовой информации является повторное в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявление фактов, свидетельствующих о наличии признаков экстремизма в его деятельности, или осуществление экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, признание сайта в сети “Интернет” экстремистским в целом возможно как в случае систематического размещения на нем экстремистских материалов, так и в случае, когда такой сайт специально создан общественным или религиозным объединением, иной организацией, которые признаны экстремистскими и деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена, в целях распространения информации экстремистского характера[6].

Воспевающие гильотину теряют голову.

Аркадий Давидович

Так, Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов в рамках рабочей поездки в Киргизию встретился с Президентом республики Садыром Жапаровым.

«Сегодня наши государства сталкиваются с общими вызовами трансграничного характера. Среди них – киберпреступность, экстремизм, терроризм, нелегальные миграционные потоки, незаконный оборот оружия и наркотиков», – подчеркнул Генпрокурор России.

Он рассказал, что в прошлом месяце в Минске на заседании КСГП были приняты решения о разработке ряда соглашений, предусматривающих первоочередные меры по защите наших стран от опасных угроз. Как председатель КСГП Игорь Краснов поблагодарил киргизских прокуроров за ответственный подход к этой работе.

Генпрокурор России выразил особую озабоченность сложной обстановкой на Украине. «Фиксируются многочисленные факты использования на востоке этой страны наемников, в том числе из государств СНГ, практически бесконтрольный оборот оружия и боеприпасов, что создает дополнительные вызовы для всех стран Содружества, – заявил Игорь Краснов. – Совершенно очевидно, что противостоять им возможно лишь сообща, путем совместных скоординированных усилий». Генпрокурор России подчеркнул, что российская прокуратура всецело открыта для такого взаимодействия[7].

Заметим, что вся деструктивная деятельность является уголовно-наказуемой деятельностью по нормам национального законодательства и подлежит оперативному пресечению.

После внесения изменений в УК РФ, ст. 275 (Государственная измена) предусматривается уголовно-правовой запрет на финансирование противника. Кроме того, в ст. 276 (шпионаж) совсем недавно введено понятие «противник». Это иностранное государство, противостоящее нашей стране в военных действиях или иных с применением вооружения и военной техники.

На фоне геополитической ситуации зафиксирован вброс деструктивной информации от антироссийских СМИ, организаций и инагентов[8] по теме частичной мобилизации и референдумов в республиках Донбасса и на освобожденных территориях бывшей украинской ССР.

Политики должны надевать куртки с указанием спонсоров, как это делают гонщики Nascar, тогда мы будем знать их владельцев.

Робин Уильямс

По нашим наблюдениям, сотня деструктивных медиа и шоу проектов, координируемые как мы выше поименовали зарубежные страны, представляют собой един «рупор» натовской, фашисткой пропаганды по дискредитации и миротворческой цели СВО. К продвижению такого информационного продукта присоединились польские и чешские центры.

Отметим, что заявление о начале частичной мобилизации в России спровоцировало огромную волну фейков. Повестки словно «флаеры», сопровождавшиеся в том числе задержаниями в аэропортах, улиц, которых необходимо избегать – это лишь часть тех фактов дезинформации, которые ежедневно фиксируются.

Одновременно в соцсетях распространялись видеообращения Зеленского к гражданам России, в том числе проживающим в республиках Северного Кавказа (Республика Дагестан, например), саботировать мобилизацию.

Усилия внести раскол в обществе, недоверие к органам публичной власти, посеять межнациональную вражду между народами России, как мы полагаем, будут продолжены с целью спровоцировать сепаратистские настроения.

Меняются только цели вмешательства во внутреннюю повестку. Акты, методы и практика остаются прежними. Так,  работала установка Запада любой ценой дестабилизировать ситуацию в ходе референдумов в республиках Донбасса, Херсонщине и Запорожье, сорвать мобилизацию путем потока лжи, угроз, дискредитации, обмана и фейков, – в ход идут любые способы повлиять на волеизъявление граждан и исполнение ими конституционного долга перед Отечеством.

Удвоение информационно-психологических атак и фейковых взбросов было прогнозируемо и ожидаемо.

Однако, попытки раскачать наше общество желаемого результата не принесло и не принесет.

Анализ факторов внешнего вмешательства во внутренние дела России, практики антироссийской пропаганды и дискредитации нашей страны в глазах мирового сообщества послужат основанием принятия мер реагирования, в том числе на законодательном уровне.

[1]https://ria.ru/20220926/snouden-1819626365.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 26.09.2022).

[2] В.И.Пискарев, А.Г.Альшевских, М.Г.Делягин, Е.В.Ревенко, А.К.Луговой, А.О.Ткачев, Р.Б.Чемерис, М.В.Бутина, А.А.Ющенко, С.Д.Леонов, О.А.Матвейчев, Э.А.Валеев, А.В.Картаполов, Д.И.Савельев, А.Л.Шхагошев, Я.В.Лантратова, Ю.П.Синельщиков

[3] https://sozd.duma.gov.ru/bill/197914-8 (дата обращения: 26.09.2022).

[4]https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=76915842 (дата обращения: 26.09.2022).

[5] https://sozd.duma.gov.ru/bill/196548-8 (дата обращения 16.09.2022), https://sozd.duma.gov.ru/bill/196560-8 (дата обращения: 16.09.2022)

[6] Определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 N 3024-О

“Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы иностранной организации “Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc.” на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 1 и статьей 13 Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”, а также пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”

[7] https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/search?article=75647660 (дата обращения: 16.09.2022)

[8] По данным на 16.09.2022 в реестре СМИ, выполняющих функции иностранного агента значатся 183 лица https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/ (дата обращения: 26.09.2022).

от fs