2015 г. Москва

г. Москва

Всероссийская научно-практическая конференция «Состояние противодействия коррупции и направления совершенствования борьбы», проходившая в городе Москве, завершила работу.

27-28-Москва-1

27 января на конференции выступили:

Капинус Оксана Сергеевна, доктор юридических наук, профессор, ректор Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
Долгова Азалия Ивановна, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РСФСР, президент Российской криминологической ассоциации (вступительное слово >>>);
Михайлов Валентин Иванович, заместитель начальника Управления Администрации Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, доктор юридических наук, Заслуженный юрист Российской Федерации;
Капустин Анатолий Яковлевич, доктор юридических наук, профессор, первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, президент Российской ассоциации международного права;
Астанин Виктор Викторович, доктор юридических наук, профессор, заместитель директора Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации;
Журбин Роман Владимирович, доктор юридических наук, заместитель директора НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
Мохов Евгений Алексеевич, доктор юридических наук, профессор;
Корякин Виктор Михайлович, доктор юридических наук, профессор Военного университета Министерства Обороны Российской Федерации;
Гаврилов Борис Яковлевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России;
Иванов Никита Георгиевич, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Российской правовой академии Министерства Юстиции Российской Федерации;
Номоконов Виталий Анатольевич, доктор юридических наук, профессор Дальневосточного федерального университета, вице-президент Российской криминологической ассоциации;
Сергеева Анжелика Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Алтайской академии экономики и права;
Цирин Артём Михайлович, кандидат юридических наук, заведующий отделом правовых проблем противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации;
Супрун Александр Петрович, руководитель Агентства экономической безопасности «КРОНВЕРС»;
Скобликов Пётр Александрович, доктор юридических наук, профессор Академии управления МВД России;
Какителашвили Михаил Михайлович, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
Корж Павел Анатольевич, старший преподаватель Западно-Уральского института экономики и права;
Кадакоева Мариет Масхудовна, судья Верховного суда Республики Адыгея, кандидат юридических наук.

27-28-Москва-2

27-28-Москва-3

28 января 2015 г. работа конференции была продолжена в режиме круглого стола.

Большой интерес и дискуссию вызывали вопросы оценки изменения коррупции в России, оценки действующего законодательства о коррупции, направления совершенствования борьбы с коррупцией.

Активное обсуждение вызвало выступление Иванова Никиты Георгиевича на тему: «Стоит ли бороться с коррупцией?»

27-28-Москва-527-28-Москва-627-28-Москва-4

Материалы конференции будут опубликованы. Срок представления статей участниками конференции – до 1 марта 2015 года.

При направлении статей просим соблюдать следующее:
— Статья представляется по теме конференции.
— Текст направляется в адрес организаторов конференции в указанные на сайте Ассоциации сроки только в электронном виде на сайт и одновременно по электронной почте в текстовом редакторе Word (doc или docx), формат А4, набор текста гарнитурой Times New Roman, кегль 14, интервал 1, сноски постранично, перенос автоматический, нумерация внизу в центре страницы. Объем не должен превышать 8 стр.
В начале статьи после заголовка дается краткая аннотация и указываются ключевые слова.
Текст сопровождается сведениями об авторе (фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность, место работы, контактные данные).

 

По итогам работы единогласно принята резолюция.

 


Общероссийская общественная организация «Российская криминологическая ассоциация»
Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации
Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации
Академия управления МВД России
Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России
Академия Следственного комитета Российской Федерации
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Юридический факультет  Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Всероссийская научно-практическая конференция
«Состояние противодействия коррупции и направления совершенствования борьбы с ней»

Москва. 27-28 января 2015 г.

Резолюция

Участники конференции, научные и практические сотрудники, работающие в сфере борьбы с преступностью, обсудив выступления специалистов и итоги состоявшейся дискуссии, пришли к следующим выводам:

1. Коррупция в России проявляет себя не только в виде отдельных актов, но и методов совершения различных криминальных деяний, а также широкой практики. Она системно связана с транснациональной и иной масштабной организованной преступной деятельностью экономического, политического, террористического, экстремистского и другого характера, представляет собой одну из наиболее серьёзных угроз национальной безопасности.

2. Принимаемые меры не рассчитаны на борьбу с организованными проявлениями коррупции, научно не обоснованы и в силу этого — не эффективны. При разработке законодательства и организации борьбы с коррупцией игнорируются  научные разработки криминологов и других учёных, международные подходы и зарубежные эффективные практики. В то же время возникают разного рода антикоррупционные фонды и другие организации неспециалистов, в качестве экспертов привлекаются часто случайные, но инициативные лица; в ведомственных разработках коррупционно опасными объявляются чуть ли не все функции ведомства.

3. Официальная статистика фиксирует парадоксальную картину: при значительном превышении числа регистрируемых фактов получения взяток над числом фактов дачи взяток, количество выявляемых взяткополучателей устойчиво, наоборот, оказывается значительно ниже числа взяткодателей и при этом размах различий последовательно возрастает.

4. Нуждается в кардинальном совершенствовании правовая база реагирования на коррупцию. Трактуемое действующим российским законодательством понимание коррупции не соответствует сущностным характеристикам данного явления, в том числе отраженным в ратифицированных Российской Федерации международных конвенциях:

  • с одной стороны, понятие необоснованно расширено за счет злоупотребления служебным положением, хищений и других преступлений, круг которых в законе исчерпывающе не определен и практически трактуется произвольно. Общепринятое в истории отечественного права и в международных правовых актах понятие «коррупция» означает двустороннюю криминальную сделку подкупа-продажности, в том числе осуществляемую при участии посредников;
  • с другой стороны, сужены предмет подкупа, круг субъектов подкупа-продажности, сфера коррупции: коррупция связывается узко только с имущественной выгодой, а также  деятельностью лишь физических лиц — до сих пор не введена уголовная ответственность юридических лиц, наиболее масштабных корруптеров. Не уделяется должного внимания коррупции в негосударственных сферах, поведению  широкого круг лиц, выполняющих публичные функции.

5. Для создания  современной антикоррупционной правовой базы и криминологической защиты процесса её создания – пресечения криминального лоббирования  значимы:

  • полный отказ от рассмотрения коррупции в качестве допустимого (и даже необходимого) средства реформирования и решения экономических, юридических, а также других проблем;
  • ратификация Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принятую Советом Европы 4 ноября 1999 г.;
  • разработка и принятие нового базового комплексного Федерального закона «О борьбе с коррупцией»;
  • приведение иных Федеральных законов и подзаконных актов о коррупции в соответствие с Конституцией Российской Федерации, ратифицированными международно-правовыми документами;
  • постоянное  совершенствование указанной антикоррупционной правовой базы с учётом реальной социальной эффективности действующих нормативных правовых актов, их соответствия изменяющимся криминальным реалиям и широкой социальной ситуации, а также необходимости восприятия лучшего отечественного и зарубежного опыта;
  • привлечение к работе над антикоррупционными законопроектами и проектами соответствующих международно-правовых актов высококвалифицированных специалистов, профессионально разрабатывающих вопросы борьбы с коррупцией, далёких от лоббирования кланового, криминального или иных антигосударственных интересов.
  • важны опубликование составов рабочих групп, разрабатывающих законопроекты, указание авторов данных документов; публичный характер обсуждения законопроектов перед их внесением на рассмотрение Государственной Думой; исключение анонимности вносимых поправок и поименное голосование;
  • в уголовном законодательстве необходимо исключать чрезмерное расширение усмотрения судей, в частности, предоставление им права изменить категорию преступления на менее тяжкую (ч.6 ст. 15 УК РФ) и др.

 6. В процессе создания антикоррупционной правовой базы важно:

  • выделять собственно коррупционные деяния на основе признака подкупа — продажности, относить к таковым совершаемые в любых сферах деятельности (а не только в сфере  государственной службы); субъектами данных деяний считать и физических, и юридических лиц;  подкуп не связывать только с  имуществом и имущественной выгодой;
  • разграничивать меры реагирования на саму коррупцию и меры  воздействия на систему преступлений, связанных с коррупцией (экономических, террористических и др.), учитывать при этом криминологические особенности данных преступлений и их разную чувствительность к избираемым мерам воздействия;
  • применять в системе меры реагирования на сами коррупционные  деяния и на их причины, условия;
  • предусматривать и обеспечивать проведение высокопрофессиональной криминологической экспертизы выносимых на обсуждение в Федеральном Собрании законопроектов; проводить соответствующую экспертизу социально-экономических реформ и других глобальных преобразований.

7. Поскольку борьба с коррупцией и организованной преступностью должна вестись в системе, а продвижение различных интересов следует максимально легализовать — исключить анонимность субъектов продвижения этих интересов, их финансового, организационного обеспечения, высоко значимы разработка и принятие следующих трех федеральных законов:

  • Федерального закона «О борьбе с организованной преступностью» (проект имеется);
  • Федерального закона «О криминологической экспертизе» (проект имеется);
  • Федерального закона «О лоббизме» (проекты разрабатывались).

8. Значимо обеспечение развития криминологических и социально-правовых исследований, углубленного изучения механизмов детерминации коррупции с выявлением обстоятельств, детерминирующих мотивацию, принятие, исполнение решений о даче и получении взяток.
При этом надлежит выявлять, в каких именно системах деятельности отмечается коррупционное поведение и давать криминологическую, правовую оценку реальному состоянию соответствующих систем; дифференцировать  механизмы и оценку  фактов коррупции в разных типах ситуаций: реально безвыходных для их субъектов, когда речь идет об устранении угрозы жизни их близких и т.п.; в ситуациях продуманного взвешивания баланса потерь и приобретений; в случаях инициативных подкупа-продажности, соединённых с разными вариантами психического, экономического и иного воздействии, а также иных. Соответственно должны дифференцироваться предупредительная и иные составляющие борьбы с коррупцией.

9. Участники конференции рекомендуют проведение широкомасштабных, комплексных, междисциплинарных и межведомственных исследований проблем противодействия коррупции, её причинного комплекса и антикоррупционной политики. Необходимо включить соответствующие разработки в Перечень важнейших и приоритетных тем научно-исследовательских работ, утверждаемый Правительством РФ с соответствующим финансовым, в том числе грантовым, обеспечением.


Резолюция направлена:

Руководителю Администрации Президента Российской Федерации,
Секретарю Совета Безопасности Российской Федерации,
Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
Председателю Верховного Суда Российской Федерации,
всем руководителям правоохранительных органов Российской Федерации.