Авторы: А.И. Подберёзкин, О. Боброва


В Госдуму внесен законопроект, направленный на развитие внутреннего российского рынка и повышения эффективности механизма функционирования оборота национальной валюты

Дух торговли, который рано или поздно овладеет каждым народом, — вот что несовместимо с войной. Из всех сил, подчиненных государственной власти, сила денег, пожалуй, самая надежная, и потому государства будут вынуждены (конечно, не по моральным побуждениям) содействовать благородному миру.

Иммануил Кант

11 октября внесён проект Федерального закона № 210089-8 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об организованных торгах» и статью 12 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком»[1] и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подготовлен в целях дальнейшего развития российского внутреннего валютного рынка и повышения эффективности механизма осуществления расчетов в национальных валютах.

По мнению разработчиков законопроекта[2], начиная с 2010 года на Московской Бирже проводятся торги в валютах стран ЕАЭС (казахстанский тенге, белорусский рубль), Китая (юань), Турции (лира) для целей обеспечения расчетов российских участников внешнеэкономической деятельности в национальных валютах и снижения доли долларов США и евро в международных расчетах. С февраля 2022 года наблюдается многократный рост спроса на биржевые конверсионные операции в вышеуказанных национальных валютах. В июне 2022 года начались торги армянским драмом и южноафриканским рэндом, в сентябре 2022 года – узбекским сумом. Также прогнозируется высокий спрос на операции в киргизских сомах, дирхамах ОАЭ, индийских рупиях и других национальных валютах.

Одним их ключевых вопросов эффективности организованных торгов национальными валютами является обеспечение необходимой валютной ликвидности со стороны маркет-мейкеров из числа крупных российских и зарубежных банков, а также иных финансовых организаций в объемах, удовлетворяющих растущий спрос участников внешнеэкономической деятельности на данные валюты.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об организованных торгах» разрешен допуск к торгам только российских резидентов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые в большинстве своем не имеют возможности поставлять ликвидность в национальных валютах в необходимых объемах, что сдерживает рост операций и искажает определение рыночного курса рубля к данным валютам.

Крупная торговля заключается в том, чтобы купить, хотя бы

 и дорого, но в кредит, а продать, хотя бы и дешево, но за наличные.

Э. Б. Уайт

Соглашением о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-членов Евразийского экономического сообщества от 25 января 2006 года и Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года предусмотрена возможность прямого допуска на российский валютный рынок банков-нерезидентов из стран-участников указанных соглашений и на сегодняшний день в торгах на валютном рынке Московской Биржи принимает участие 21 банк из стран-членов ЕАЭС и Таджикистана. При этом в настоящее время невозможно участие в торгах на валютном рынке некредитных финансовых организаций из перечисленных стран, а также кредитных и иных финансовых организаций из стран, не входящих в ЕАЭС, но зарегистрированных в других странах – внешнеторговых партнерах России (в том числе из иных интеграционных объединений, а также Вьетнама, Турции, ОАЭ и др.).

В связи с вышеизложенным законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению перечня юрисдикций, кредитные организации и брокеры, из которых могут быть допущены к участию в организованных торгах иностранной валютой. Также законопроектом предусматривается возможность допуска иностранных кредитных организаций и иностранных брокеров из дружественных стран к участию в торгах производными финансовыми инструментами, базисным активом которых являются валюта и процентные ставки, что позволит участникам торгов хеджировать валютные и процентные риски.

Одновременно законопроектом устанавливается, что личным законом иностранных финансовых организаций, которые могут быть допущены к организованным торгам, не должен быть предусмотрен запрет на заключение на организованных торгах договоров купли-продажи иностранной валюты и договоров ПФИ, а также то, что сделки на организованных торгах данные организации смогут заключать только с центральным контрагентом. При этом предлагается наделить Банк России полномочием по установлению требований к иностранным банкам и иностранным брокерам, при соответствии которым они могут быть допущены к организованным торгам валютой и ПФИ. Кроме того, в целях обеспечения устойчивости функционирования финансового рынка Банку России предлагается предоставить право устанавливать ограничения в отношении сделок, совершаемых иностранными организациями на валютном и срочном рынках.

Для достижения заявленных целей законопроектом также предусматривается внесение корреспондирующих изменений в статью 12 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установления обязанности участников торгов, в том числе допускаемых иностранных организаций, предоставлять по запросу организатора торговли, направляемому в целях реализации пункта 1 части 2 данной статьи 12, документы, объяснения и информацию в порядке и в сроки, определяемые организатором торговли. При этом, в случае непредоставления участниками торгов соответствующих документов, объяснений и информации, организатор торговли наделяется правом применения мер реагирования в отношении таких лиц. Указанные изменения требуются, в том числе, в связи с тем, что предусмотренные законопроектом новые участники торгов не являются поднадзорными Банку России организациями и получение сведений об их деятельности осложнено необходимостью обращения к иностранному регулятору финансового рынка.

Предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать повышению эффективности механизма прямой конвертации национальных валют дружественных стран без посредничества доллара и евро и формированию прямых котировок к рублю для удовлетворения растущего спроса российской экономики на расчеты в национальных валютах.

Законопроект не содержит положений, вводящих или способствующих введению избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для заинтересованных лиц.

В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки.

Человек не просто продает товары он продает себя

 и ощущает себя товаром.

Эрих Фромм

Напомним, что Федеральный закон “О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 27.07.2010 № 224-ФЗ направлен на обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенства инвесторов и укрепление доверия инвесторов путем создания правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

Закон регулирует отношения, связанные с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которые допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации, и (или) с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах, с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, допущенных к торговле на организованных торгах, и (или) с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах.

Федеральный закон не применяется к отношениям связанным:

1) с осуществлением Центральным банком Российской Федерации и иными лицами, действующими от его имени, операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой в целях реализации Банком России функций по осуществлению единой государственной денежно-кредитной политики, защите и обеспечению устойчивости рубля, обеспечению стабильности и развития финансового рынка Российской Федерации;

2) с осуществлением Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо финансовыми органами субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации операций с финансовыми инструментами в целях управления государственным долгом;

3) с осуществлением исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований (местными администрациями) в соответствии с уставами муниципальных образований операций с финансовыми инструментами в целях управления муниципальным долгом.

  1. Требования к порядку использования и защиты инсайдерской информации, относящейся к сведениям, составляющим государственную и налоговую тайну, а также ответственность за нарушение указанного порядка устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
  2. Требования закона о составлении перечня инсайдерской информации, а также требования статей 8 – 11 данного Федерального закона не распространяются на эмитентов иностранных ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к торговле на организованных торгах без заключения договора между организатором торговли и таким эмитентом, исполнительные органы государственной власти иностранного государства, публично-правовые образования, органы местного самоуправления иностранного государства, которые несут от своего имени или от имени иностранного государства ответственность по обязательствам перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.

Отметим, что в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики Банк России ежегодно раскрывает цели и подходы к проведению денежно-кредитной политики, свой взгляд на текущее состояние экономики и прогнозы ее развития в среднесрочной перспективе.

В начале 2022 года ситуация в российской экономике существенно изменилась. Ряд стран ввели беспрецедентные по масштабу санкции в отношении российского реального и финансового секторов. Они существенно затруднили международную логистику и расчеты, ограничили импорт зарубежных и экспорт отечественных товаров и услуг. Кроме того, некоторые международные компании приостановили деятельность на территории страны. Введение санкций и существенный рост неопределенности привели к увеличению волатильности на финансовом рынке, росту рисков для финансовой стабильности, увеличению инфляционных и девальвационных ожиданий.

Для стабилизации ситуации Банк России, Правительство Российской Федерации и другие государственные органы приняли комплекс мер. Они включали повышение ключевой ставки Банком России до 20% годовых, введение контроля за движением капитала, приостановку торгов на Московской Бирже, существенные регуляторные послабления для банков, меры по поддержке заемщиков.

Эти меры позволили ограничить риски для финансовой стабильности, поддержать устойчивость банковского сектора и в целом стабилизировать ситуацию. Уже к апрелю острая фаза кризиса была пройдена. Однако полноценная подстройка экономики к введенным ограничениям требует времени.

Основная задача в ближайшие годы – создать условия для успешной трансформации экономики. Реализуя денежно-кредитную политику, Банк России будет вносить свой вклад в создание таких условий через обеспечение ценовой стабильности. Низкая и стабильная инфляция при прочих равных условиях даст возможность компаниям и населению лучше планировать свою деятельность, будет способствовать повышению доступности долгового и долевого финансирования и защитит доходы граждан от значимого и непредсказуемого обесценения.

Стратегия таргетирования инфляции не потеряла своей актуальности и прежнему является лучшим выбором для денежно-кредитной политики. Гибкость такой стратегии позволит обеспечить ценовую стабильность и поддержать адаптацию российской экономики к новым условиям. В рамках стратегии таргетирования инфляции Банк России продолжает следовать ранее объявленным основным принципам денежно-кредитной политики. Они показали свою эффективность в экстраординарных условиях 2022 года.

Цель денежно-кредитной политики остается неизменной – поддерживать годовую инфляцию вблизи 4% постоянно. При этом в 2022–2023 годах будут происходить трансформация экономики и подстройка относительных цен по широкому кругу товаров и услуг. В этот период инфляция временно останется на повышенном уровне. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов

Введение Денежно-кредитной политика будет направлена на ее постепенное снижение. Однако этот процесс потребует больше времени, чем обычно, учитывая необходимость адаптации экономики к новым условиям. Реализуя денежно-кредитную политику, Банк России, как и прежде, воздействует на спрос и цены с помощью ключевой ставки и сигнала о дальнейших решениях по ней.

Резкое изменение внешних и внутренних условий привело к снижению эффективности передачи решений по ключевой ставке и сигнала в экономику. Однако по мере того, как экономика начала адаптироваться к введенным ограничениям, эффективность трансмиссии восстанавливалась. Этот процесс продолжится. Решения по денежно-кредитной политике влияют на динамику цен не сразу, а со временем, поэтому решения по ключевой ставке принимаются на основе макроэкономического прогноза.

С учетом введения ограничений на движение капитала Банк России скорректировал модельный аппарат, который используется для подготовки прогноза. Чтобы воздействие денежно-кредитной политики на экономику было эффективным, Банк России следует режиму плавающего валютного курса. В условиях ограничений на движение капитала курс рубля определяется преимущественно спросом и предложением экспортеров и импортеров на валютном рынке. Меры по контролю за движением капитала являются мерами политики по поддержанию стабильности финансового сектора. Банк России продолжит их постепенное смягчение.

Вклад в стабилизацию ситуации вносит информационная открытость. Оперативное и полное раскрытие информации Банком России о проводимой денежно-кредитной политике помогает формировать более предсказуемую экономическую среду, что особенно важно в период существенного изменения экономической ситуации.

Дальнейшее развитие событий в российской экономике характеризуется существенной неопределенностью. Она связана как с внутренней подстройкой экономики к новым условиям, так и с внешними событиями.

Продолжительность и глубина спада в экономике в ближайшие годы будут во многом зависеть от того, насколько быстро компании смогут перестроить логистические и производственные цепочки, освоить новые рынки сбыта и найти новых поставщиков, будут ли развиты компенсирующие технологии и каким образом подстроится рынок труда.

Торговля — это вампир, сосущий богатство и кровь общественного тела под предлогом помощи обращения этих богатств и этой крови.

 С точки зрения производителя, это паук, протягивающий с

вою паутину и высасывающий неосторожную муху.

Виктор Консидеран

В базовом сценарии Банк России предполагает, что введенные ограничения сохранятся на прогнозном горизонте. Процесс подстройки экономики к ним может занять до полутора лет. В это время совокупный выпуск, в том числе потенциальный, будет сокращаться, цены будут обладать повышенной гибкостью, а инфляция временно будет более высокой. Затем, по мере перехода экономики в новое равновесие, экономическая активность начнет восстанавливаться.

Темпы роста экономики будут небольшими, но за пределами прогнозного горизонта они могут ускориться за счет формирования в экономике новых производственных взаимосвязей, повышения квалификации рабочей силы и эффективности использования капитала, ввода новых средств производства в эксплуатацию. Годовая инфляция снизится до 5–7% в 2023 году и вернется к цели вблизи 4% в 2024 году. Этому будет способствовать в том числе проводимая Банком России денежно-кредитная политика.

По оценкам Банка России, постепенное снижение инфляции к цели потребует поддержания ключевой ставки в диапазоне 6,5–8,5% годовых.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов 5 среднем в 2023 году и 6–7% годовых в среднем в 2024 году. По мере ослабления инфляционного давления Банк России будет снижать ключевую ставку, возвращая ее в долгосрочный нейтральный диапазон 5–6% годовых[3].

[1] https://sozd.duma.gov.ru/bill/210089-8 (дата обращения: 11.10.2022)

[2] https://sozd.duma.gov.ru/bill/210089-8 (дата обращения: 11.10.2022).

[3] http://www.cbr.ru/content/document/file/139691/on_project_2023(2024-2025).pdf (дата обращения: 11.10.2022)

от fs