Преступность в истории человечества: монография / Ю. М. Антонян, О. Ю. Звизжова. М.: Норма. 2012. 208 с.
В первом в юридической литературе исследовании истории преступности от первобытных сообществ до наших дней, построенном на этнологических, антропологических, исторических и юридических работах, прослежена динамика преступности, ее изменения в различных общественных формациях и причины этих изменений. Охвачены следующие исторические периоды: первобытное общество, античность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Показано, что каждому из них свойственна «своя» преступность, но в то же время есть такие преступления, которые никогда не меняются.
Опт. цена: 193,90 р. Код 409300.01.01
Источник: http://www.norma-verlag.com/book/8626
Содержание
Введение
Глава 1. Преступность в первобытном обществе
1.1. Общая характеристика преступности в первобытном обществе
1.2. Преступления против личности
1.3. Преступления против собственности
Глава 2. Преступность эпохи античности
2.1. Общая характеристика и структура преступности
2.2. Преступления против государства и религии
2.3. Преступления против личности
2.4. Преступления против собственности
Глава 3. Преступность в Средние века
3.1. Общая характеристика и структура преступности
3.2. Преступления против государства и религии
3.3. Преступления против личности
3.4. Преступления против собственности
Глава 4. Преступность Нового и Новейшего времени
4.1. Общая характеристика и структура преступности
4.2. Преступления против государства
4.3. Преступления против личности
4.4. Преступления против собственности
Заключение
Предисловие
Эволюция преступности — это одна из составляющих истории развития общества, социальные, экономические и гуманитарные процессы в котором всегда вызывали изменения преступности, а также способов и средств совершения преступлений.
Преступность существовала во все времена, изменяясь не только от эпохи к эпохе, от страны к стране, но и, пусть и редко, от региона к региону. Территориальные различия в объеме, структуре, динамике, характере преступности тесно связаны с уровнем социально-экономического развития отдельных стран и народов, национальными традициями, обычаями, уровнем культурно-воспитательной работы, организацией быта и досуга населения, качеством правоохранительной деятельности и т. д.
Состояние преступности изменяется во времени и в пространстве, также оно зависит от содержания, тенденций, причин и условий самой преступности.
Совершенно очевидно, что преступность имеет историческое происхождение, будучи причинно связана с явлениями и процессами, происходящими в обществе. Ее уровень и характер в различных социально-экономических системах и странах коррелируют с конкретными обстоятельствами жизнедеятельности членов общества.
Говоря об эволюции преступности, мы имеем в виду изменения не только оценок отдельных поступков, но и значения тех или иных видов этих поступков. Иначе говоря, круг деяний, которые государства считают преступными, подвержен изменению: идут постоянные криминализация деяний, которые становятся общественно опасными, и декриминализация поступков, утрачивающих общественную опасность. Появление новых видов преступлений связано с обретением определенными деяниями более высокой степени общественной опасности.
На начальном этапе — в первобытном обществе — объективно являющееся опасным для общества (убийства, кражи, разбои и т. д.) еще не является уголовно-противоправным, по-скольку нет уголовного права, но названные действия тем не менее совершаются. Повторяющиеся и получающие распространение вредоносные поступки вызывают ответную реакцию со стороны общества, которая проявляется в том, что общественная опасность находит выражение в определенном запрете, устанавливаемом родом или племенем. Соответствующие нормы, не будучи записанными, существуют в устной форме наряду с мифами, легендами, сказками и т. п., а с появлением письменной культуры оформляются письменно.
Эволюция преступности зависит от развития общественных отношений, в результате которого одни деяния становятся опасными для прежнего или нового господствующего по-рядка, а другие перестают быть таковыми. Например, в доиндустриальной Европе наиболее серьезными (и наказуемыми) считались преступления религиозного характера либо преступления против собственности, особенно принадлежащей аристократии. В настоящее время религиозные нарушения в большинстве своем не воспринимаются в западном мире как преступления вообще (ввиду светской основы современного законодательства) либо рассматриваются как малозначительные нарушения закона. В эпоху античности и Средние века убийство одного простолюдина другим не считалось столь серьезным преступлением, как преступные деяния против аристократической собственности. Преступник мог искупить вину, выплатив родственникам жертвы определенную сумму денег. Иногда семья погибшего брала дело восстановления справедливости в свои руки, убивая виновного. Кровная месть была особо распространенным явлением в первобытную эпоху. Проблема ее заключалась в том, что семья первого убийцы могла отреагировать равно-ценным способом, и это приводило к потенциально нескончаемой веренице убийств. В некоторых районах Южной Италии (о. Сицилия) практика кровной мести существовала вплоть до XX в. Она существует и в настоящее время как способ восстановления справедливости между соперничающими «криминальными семьями» в Соединенных Штатах Америки, а также на Северном Кавказе и в других регионах мира.
Итак, поскольку преступность отражает те или иные грани общества, с изменением обще-ства изменяется и преступность. Современное общество за последние несколько десятков лет существенно трансформировалось, что, как было сказано, привело к появлению новых и отмиранию старых деяний, считающихся преступлениями. Изменившаяся преступность часто требует изменения идеологии борьбы с нею.
Кроме того, именно исследование преступности в контексте анализа истории человечества (начиная с первобытных времен) позволяет не только проследить извилистый путь всей преступности, ее основные структурные изменения, но и доказать, что она есть вечный и неизменный спутник людей.
Несмотря на довольно активное развитие криминологии как науки о преступности, последняя остается одной из главных социальных тайн. В этом смысле ее можно приравнять к болезни и даже смерти, если их рассматривать не только с биологических и медицинских, но и с философских позиций.
Один из наиболее сложных вопросов, имеющих прямое отношение к природе преступности, заключается в том, когда, на каком этапе истории человечества она появилась. Этот вопрос в наше время ставится редко. В советской криминологии он решался просто и однозначно: преступность возникла с расслоением общества и формированием классов, а значит, она исчезнет с исчезновением классов при коммунизме, поскольку социальной почвы для нее уже не будет. Такое положение принималось советскими криминологами, впрочем, они не очень задумывались об этом, так как среди них всегда было мало людей, глубоко разбирающихся в антропологии, этнологии и истории. Между тем названное марксистско-ленинское положение было основано на незнании этих наук.
Такое незнание и сейчас держит многих криминологов в неведении относительно происхождения преступности и ее длительного, сложного и противоречивого пути. Конечно, отдельные ученые отмечают, что преступность зародилась в древности. Об этом пишет, например, В. В. Лунеев, отмечая, что она зафиксирована в исторических документах с незапамятных времен, в Законах Хаммурапи (Древнего Вавилона) или Законах Ману (Древней Индии). Но дело в том, что преступность древнее любых писаных законов, любой письменной культуры; она возникла с появлением человека как социального существа.
В любом обществе (сообществе) всегда будут отдельные люди или группы людей, недовольные своим положением (социальным статусом, заработком, непризнанием в глазах ближайшего окружения, неуспехом у женщин, бедностью и т. д.), а потому желающие изменить его любым путем, даже преступным. Есть люди, которые ощущают угрозы (подлинные или мнимые) и готовы защитить себя, совершая преступления. В этой книге мы стремимся доказать, что подобные особенности всегда детерминировали преступность в прошлом и всегда будут существовать в будущем.
Преступность в истории человечества можно представить в виде змеи, которая движется не строго прямо, а извилистым и сложным путем. С одной стороны, она остро и живо реагирует на изменения социальной среды, представления людей и их требования, характер их сотрудничества или вражды для того, чтобы защитить чьи-то эгоистические или иные аморальные интересы либо предотвратить угрозу. С другой стороны, преступность твердо и неизменно идет вперед, несмотря на все преграды, которые ей ставят общество, государство и отдельные люди. В настоящей работе мы попытаемся проследить ее путь и в общих чертах объяснить происходящие в ней наиболее крупные изменения.
Преступность возникла до появления цивилизации, однако уже давно является ее неизменной частью, как и борьба с ней. Но нельзя, на наш взгляд, утверждать, что современная цивилизация способствует развитию преступности. Прежде всего мы не знаем, каковы были ее истинные масштабы в предыдущие эпохи, поскольку об этом нет почти никаких статистических данных. Весьма значительное число деяний (разграбление захваченных городов, уничтожение его жителей и т. д.) в Древнем мире и Средневековье не считалось преступным. Но на цивилизацию вообще ни в коем случае не стоит возлагать все надежды в противодействии преступности. Как оказалось, ее слой весьма тонок и не способен надежно вытравить человеческие пороки. Это доказала, например, нацистская Германия, на-род которой всегда справедливо относили к числу самых цивилизованных, что отнюдь не помешало его представителям творить в XX в. неслыханные злодеяния.
Все вышеизложенное предопределяет актуальность настоящего исследования, направленного на изучение эволюции преступности на различных этапах развития общества.
Отдельные уголовно-правовые и криминологические аспекты изучения некоторых видов преступности на определенных этапах развития общества были предметом внимания многих ученых, среди которых следует отметить Э. В. Георгиевского, М. О. Косвена, Н. И. Зибера, Н. Н. Харузина, С. М. Иншакова, В. И. Кузищина, С. А. Муромцева, К. Е. Ливан-цова, Н. А. Горелова, Э. М. Аннерса, А. И. Долгову, Ф. М. Решетникова, Н. Ф. Кузнецову и др.
Некоторые вопросы античной и средневековой преступности нашли отражение в работах В. В. Кучмы, Е. В. Никитюка, Я. Шпренгера, Х. А. Льоренте. Среди исследователей преступности XX в. особо следует отметить В. В. Лунеева.
Значительный вклад в исследование первобытной преступности внесли антропологи и этнологи Э. Б. Тайлор, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, Д. Д. Фрезер, Л. Морган.
Безусловно, работы названных авторов имеют большую теоретическую и практическую значимость, однако не охватывают всех аспектов многовекового развития преступности, не отражают закономерности ее изменения во времени, в конкретных условиях определенного места.
В этой работе поставлена цель изучить эволюцию преступности на различных этапах развития общества, связав ее как с изменением круга деяний, признаваемых общественно-опасными (преступлений), так и с факторами, повлиявшими на ее динамику и структуру, криминализацию и декриминализацию отдельных деяний.
Центральной идеей нашей книги является развернутое обоснование вывода о том, что системное исследование преступности предопределено всем ходом развития криминологии, логикой наращивания криминологических знаний. Это очень важное положение обосновывается путем анализа тех научных предпосылок, которые разработаны в трудах отечественных и зарубежных правоведов, философов, социологов, этнологов и представителей других отраслей знания.
Необходимо отметить, что подобного комплексного исследования ранее не проводилось. В некоторых работах изучались отдельные категории преступности, при этом указывалось на их изменение во времени и в пространстве. В нашем издании проведено обобщение ранее сделанных выводов, на основе имеющихся данных сформулированы новые выводы, что позволило представить общую картину эволюции преступности на различных этапах развития общества.