Оптимизация научного обеспечения и криминологической культуры борьбы с преступностью. М., 2011. С. 352.

Редакционная коллегия: А.И. Долгова, доктор юридических наук, профессор (отв. редактор), О.А. Астафьева, С.Д. Белоцерковский, кандидат юридических наук, доцент, Д.А. Соколов.

В книге публикуются результаты криминологических и социально–правовых исследований, показывается динамика и специфика разных видов преступности. Значительное внимание уделяется общеуголовной преступности, проблемы которой обсуждались на Всероссийской научно–практической конференции ««Общеуголовная преступность: состояние, причины и стратегия борьбы», состоявшейся в Барнауле в 2010 году, а также экономической, террористической, организованной, преступности несовершеннолетних и другим видам. Анализируется практика антикоррупционной экспертизы; публикуются материалы о зарубежном опыте предупреждения преступности.

Для научных и практических работников, а также для аспирантов и студентов юридических вузов, иных читателей, интересующихся вопросами борьбы с преступностью.

ISBN 978-5-87817-074-1

 

 

Содержание

Раздел 1.Научное обеспечение борьбы с преступностью
Герасимов С.И. О некоторых резервах  повышения научной  обоснованности противодействия преступности
Долгова А.И. Научное обеспечение борьбы с преступностью                                                 и повышение криминологической культуры общества
Номоконов В.А. Некоторые проблемы оптимизации научного обеспечения борьбы с преступностью
Клейменов М.П. Роль криминологии в юридическом образовании
Лунеев В.В. Научные основы отечественного законотворчества
Астанин В.В. Научно-экспертное сопровождение противодействия коррупции в системе мониторинга правоприменения
Щеблыкина И.В. Значение криминологических исследований в научном обеспечении противодействия транснациональной преступности пограничными органами федеральной службы безопасности
Антонов-Романовский Г.В. Проблемы развития криминологических                      исследований
Сибиряков С. Л. Криминология современной России: состояние, проблемы, перспективы
Андреев Б.В.,
Меркурьев В.В.
Эмпирические методы исследования в познании криминологических и социально–правовых явлений как основа научного обеспечения борьбы с преступностью
Фещенко П.Н. Криминологический взгляд на оптимизацию научного обеспечения борьбы с преступностью
Соколов С.А. Некоторые проблемные вопросы оптимизации научного обеспечения борьбы с воинской преступностью
Шаймуллин Р.К. Инерционность современной уголовной политики
Шмонин А.В. Проблемы оптимизации криминалистического обеспечения борьбы с преступностью
Ананич В.А. Концептуальные подходы формирования и реализации криминологического законодательства Республики Беларусь
Паненков А.А. Проблемы организации и развития научных исследований проблем преступности
Косарев В.Н.,
Косарева Л.В.,
Макогон И.В.
Проблема научного обеспечения борьбы с преступностью
Звягинцев В.В.,
Довгополов Е.Ю.
Подготовка сотрудников органов безопасности к борьбе с преступностью
 Раздел 2.  Проблемы преступности в разных ракурсах
Романенко М.В. Эскалация экономических деликтов  и экономическая преступность в современной России
Белоцерковский С.Д. Формирование научных основ оптимизации системы правового регулирования борьбы с организованной преступностью и законодательный опыт зарубежных государств
Ведринцев А.В. Взаимосвязь воинского долга и духовности как                             центральной проблемы профилактики                              воинской преступности
Сухаренко А.Н. Борьба с транснациональными проявлениями                        российской организованной преступности
Павлинов А.В. Мониторинг эффективности профилактической и карательной модели   борьбы с коррупцией и экстремизмом
Боровских Р.Н. Аудитор как субъект противодействия коррупции
Романова Л.И. Общественная опасность и «цена»                                                 наркопреступности
Крылов А.А.,
Кретов С.В.
Использование принципов и методов проектного менеджмента при проведении научных исследований
Раздел 3. Стенограмма  Всероссийской  научно-практической конференции  «Проблемы оптимизации научного обеспечения борьбы с преступностью»
Приложение 1.Рекомендация о статусе научно–исследовательских работников

Кодекс чести ученого

Критерии научности суждений

  Приложение 2:Зарегистрированные преступления и выявленные лица, совершившие преступления, в 2001 и 2010 годах в России в разрезе всех статей Особенной части УК РФ

РЕКОМЕНДАЦИЯ О СТАТУСЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТНИКОВ[1]

 РЕКОМЕНДАЦИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

20 ноября 1974 г.

(Д)

Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) на своей восемнадцатой сессии, которая проходила в Париже с 17 октября по 23 ноября 1974 г., напоминая, что в соответствии с положениями последнего пункта преамбулы своего Устава ЮНЕСКО стремится – путем содействия, в частности, сотрудничеству народов всего мира в области науки – к достижению целей международного мира и всеобщего благосостояния человечества, для чего и была учреждена Организация Объединенных Наций и что провозглашается в ее Уставе, учитывая положения Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., в частности, статьи 27.1, которая предусматривает, что каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами, признавая, что:

(а) научные открытия и связанные с этим технологические разработки и их применение открывают широкие перспективы для прогресса вследствие более эффективного использования науки и научных методов для блага человечества и для сохранения мира и смягчения международной напряженности, но в то же время могут создать определенные опасности, особенно в тех случаях, когда результаты научных исследований используются против жизненных интересов человечества, для подготовки войн, рассчитанных на массовое уничтожение, или же для эксплуатации одной нации другой нацией и, во всяком случае, могут привести к возникновению сложных этических и юридических проблем;

(b) для того чтобы принять этот вызов, государствам-членам следует разработать или создать механизм для выработки и осуществления соответствующей политики в области науки и техники, то есть политики, выработанной таким образом, чтобы избежать возможных опасностей и полностью реализовать и использовать позитивные перспективы, присущие таким открытиям, технологическим разработкам и их применению, признавая также,

(а) что кадры одаренных и подготовленных работников являются краеугольным камнем местных возможностей в области научных исследований и опытных разработок и необходимы для применения и использования исследований, осуществляемых в других местах,

(Ь) что свободное распространение информации о результатах, гипотезах и критических высказываниях – что подразумевается под выражением “академическая свобода”- является неотъемлемой частью научного процесса и обеспечивает наибольшую гарантию точности и объективности научных результатов,

(с) необходимость достаточной поддержки и соответствующего оборудования для выполнения научных исследований и опытных разработок, отмечая, что во всех частях мира этот аспект выработки политики начинает приобретать все большее значение для государств-членов; учитывая межправительственные инициативы, изложенные в приложении к настоящей Рекомендации, демонстрирующие признание государствами-членами возрастающего значения науки и техники при решении различных мировых проблем на широкой международной основе, что укрепляет сотрудничество между государствами, а также содействует развитию отдельных государств; выражая уверенность в том, что эти тенденции предрасполагают государства-члены к принятию конкретных мер по введению и проведению соответствующей политики в области науки и техники, убежденная, что такие правительственные меры могут серьезно содействовать созданию таких условий, которые будут стимулировать и поддерживать развитие местных возможностей в области научных исследований и опытных разработок в духе высокой ответственности перед человеком и окружающей его средой, считая, что одним из главных условий должно быть обеспечение справедливого статуса для тех, кто действительно осуществляет исследования и опытные разработки в области науки и техники, с должным учетом ответственности, присущей выполнению этой работы, и прав, необходимых для ее выполнения, учитывая, что научно-исследовательская деятельность сопряжена со специфическими условиями труда и надлежащей ответственностью научно-исследовательских работников перед этой работой, своей страной, международными идеалами и целями Организации Объединенных Наций, и потому работники этой профессии нуждаются в надлежащем статусе, убежденная, что существующие в настоящее время настроения в правительственных, научных и общественных кругах благоприятны для выработки генеральной конференцией руководящих принципов, чтобы оказать помощь правительствам государств-членов, желающим обеспечить справедливый статус для заинтересованных работников, напоминая, что значительная полезная подготовительная работа в этом отношении уже осуществлена как в отношении работников вообще, так и в отношении научно-исследовательских работников, в частности, особенно в ряде международных актов и других текстов, упомянутых в этой преамбуле и в приложении к настоящей Рекомендации, сознавая, что явление, обычно известное как “утечка умов” из среды научно-исследовательских работников, в прошлом вызывало широко распространенное беспокойство, и что для некоторых государств-членов оно попрежнему представляет собой проблему, вызывающую значительную озабоченность; учитывая в этом отношении первостепенные потребности развивающихся стран и желая дать научно-исследовательским работникам более сильные стимулы для работы в странах и районах, которые больше всего нуждаются в их услугах, убежденная, что во всех странах возникают проблемы, касающиеся статуса научно-исследовательских работников, которые требуют рассмотрения в общем духе и в той мере, в какой это осуществимо, применения общих норм и мер, изложение которых является целью настоящей Рекомендации, полностью учитывая при принятии и применении этой Рекомендации большое разнообразие законов, постановлений и обычаев, которые в различных странах определяют структуру и организацию исследовательской и опытно-конструкторской работы в области науки и техники, желая по этим причинам дополнить нормы и рекомендации, изложенные в законах, постановлениях и обычаях каждой страны, а также в международных актах и других документах, упомянутых в этой преамбуле и в приложении к настоящей Рекомендации, положениями, касающимися вопросов, которые являются наиболее важными для научно-исследовательских работников, рассмотрев в качестве пункта 26 повестки дня сессии, предложения, касающиеся статуса научно-исследовательских работников, постановив на своей семнадцатой сессии, что эти предложения должны быть изложены в форме рекомендации государствам-членам, принимает настоящую Рекомендацию 20 ноября 1974 года.

Генеральная конференция рекомендует государствам-членам применять следующие положения, приняв необходимые законодательные или другие меры, которые, возможно, потребуются для применения в пределах их соответствующих территорий руководящих принципов и норм, изложенных в настоящей Рекомендации.

Генеральная конференция рекомендует государствам-членам довести настоящую Рекомендацию до сведения авторитетных органов, учреждений и предприятий, ответственных за проведение научных исследований и опытных разработок и применение их результатов, и различных организаций, представляющих интересы или содействующих интересам научно-исследовательских работников в ассоциациях, и других заинтересованных сторон.

Генеральная конференция рекомендует государствам-членам сообщить ей в установленные ею сроки и форме о мерах, принятых ими для осуществления настоящей Рекомендации.

I. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

1. Для целей настоящей Рекомендации:

(а) (i) Слово “наука” означает деятельность, с помощью которой человечество, индивидуально либо небольшими или большими группами, предпринимает организованную попытку путем объективного изучения наблюдаемых явлений открыть и овладеть причинной цепью; сводит воедино в координированной форме получающиеся в результате подсистемы знания путем систематического отражения и объяснения с помощью понятий, часто в значительной степени выражаемых математическими символами; и посредством этого обеспечивает себе возможность использовать в своих интересах понимание процессов и явлений, происходящих в природе и обществе.

(ii) Выражение “науки” означает комплекс фактов и гипотез, в котором теоретический элемент, как правило, может быть подтвержден обычными методами, и в этом плане включает науки, занимающиеся социальными фактами и явлениями.

(Ь) Слово “технология” означает те знания, которые относятся непосредственно к производству или улучшению качества товаров и услуг.

(с) (i) Выражение “научные исследования” означает те процессы изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанные с получением научных знаний, о которых говорится в пунктах 1 (a) (i) и 1 (а) (ii).

(ii) Выражение “опытные разработки” означает процессы адаптации, проверки и уточнения, ведущие к практическому применению.

(d) (i) Выражение “научно-исследовательские работники” относится к лицам, занимающимся исследованием и разработками в конкретной области науки и техники.

(ii) На основе положений настоящей Рекомендации каждое государство-член определяет категорию лиц, относящихся к научно-исследовательским работникам, и формальные критерии их квалификаций (как, например, диплом, ученая степень, ученое звание или выполняемые обязанности), а также предусматриваемые исключения.

(е) Слово “статус”, когда оно применяется в отношении научно-исследовательских работников, означает предоставляемое им место в обществе и проявляемую о них заботу, о чем свидетельствуют, во-первых, уровень оценки как обязанностей, так и ответственности, присущих их работе, и их компетентности в связи с выполнением этих обязанностей и ответственности, и, во-вторых, права, условия работы, материальная помощь и моральная поддержка, которыми они пользуются при выполнении своих задач.

2. Настоящая Рекомендация применяется ко всем научно-исследовательским работникам, независимо от:

(а) юридического статуса их работодателя или типа организации или учреждения, в котором они работают;

(Ь) их научной или технической области специализации;

(с) мотивов, лежащих в основе научных исследований и опытных разработок, которыми они занимаются;

(d) вида использования, к которому относятся эти научные исследования и опытные разработки самым непосредственным образом.

3. Что касается научно-исследовательских работников, которые частично заняты научными исследованиями и опытными разработками, то эта Рекомендация применяется к ним только в то время и в таком контексте, когда они занимаются научными исследованиями и опытными разработками.

II. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТНИКИ В АСПЕКТЕ ВЫРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

4. Каждому государству-члену следует стремиться к использованию научных и технических знаний для повышения культурного и материального благосостояния своих граждан и содействия идеалам и мирным целям Организации Объединенных Наций. Для достижения указанных целей каждому государству-члену следует обеспечить себя персоналом, учреждениями и аппаратом, необходимыми для разработки и внедрения в практику национальной политики в области науки и техники, имеющей целью направлять усилия в области научных исследований и разработок на достижение национальных целей, уделяя при этом достаточное внимание развитию самой науки. Политикой, которую они принимают в отношении науки и техники, методами использования ими науки и техники при разработке политики вообще и, в частности, своим отношением к научным работникам государствам-членам следует демонстрировать, что наука и техника не являются деятельностью, выполняемой изолированно, а являются частью объединенных усилий государств в целях создания более гуманного и поистине справедливого общества.

5. На всех соответствующих ступенях своего национального планирования вообще и своего планирования в области науки и техники, в частности, государствам-членам следует:

(а) рассматривать государственное финансирование в области научных исследований и разработок как форму государственных капиталовложений, поступления от которых большей частью неизбежно будут носить долгосрочный характер;

(Ь) принимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы общественное мнение постоянно убеждалось в правомерности и действительной необходимости таких затрат.

6. Государствам-членам следует предпринимать все усилия, чтобы перевести на язык международной политики и практики сознаваемую ими необходимость применять науку и технику в самых разнообразных конкретных областях, выходящих за рамки национальных интересов, а именно: при решении таких широких и сложных проблем, как сохранение международного мира и ликвидация нищеты, а также других проблем, которые могут быть эффективно решены лишь на международном уровне, как, например, контроль за загрязнением и борьба с загрязнением, прогноз погоды, предсказание землетрясений.

7. Государствам-членам следует обеспечивать научно-исследовательским работникам возможность участвовать в разработке направлений национальной политики в области научных исследований и разработок. В частности, каждому государству-члену следует сделать так, чтобы эти действия опирались на соответствующий организационный аппарат, пользующийся советами и помощью со стороны научно-исследовательских работников и их профессиональных организаций.

8. Каждому государству-члену следует ввести процедуры, приспособленные к его потребностям, для обеспечения при выполнении поддерживаемых общественностью научных исследований и разработок такого положения, при котором научно-исследовательские работники несут ответственность перед обществом, пользуясь в то же время определенной степенью автономии, соответствующей их задачам и прогрессу науки и техники. Следует полностью учитывать, что творческая деятельность научно-исследовательских работников должна поощряться национальной политикой в области науки на основе строгого соблюдения автономии и свободы иccлeдoваний, необходимых для научного прогресса.

9. Учитывая вышеупомянутые цели и уважая принцип свободы передвижения научно-исследовательских работников, государствам-членам следует заботиться о создании такого общего климата и о принятии таких конкретных мер для моральной и материальной поддержки и поощрения научно-исследовательских работников, которые будут:

(а) обеспечивать достаточную привлекательность для молодых талантов этой профессии и достаточную уверенность в карьере в области научных исследований и разработок как открывающих разумные перспективы и достаточно высокую степень надежности, чтобы постоянно поддерживать на должном уровне процесс обновления национальных научно-технических кадров;

(Ь) способствовать появлению из числа своих граждан и стимулировать соответствующий рост группы научно-исследовательских работников, считающих себя и рассматриваемых своими коллегами во всем мире в качестве достойных членов международного научно-технического сообщества;

(с) содействовать тому, чтобы большинство научно-исследовательских работников или молодых людей, стремящихся стать ими, находили поощряющие стимулы трудиться на службе своей страны и вернуться в нее в том случае, если они стремятся получить за границей часть своего образования, подготовки или опыта.

III. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТНИКОВ

10. Государствам-членам следует принимать во внимание тот факт, что эффективные научные исследования требуют от научно-исследовательских работников честности и зрелости, объединяющих высокие моральные и интеллектуальные качества.

11. Среди мер, которые государствам-членам следует принять, чтобы содействовать появлению научно-исследовательских работников такого высокого качества, могут быть упомянуты следующие:

(а) обеспечение такого положения, при котором все граждане, без дискриминации по причинам расовой принадлежности, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, пользовались равными возможностями для получения первоначального образования и подготовки, необходимых для научно-исследовательской работы, а также обеспечение для всех граждан, получивших такую подготовку, возможности равного доступа к получению работы, имеющейся в научно-исследовательской области;

(Ь) поощрение чувства служения обществу как важного элемента в таком образовании и подготовке научно-исследовательских работников.

12. В той степени, в какой это совместимо с необходимой и должной независимостью лиц, занимающихся образованием, государствам-членам следует оказывать поддержку всем начинаниям в области образования, направленным на поощрение таких чувств, как, например:

(а) включение или разработка в учебных программах и курсах по естественным наукам и технике элементов социальных наук и наук об окружающей среде;

(Ь) разработка и использование педагогических методов, которые пробуждают и стимулируют такие личные качества и образ мыслей, как:

(i) бескорыстие и интеллектуальная честность;

(ii) способность рассматривать проблему или ситуацию в перспективе и соотнесении с учетом всех ее последствий для человеческого общества;

(iii) умение выделить гражданские и этические аспекты проблем, связанных с поиском новых знаний, которые на первый взгляд представляются исключительно техническими;

(iv) бдительность в отношении вероятных и возможных социальных и экологических последствий деятельности в области научных исследований и разработок;

(v) готовность общаться с другими людьми не только в научно-технических кругах, но также и вне этих кругов, что означает готовность работать в группе и в области смежных профессий.

IV. ПРИЗВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО РАБОТНИКА

13. Государствам-членам следует учитывать, что чувство призвания у научно-исследовательского работника можно значительно развить, если поощрять его рассматривать свою работу с точки зрения служения соотечественникам и человечеству в целом. Государствам-членам следует стремиться в обращении с научно-исследовательскими работниками и в своем отношении к ним выражать одобрение научным исследованиям и разработкам, осуществленным в этом широком смысле служения обществу.

Гражданский и этический аспекты научных исследований

4. Государствам-членам следует стремиться создавать условия, в которых научно-исследовательские работники, при поддержке со стороны государственных органов, обладали ответственностью и правом:

(а) трудиться в духе интеллектуальной свободы поиска, развивать и защищать научную истину в том виде, как они ее понимают;

(Ь) содействовать определению целей и задач программ, которыми они занимаются, и определению методов, которые следует принять и которые должны быть гуманными и соответствовать требованиям социальной и экологической ответственности;

(с) свободно выражать свое мнение по поводу гуманности, социальной или экологической ценности определенных проектов и в качестве крайнего средства отказываться от работы по этим проектам, если это продиктовано им их совестью;

(d) вносить позитивный и конструктивный вклад в здание науки, культуры и образования своей собственной страны, а также для достижения национальных целей, повышения благосостояния своих сограждан, поддержки международных идеалов и целей Организации Объединенных Наций; при этом государствам-членам, когда они выступают в качестве нанимателей научно-исследовательских работников, следует определять с возможно большей ясностью и конкретностью те случаи, в которых, как они полагают, невозможно избежать отхода от принципов, изложенных выше, в пунктах a-d.

15. Государствам-членам следует принять необходимые меры, чтобы побуждать всех других нанимателей научно-исследовательских работников соблюдать рекомендации, содержащиеся в пункте 14.

Международный аспект научно-исследовательской работы

16. Государствам-членам следует признать, что научно-исследовательские работники все чаще сталкиваются с положениями, в которых осуществляемые ими научные исследования и опытные разработки имеют международное значение, и следует стараться помочь научно-исследовательским работникам использовать такие ситуации в целях развития международного сотрудничества, мира и взаимопонимания, а также повышения общего благосостояния человечества.

17. Государствам-членам следует уделять особое внимание всемерной поддержке инициативы научно-исследовательских работников, направленной на то, чтобы добиться более глубокого понимания факторов, связанных с продолжением жизни и благосостоянием всего человечества.

18. Каждому государству-члену следует мобилизовать знания, трудолюбие и помыслы тех своих граждан, которые являются научно-исследовательскими работниками, особенно представителей молодого поколения, на внесение такого большого вклада, какой только могут позволить его ресурсы, в мировые исследования в области науки и техники. Государствам-членам следует приветствовать любую рекомендацию и помощь, которую могут предоставить научно-исследовательские работники для усилий в области социально-экономического развития, способствующих укреплению самобытной культуры и национального суверенитета.

19. Для того чтобы быстро поставить на службу всех народов весь потенциал научно-технических знаний, государствам-членам следует побуждать научно-исследовательских работников учитывать принципы, изложенные в пунктах 16, 17 и 18.

V. УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТНИКОВ

20. Государствам-членам следует:

(а) постоянно иметь в виду, что государственные интересы, равным образом как и интересы самих научно-исследовательских работников, требуют обеспечения моральной поддержки и материальной помощи, способствующих успешному осуществлению научных исследований и разработок научно-исследовательскими работниками;

(Ь) признать, что в этой связи на них, как на нанимателей научно-исследовательских работников, ложится особая ответственность и они должны стараться быть примером для других нанимателей таких работников;

(с) требовать, чтобы все другие наниматели научно-исследовательских работников уделяли серьезное внимание созданию удовлетворительных условий работы для научно-исследовательских работников, особенно в связи с положениями, указанными в настоящем разделе;

(d) принять меры для обеспечения научно-исследовательским работникам таких условий труда и вознаграждения за труд, которые соответствуют их положению, выслуге лет и заслугам, без дискриминации по причинам пола, языка, возраста, религии или национального происхождения.

Соответствующие перспективы и возможности продвижения по службе

21. Государствам-членам следует разработать, предпочтительно в рамках всеобъемлющей национальной политики в области людских ресурсов, политику в отношении занятости, которая соответствующим образом учитывает нужды научно-исследовательских работников, в частности, путем:

(а) предоставления научно-исследовательским работникам на их непосредственном месте работы соответствующих перспектив продвижения по службе и возможностей, не обязательно исключительно в областях научных исследований и разработок, и поощрения неправительственных работодателей поступать аналогичным образом;

(Ь) приложения всяческих усилий для планирования научных исследований и разработок таким образом, чтобы заинтересованные научно-исследовательские работники не подвергались, просто в силу характера своей работы, лишениям, которых можно избежать;

(с) предусмотрения возможности предоставления необходимых средств для создания условий для реадаптации и перегруппировки научно-исследовательских работников на их постоянном месте работы как неотъемлемой части планирования научных исследований и разработок, особенно, но не исключительно, в случаях программ и проектов, рассчитанных на выполнение в течение ограниченного периода времени; а там, где такие условия невозможно создать, путем заключения надлежащего соглашения о компенсации в связи с сокращением штата;

(d) предложения молодым научно-исследовательским работникам возможностей для выполнения важных научных исследований и разработок в соответствии с их способностями.

Непрерывное самообразование

22. Государствам-членам следует стремиться способствовать тому, чтобы:

(а) как и другие категории работников, перед которыми стоят аналогичные проблемы, научно-исследовательские работники имели возможность стоять на уровне современных требований в своей и смежной областях посредством участия в конференциях, свободного доступа к библиотекам и другим источникам информации и путем посещения учебных или профессиональных курсов; в необходимых случаях научно-исследовательские работники имели возможность научной переквалификации в целях перехода в другую отрасль научной деятельности;

(Ь) для этой цели предоставлялись соответствующие возможности.

Мобильность в целом и в частности на государственной службе

23. Государствам-членам следует принять меры как часть общей национальной политики в отношении высококвалифицированных кадров для поощрения и облегчения мобильности или взаимного обмена кадрами научно-исследовательских работников между государственными службами в сфере научных исследований и разработок, высшими учебными заведениями и производственными предприятиями.

24. Государствам-членам следует также учитывать, что государственный аппарат на всех уровнях может выиграть от особого дара и способности научно-исследовательских работников проникать в сущность вещей. Поэтому все государства-члены могли бы получать пользу от проведения тщательного сравнительного изучения опыта, приобретенного теми государствами-членами, которые ввели шкалу заработной платы и определили другие условия работы, специально разработанные для научно-исследовательских работников, с тем чтобы установить, в какой степени такие схемы могли бы удовлетворять их собственные национальные нужды. В этой связи особого внимания, по-видимому, заслуживают следующие вопросы:

(а) оптимальное использование научно-исследовательских работников в рамках всеобъемлющей национальной политики в отношении высококвалифицированных кадров;

(Ь) целесообразность создания процедуры периодического рассмотрения материальных условий научно-исследовательских работников, с тем чтобы обеспечить их сравнимость на справедливой основе с условиями других работников, имеющих равноценный опыт и квалификацию, и соответствие, по крайней мере, с существующим в стране уровнем жизни;

(с) возможность предоставления соответствующих перспектив для продвижения по службе в государственных научно-исследовательских учреждениях, а также предоставление подготовленным в научном и техническом отношении научно-исследовательским работникам возможности перехода с работы в области научных исследований и разработок на административную работу.

25. Государствам-членам следует также воспользоваться тем, что развитие науки и техники может быть стимулировано с помощью установления тесных контактов с другими сферами национальной деятельности и наоборот. Соответственно государствам-членам следует стараться не расхолаживать научно-исследовательских работников, чьи склонности и таланты, первоначально сформировавшиеся в контексте собственно научных исследований и разработок, влекут их к достижению успеха в родственной деятельности. Государствам-членам, напротив, следует всемерно поощрять тех научно-исследовательских работников, первоначальная подготовка которых в области научных исследований и разработок и приобретенный затем опыт помогают вскрыть возможности, заложенные в таких областях, как управление научными исследованиями и разработками, или в более широкой области научно-технической политики в целом, чтобы в полной мере развить их таланты в этих направлениях.

26. Государствам-членам следует активно содействовать взаимному обмену идеями и информацией между научно-исследовательскими работниками всего мира, что чрезвычайно важно для нормального развития науки и техники; и с этой целью им следует принимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы научным работникам была предоставлена возможность в течение всей их карьеры принимать участие в международных научных и технических встречах и предпринимать поездки за границу.

27. Государствам-членам следует заботиться о том, чтобы все правительственные или квазиправительственные организации, в которых или под чьим руководством осуществляются научные исследования и разработки, регулярно выделяли часть своего бюджета для финансирования участия научно-исследовательских работников, состоящих на их службе, в таких международных научных и технических встречах.

Доступ научно-исследовательских работников к должностям с большей ответственностью и соответствующими вознаграждениями

28. Государствам-членам следует поощрять на практике, чтобы решения о доступе работающих в этих странах научно-исследовательских работников к более ответственным должностям и соответственно о более высоком вознаграждении вырабатывались главным образом на основе справедливой и реалистичной оценки способностей соответствующих лиц, о чем свидетельствует их текущая или последняя работа, а также на основе официального или академического свидетельства о полученных знаниях или проявленных ими навыках.

Охрана здоровья; социальное обеспечение

29. (а) Государствам-членам следует согласиться с тем, что на них как на нанимателей научно-исследовательских работников лежит ответственность – в соответствии с национальным законодательством и международными актами, касающимися защиты работников в целом от воздействия вредной или опасной окружающей среды, – по обеспечению, насколько это возможно в разумных пределах, охраны здоровья и безопасности научно-исследовательских работников по их месту работы, как и всех других лиц, которые, возможно, будут затронуты научными исследованиями и разработками. В этой связи они должны обеспечить соблюдение администрацией научных учреждений соответствующих норм безопасности, обучение всех научно-исследовательских работников необходимым правилам безопасности; осуществлять контроль и охрану здоровья всех лиц, подвергающихся риску; принимать к сведению предупреждения о новых (или возможно новых) опасностях, на которые было обращено их внимание, в частности, самими научно-исследовательскими работниками, и принимать соответствующие меры; обеспечить установление разумной продолжительности рабочего дня и времени отдыха, включая ежегодные отпуска с сохранением полной заработной платы;

(Ь) Государствам-членам следует принять необходимые меры, чтобы побуждать к осуществлению подобной практики всех других нанимателей научно-исследовательских работников.

30. Государствам-членам следует делать так, чтобы научно-исследовательские работники пользовались (наряду со всеми другими работниками) адекватным и справедливым социальным обеспечением, соответствующим их возрасту, полу, семейному положению, состоянию здоровья и характеру выполняемой ими работы.

Поощрение, оценка, выражение и признание творческих способностей

Поощрение

31. Государствам-членам следует всемерно поощрять творческую деятельность в области науки и техники всех научно-исследовательских работников.

Оценка

32. В отношении научно-исследовательских работников, находящихся у них на службе, государствам-членам следует:

(а) во всех процедурах по оценке творческих способностей научно-исследовательских работников учитывать должным образом трудности, связанные с определением персональных способностей, которые редко проявляются в постоянной и устойчивой форме;

(Ь) предоставлять возможность и, в случае необходимости, поощрять научно-исследовательских работников, у которых, как представляется, такие способности могут быть с пользой стимулированы:

(i) либо переходить в новую область науки и техники;

(ii) либо переключаться с научных исследований и разработок на другие занятия, где в новом контексте смогут найти лучшее применение приобретенный ими опыт и другие, подтвержденные ими, личные качества.

33. Государства-члены должны требовать осуществления подобной практики другими нанимателями научно-исследовательских работников.

34. В качестве элементов, связанных с оценкой творческих способностей государства-члены должны стараться обеспечить, чтобы научно-исследовательские работники могли:

(а) беспрепятственно получать прямые вопросы, критику и предложения, адресованные им со стороны их коллег во всем мире, а также интеллектуальный стимул, возникающий в результате таких контактов и связанных с ними обменов;

(Ь) спокойно пользоваться международным признанием, право на которое им дают их научные заслуги.

Выражение в форме публикации

35. Государствам-членам следует поощрять и содействовать публикации результатов научных исследований и разработок, полученных научно-исследовательскими работниками, чтобы помочь им приобрести заслуженную репутацию, а также чтобы содействовать прогрессу науки и техники, образования и культуры в целом.

36. С этой целью государствам-членам следует принять меры для того, чтобы труды по вопросам науки и техники, написанные научно-исследовательскими работниками, пользовались должной правовой защитой, в частности такой, какую обеспечивает авторское право.

37. Государствам-членам следует в консультации с организациями научно-исследовательских работников и в качестве образца практики поощрять нанимателей научно-исследовательских работников и самим в качестве работодателей стремиться:

(а) рассматривать в качестве правила, что научно-исследовательские работники должны быть свободны в отношении опубликования результатов своей работы и поощряться к этому;

(Ь) максимально сокращать ограничения, которые налагаются на право научно-исследовательских работников публиковать результаты своей работы, при соблюдении государственных интересов и прав, которыми пользуются их наниматели и коллеги;

(с) определять с предельной ясностью в письменной форме в условиях их найма те обстоятельства, при которых возможно применение такого рода ограничений;

(d) разъяснять также процедуры, по которым научно-исследовательские работники могут установить, применяются ли упомянутые в этом пункте ограничения в конкретном случае, а также пути обжалования.

Признание

38. Государствам-членам следует показывать, какое большое значение они придают тому, чтобы творческие усилия, проявленные научно-исследовательским работником в своей деятельности, получали соответствующую моральную поддержку и материальное вознаграждение.

39. Таким образом, государствам-членам следует:

(а) учитывать, что:

(i) степень уважения и признания, которой пользуются научно-исследовательские работники за свою творческую деятельность, может оказать воздействие на уровень испытываемого ими удовлетворения от работы;

(ii) удовлетворение от работы может влиять на выполнение научных исследований в целом, а также особо влиять на творческий элемент этой деятельности;

(Ь) принять и настаивать на принятии определенной формы обращения с научно-исследовательскими работниками в связи с действительно проявленными ими творческими усилиями.

40. Равным образом государствам-членам следует принять и настаивать на принятии следующей практики:

(а) в условиях найма научно-исследовательских работников следует включить письменные положения с ясным указанием, какими правами (если таковые имеются) пользуются эти работники (и там, где это необходимо, другие заинтересованные стороны) в связи с любым открытием, изобретением или усовершенствованием технического “ноу-хау”, которые могут быть сделаны в ходе научных исследований и опытных разработок, выполняемых этими работниками;

(Ь) работодатель должен всегда обращать внимание научно-исследовательских работников на эти письменные положения до поступления их на работу.

Разумная гибкость в толковании и применении положений, в которых излагаются условия найма на работу научно-исследовательских работников

41. Государствам-членам следует стараться обеспечить, чтобы работа в области научных исследований и опытных разработок не сводилась к чистой рутине; поэтому им следует стараться обеспечить, чтобы положения, в которых излагаются условия найма или содержатся все директивы относительно условий работы научно-исследовательских работников, формулировались и толковались со всей разумной гибкостью, желательной для удовлетворения требований науки и техники. Эта гибкость, однако, не должна быть использована для того, чтобы навязать научно-исследовательским работникам условия, которые были бы менее благоприятными, чем те, которыми пользуются другие работники равной квалификации и несущие аналогичную ответственность.

Отстаивание научно-исследовательскими работниками своих различных интересов с помощью ассоциации

42. Государствам-членам следует признать вполне законным и даже желательным объединение научно-исследовательских работников для защиты и обеспечения своих индивидуальных или коллективных интересов в такие объединения, как профсоюзы, профессиональные ассоциации и научные общества в соответствии с правами трудящихся вообще, как это вытекает из принципов, изложенных в международных актах, перечисленных в приложении к настоящей Рекомендации. Во всех случаях, когда необходимо защищать права научно-исследовательских работников, эти организации должны иметь право поддерживать справедливые претензии таких работников.

VI. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ НАСТОЯЩЕЙ РЕКОМЕНДАЦИИ

43. Государствам-членам следует стремиться расширять и дополнять свои собственные меры в отношении статуса научно-исследовательских работников путем сотрудничества со всеми национальными и международными организациями, проводящими научную деятельность в целях настоящей Рекомендации, в частности с национальными комиссиями по делам ЮНЕСКО, международными организациями, организациями, представляющими работников образования в области науки и техники, работодателями в целом, научными обществами, профессиональными ассоциациями и профсоюзами научно-исследовательских работников, ассоциациями научных писателей, молодежными организациями.

44. Государствам-членам следует поддерживать наиболее соответствующими средствами деятельность вышеуказанных организаций.

45. Государствам-членам следует заручиться постоянным и активным содействием со стороны всех организаций, представляющих научно-исследовательских работников, в обеспечении такого положения, при котором последние в духе служения обществу могли бы эффективно выполнять обязанности, пользоваться правами и добиться признания статуса, описанных в настоящей Рекомендации.

VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

46. Если научно-исследовательские работники пользуются статусом, который в некоторых аспектах является более благоприятным, чем тот, который вытекает из данной Рекомендации, то ее содержание ни в коем случае не должно быть использовано для ухудшения уже существующего положения научно-исследовательских работников.

20 ноября 1974 г.

Приложение

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ И ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ТРУДЯЩИХСЯ В ЦЕЛОМ ИЛИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТНИКОВ В ЧАСТНОСТИ

А. Международные конвенции, принятые Международной конференцией Международной организации труда

Конвенция относительно свободы ассоциации и защиты прав на организацию, 1948 год;

Конвенция относительно права на организацию и заключение коллективных договоров, 1949 год;

Конвенция относительно равного вознаграждения за труд равной ценности, 1951 год;

Конвенция о социальном обеспечении (минимальные нормы), 1952 год;

Конвенция о дискриминации в области труда и занятий, 1958 год;

Конвенция о защите от радиации, 1960 год;

Конвенция о пособиях в связи с производственными травмами и профессиональными заболеваниями, 1964 год;

Конвенция относительно пособий в связи с инвалидностью, старостью и потерей кормильца, 1967 год;

Конвенция относительно пособий в связи с болезнью и медицинским обслуживанием, 1969 год;

Конвенция по бензолу, 1971 год.

В. Рекомендации, принятые Международной конференцией Международной организации труда

Рекомендация о коллективных договорах, 1951 год;

Рекомендация о добровольной примирительной процедуре и арбитраже, 1951 год;

Рекомендация о защите от радиации, 1960 год;

Рекомендация о консультациях на уровне отраслей промышленности и национальном уровне, 1960 год;

Рекомендация о пособиях в случае производственных травм и профессиональных заболеваний, 1964 год;

Рекомендация о пособиях в связи с инвалидностью, старостью и потерей кормильца, 1967 год;

Рекомендация о связи на предприятиях, 1967 год;

Рекомендация о расследовании жалоб, 1967 год;

Рекомендация о пособиях в связи с болезнью и медицинским обслуживанием, 1969 год;

Рекомендация о представителях трудящихся, 1971 год;

Рекомендация по бензолу, 1971 год.

С. Другие межправительственные инициативы

Резолюция N 1826, принятая на 55-й сессии Экономического и Социального Совета ООН 10 августа 1973 года, о “роли современной науки и техники в развитии стран и необходимости расширения экономического и научно-технического сотрудничества между государствами”;

“Всемирный план действий по применению науки и техники в целях развития”, разработанный под руководством того же Совета;

“Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей человека среде”, принятая в Стокгольме в июне 1972 года.

D. Документ, подготовленный Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС)

Образец закона по изобретениям для развивающихся стран, 1965 год.

Е. Тексты, подготовленные Международным советом научных союзов (МСНС)

Тексты, озаглавленные:

I. Заявление о фундаментальном характере науки.

II. Устав для ученых.

III. Об опасностях, возникающих в результате несбалансированного применения сил, предоставляемых наукой, подготовлены Комитетом по науке и ее социальным аспектам МСНС (ЧССР) и направлены всем членам МСНС по предложению Генеральной Ассамблеи МСНС (5-я сессия, 1949 год).

Резолюция о:

свободном передвижении ученых, принятая на 14-й сессии Генеральной Ассамблеи МСНС, Хельсинки, 16-21 сентября 1972 года.

F. Подготовлено Всемирной федерацией научных работников (ВФНР)

Хартия научных работников, принятая Генеральной ассамблеей ВФНР в феврале 1948 года.

Декларация о правах научных работников, принятая Генеральной ассамблеей ВФНР в апреле 1969 года.

________________________________________

[1] http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_33160.html 4.04.2011.

КОДЕКС ЧЕСТИ УЧЁНОГО[1]

Учёного создаёт «ген любознательности» – стремление как можно шире и глубже познать природу и её закономерности. Служитель науки, утерявший любознательность, по мнению Н.И. Вавилова, превращается в чиновника от науки.

Поиск Истины – главная цель учёного. Уклонение от Истины под нажимом власти, денег лишает его корпоративной чести. «На костёр пойдём, в огне гореть будем, но от убеждений своих не откажемся». (Н.И.Вавилов).

Точность, достоверность, повторяемость результатов, публикуемых научным сотрудником, есть основа профессиональной этики и построения науки. Искажение фактов, тем более публично установленная ложь, несовместимы с высоким званием Учёного.

Для учёного недопустимо отсутствие «генов порядочности», проявление карьеризма, незаслуженного приобретения авторства, учёных степеней, материального стяжательства или плагиата, огульного шельмования.

Научное мировоззрение и данные науки должны быть доступны полнейшей критике любого; критике, исходящей из принципов научного исследования, опирающейся на научные истины (В.И. Вернадский).

Ответственность учёного сегодня не может ограничиваться только узкими рамками конкретной области знания и требует расширения этих пределов с учётом воздействия науки на политику и экономику (Декларация прав и обязанностей учёных, принятая Всемирной Федерацией Научных Работников в 1969 г.).

Моральная свобода в выборе объектов и направлений исследований в деятельности учёного должна сочетаться с уважением общесоциальных приоритетов, подавлением собственных эгоистических побуждений и отказом от участия в античеловеческих проектах. Нравственный долг учёного – информировать общество о возможных опасных последствиях тех или иных исследований.

Научные работники призваны играть важную роль в содействии, наиболее эффективном использовании науки и научных методов на благо человека, содействовать сохранению мира и ослаблению международной напряжённости (ЮНЕСКО, 18-я Генеральная Ассамблея, Париж, 20.11.79).

Ответственность учёного перед обществом подразумевает, что его работа приносит пользу, удовлетворяя потребности людей; получаемые выводы указывают пути дальнейшего продвижения (дают достоверные прогнозы и вероятностные предупреждения), а побочные результаты исследований не приносят вреда людям.

Благородство учёного – в его патриотизме: «Мы можем временно уступать другим странам в материальном оснащении науки, в оплате научных сотрудников, но не имеем права уступать в интенсивности и уровне умственной работы и теоретических достижениях» (Н.И.Вавилов).

Избранники, занимающиеся наукой, должны смотреть на знания как на доверенное им сокровище, составляющее собственность всего народа (К.А.Тимирязев), сберегать его, использовать на благо прежде всего своего народа, и делать всё возможное для более широкого распространения просвещения.

________________________________________

[1] http://sozidanie-lku.narod.ru/rol_nauki.html 4.04.2011

КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ СУЖДЕНИЙ[1]

Научно обоснованными могут быть признаны только те суждения, опорой которых служат «три кита» научного метода:

классификация и систематизация явлений и фактов;

обнаружение причинно-следственных связей между ними;

точная, по возможности количественная формулировка терминов, понятий, определений.

1. Системное рассмотрение и анализ сущности, проблемы подразумевает:

а) Разложение сложной сущности на ряд более простых подсистем;

б) Сравнение рассматриваемой сущности с родственными и их классификацию;

в) Выстраивание иерархии сравниваемых сущностей по ступеням важности;

г) Учет предыстории сущности и прогноз ее развития.

2. Системный подход предусматривает всестороннее рассмотрение данной сущности с опорой на сведения, методы, накопленные в различных областях науки и практики. Подход требует возможно более полного обзора как трудов предшественников, так и эксперменттальных данных. Однако ссылки на «мнения», или «убеждения» классиков не могут быть принятыми без содержательной аргументации.

3. Повышение уровня системности рассмотрения возможно только на пути «сжатия» – селективного отбора наиболее существенной информации в соответствии с намеченными целями исследования, позволяющего создать обобщенное понимание совокупности явлений, а так же при совершенствовании методов исследований в части эффективности, меньшей громоздкости и большей доступности.

4. Логика причинно-следственного, индуктивного исследования требует последовательного, поэтапного восхождения от простого к сложному, от частных случаев к формированию обобщений, правил, законов.

5. Логическая гипотеза, исходящая из интуиции или аналогии, подкрепляется цепной однородной, «одномерной» последовательностью аргументов. Суждения, не выходящие за рамки данной однородности рассматриваются как недостаточно аргументированными. Только три и более независимых «ортогональных», последовательностей аргументов, например, с позиций фундаментальных положений философии, биологии и истории, придают суждению доказательность.

6. Дедуктивная, повелительная логика построения суждений, нисходящая от общих законов к частным случаям также правомерна, как основа для гипотез и прогностических суждений.

7. Однозначность терминов, понятий и определений – необходимая посылка научного метода, обеспечивающая «двойную привязку» как к более высокому системному уровню приобщения к родственным сущностям, так и «укоренению» в более глубоком уровне, через детализацию структуры элементов и их связей.

8. Точность суждения, термина, понятия, определения, возможность его однозначной трактовки лучше всего достигается их фиксацией в количественной форме – в виде статистических зависимостей, математических функций, уравнений связи.

9. Усреднение мнений, метод «большинства голосов» или «вето рецензента» неприемлемы при решении проблем науки.

Крайние оценки или «особые суждения» часто оказываются более значимы и содержательны. Доступность суждений для критики по существу рассмотрения проблемы – необходимый атрибут научности.

10. Фундаментальность концепции или теории определяется тем, насколько широк круг объясняемых с их помощью явлений, а также размахом веера практических применений и точностью прогнозов, построенных на ее основе.

Ленинградский Комитет Ученых:

В. С. Черняченко

________________________________________

[1] http://sozidanie-lku.narod.ru/nauk_kriterii.html 4.04.2011

от fs