автор: Владимир Овчинский
Стандартные выводы западных СМИ последнего времени:
контрнаступление Украины провалилось – нехватка боеприпасов;
США поставляет на Украину кассетные боеприпасы – нехватка обычных;
Тайвань не готов к войне с Китаем – нехватка боеприпасов и т.д. . .
19 июля 2023 года FINANCIAL TIMES опубликовал обобщенный анализ ситуации с боеприпасами. По мнению издания, военный конфликт на Украине «развернул западных военных чиновников к реальности горячей войны. Он также выявил необходимость пересмотреть приоритеты закупок оружия, чтобы убедиться, что их вооружённые силы готовы к бою».
«Военные действия определили боеприпасы — все, от бомб до пуль — как область риска, требующую неотложного внимания. Они обнаружили, например, что США могут использовать некоторые боеприпасы, такие как противокорабельные ракеты, быстрее, чем они производятся. И могут быть сценарии, когда у США не хватает некоторых ракет для ведения войны — например, в Индо-Тихоокеанском регионе».
Эксперты также выявили разрыв между военно-промышленными базами США и Европы, когда они с трудом могут дополнять и поддерживать друг друга в случае необходимости.
Частично это связано с тем, что западный оборонный аппарат десятилетиями отдавал приоритет эффективности и снижению затрат, приняв ту же цепочку поставок «точно в срок», которая используется в автомобильной промышленности. Это соответствовало периоду относительного мира, но, по словам наблюдателей, уменьшило слабину в системе, необходимой для быстрого расширения производства оружия.
Напряженность между Украиной и ее западными покровителями , которые потратили в общей сложности 170 миллиардов долларов на оборону и финансовую помощь Киеву после начала военного конфликта в 2022 году, теперь начала проявляться, поскольку президент Украины Зеленский продолжает просить все больше и больше оружия.
«Война на Украине напоминает нам о рисках медлительности с производством оружия, говорит Синтия Кук, директор Группы оборонно-промышленных инициатив в американском аналитическом центре Центра стратегических и международных исследований (CSIS). В ходе военных учений на Тайване в этом году Центр подсчитал, что США будут использовать весь свой запас противокорабельных ракет большой дальности — примерно 450 — в течение недели конфликта.
Западные страны, поставляющие оружие Украине, недавно были вынуждены пополнить свои запасы вооружений и возобновить военные расходы. Но оборонно-промышленная база изо всех сил пытается увеличить производство, в результате чего эксперты обеспокоены готовностью Запада к потенциальному конфликту — например, с Китаем из-за Тайваня. «Оборонная промышленность настолько консолидирована, что не может очень быстро расширяться, чтобы удовлетворить растущий спрос», — предупреждает Стейси Петтиджон, директор оборонной программы Центра новой американской безопасности (CNAS). «Значит, мы медлительны и отстаем, и у нас ничего не хватает для производства боеприпасов».
С 1990-х годов количество генеральных подрядчиков в Пентагоне сократилось с 51 до пяти. Поскольку некоторые детали изготавливаются только одним или двумя поставщиками, обычно нет возможности воспроизвести производство в другом месте.
Согласно недавнему отчёту, Пентагон отдает приоритет крупным и дорогостоящим объектам, таким как корабли, самолеты и транспортные средства, «оставляя ракеты и боеприпасы с недостаточным финансированием».
В отчёте CNAS говорится, что существующие запасы «слишком малы, чтобы остановить начальное вторжение, не говоря уже о том, чтобы одержать победу в затяжном конфликте против Китая», добавив: «Чтобы сдержать и — если сдерживание не удастся — победить Китай, Пентагону нужны большие запасы стойкости – от ракет, морских ударных средств до эшелонированной противовоздушной и противоракетной обороны. Необходимо закупить больше ракет большой и средней дальности».
Министерство обороны США заявило о своем намерении переориентироваться на боеприпасы после нескольких лет недофинансирования. В своем бюджете на 2024 год оно запросило 1,1 миллиарда долларов на финансирование 118 противокорабельных ракет LRASM по сравнению с 550 миллионами долларов, которые оно запросило годом ранее на 83 LRASM.
Пентагон также ищет более 30 миллиардов долларов на боеприпасы, что на 23 процента больше, чем в 2022 году, и 315 миллиардов долларов в целом на финансирование нового оружия.
В отличие от истребителей и кораблей, которые покупаются в рамках многолетних обязательств, боеприпасы покупаются в рамках годовых контрактов, и требования различаются. Эта волатильность в закупках боеприпасов Пентагоном означает, что оборонные компании США неохотно расширяют производственные мощности, потому что капиталовложения в новые производственные линии трудно оправдать для акционеров без многолетних контрактов.
Война на Украине подтолкнула США к пересмотру запасов оружия. Недавно Пентагон запросил многолетние контракты на пять типов высокоточных ракет — ключевых боеприпасов, включая LRASM и противокорабельную ракету SM-6. Однако в Конгрессе не убеждены в жизнеспособности такого подхода.
Производственные мощности США также страдают из-за нехватки запчастей и рабочей силы. Макс Бергманн (директор программы CSIS по Европе, России и Евразии) отвергает идею о том, что европейские оборонные группы могут заполнить этот пробел. «ЕС, состоящий из 27 стран-членов, имеет раздробленную оборонно-промышленную базу, где крупные европейские страны, такие как Германия, Франция и Италия, обычно сосредоточены на продаже своей продукции самим себе», — говорит он.
Несмотря на тесные связи разведки США примерно с 10 странами, включая Великобританию, Австралию и Канаду, такое сотрудничество отсутствует в оборонно-промышленном комплексе, говорит Джерри Макгинн, исполнительный директор Центра государственных контрактов в бизнес-школе Университета Джорджа Мейсона. Исторически Пентагон сосредоточился на покупке боеприпасов для собственных оборонных возможностей, но Макгинн утверждает, что расширение международного промышленного сотрудничества в рамках подхода «создания союзников» должно быть в центре его стратегии приобретения вооружений для увеличения производства. Существующие запасы «слишком малы, чтобы победить в затяжном конфликте».
США также стремились сохранить свое господство в производстве оружия, часто сообщая своим партнерам по НАТО, что их статья 5, предусматривающая коллективную оборону, усиливается, когда другие страны покупают оружие американского производства, говорит Бергманн. «Это хорошо для наших компаний, — говорит он, — когда Европа покупает американское оружие, но что это значит для наших более широких интересов», если европейский оборонный ландшафт слабее». Бергманн предлагает, чтобы США ясно дали понять своим союзникам, «что сильная европейская оборонно-промышленная база важна», и немного «сбавили обороты», когда дело доходит до нашей агрессивной пропаганды некоторых наших продаж за границу, особенно если есть сильные европейские конкуренты».