отfs

Окт 14, 2011
С.В. Изосимов, доктор юридических наук

Коммерческий подкуп, его организованность и другие характеристики

[Статья опубликована в книге «Криминальная экономика и организованная преступность. – М., Российская криминологическая ассоциация, 2007.]

«…Наиболее распространенными формами коммерческого подкупа являются случаи, когда субъекты этого преступления побуждаются к совершению различных гражданско-правовых сделок (выдача ссуд, кредитов, передача в аренду собственности организации и т.п.) – 32%.

Примерно такой же процент приходится на совершение действий (бездействия) в сфере трудовых правоотношений (например, совершение подкупа в целях уклонения от дисциплинарной ответственности и др.).

Предмет коммерческого подкупа (деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера), как отмечает Л.П. Тумаркина, распределяется в качестве такового при совершении преступлений, предусмотренных ст. 204 УК, неравномерно (48% – деньги; 23% – невзимание оплаты за оказанные услуги имущественного характера; 12% – иное имущество; 9% – предоставление выгод имущественного характера; 8% – ценные бумаги) [1].

По данным В.Д. Малкова деньги составляют около 70% принимаемого коррумпированными служащими вознаграждения; 22% – иные материальные блага (подарки, ценные бумаги, оплата развлечений, отдыха, лечения, транспортных расходов, зарубежных туристических поездок, выплата гонораров, издание художественного произведения от имени коррупционера и т.п.); около 8% – нематериальные блага (различного рода льготы и услуги, связанные, например, с поступлением членов семьи в вузы, их лечением, предоставлением высокооплачиваемой работы в коммерческих структурах, а также преимуществ в получении кредита, ссуд, в приобретении ценных бумаг, недвижимого и иного имущества и т.п.) [2].

Результаты исследования, проведенного С.Д. Макаровым, подтверждают, что в качестве предмета коммерческого подкупа чаще всего используются деньги (64,3%), в том числе в иностранной валюте (14,3%). В некоторых случаях (14,3%) деньги передаются одновременно с иным имуществом либо с оказанием имущественной услуги.

В каждом пятом случае (21,4%), отмечает автор, сумма подкупа определяется субъектами в процентном отношении от суммы услуги управленческого работника. В каждом третьем случае (более 30%) в качестве предмета подкупа передается имущество – мебель, электробытовые приборы, продукты питания и т.д. [3]

Результаты нашего исследования [4] приблизительно соответствуют данным, полученным С.Д. Макаровым. Вместе с тем, зафиксировано некоторое увеличение числа фактов подкупа, когда в качестве предмета преступления выступали услуги имущественного характера (17%) – спонсирование отдыха на дорогих курортах зарубежья, оплата заграничных вояжей и т.п. Наряду с этим, наметилась тенденция снижения количества случаев подкупа, когда в качестве предмета преступления выступают деньги (62%). Полагаем, что это свидетельствует о том, что в условиях перехода к рынку предмет подкупа (взяточничества), а также способы его совершения претерпевают определенные изменения…».

 

1 См.: Тумаркина Л.П. Коммерческий подкуп: Монография. – М.: ИД «Камерон», 2005. – С. 48.

2 См.: Криминология: Учебник / Под ред. Малкова В.Д. – М., 2004. – С. 326 – 327.

3 См.: Макаров С.Д. Уголовная ответствен¬ность за коммерческий подкуп: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. – Иркутск, 1999. – С. 12 – 13.

4 См., напр.: Изосимов С.В. Теоретико-прикладной анализ служебных преступлений, совершаемых в коммерческих и иных организациях (уголовно-правовой и криминологический аспекты): Дис. …д-ра юрид. наук. – Н.Новгород, 2004. – С. 271; Изосимов С.В. Криминологический анализ служебной преступности в коммерческих и иных организациях: Учебное пособие. – Н. Новгород, 2004. – С. 68 – 69.

от fs