автор: Ольга Боброва


Государственно-правовые механизмы

защиты прав субъектов предпринимательской деятельности на современном этапе развития национальной экономики (анализ и генезис) на фоне геополитических реалий (Часть II)

Знания — лучшая валюта XXI века.

В.В. Путин

 

Использование национальной валюты является приоритетом для России на текущий момент, доллар стал опасным. Об этом заявил министр финансов РФ Антон Силуанов24 апреля, во время своего выступления на марафоне «Знание».

Министр указал на то, что и другие страны перенимают опыт России, поскольку не хотят сталкиваться с проблемами, когда «те, кто эмитирует так называемую резервную валюту» может ввести против неугодных ему стран санкции и заморозить активы.

«Переход на расчеты в своей собственной валюте минимизирует все те риски, с которыми можно столкнуться», — подчеркнул Силуанов[1].

Между тем, 25 апреляМинистр финансов США отметила, что американские предприятия столкнутся с ухудшением ситуации на кредитных рынках, а правительство “вряд ли сможет осуществлять выплаты миллионам американцев”, в том числе семьям военных и пожилым людям.

“В более долгосрочной перспективе дефолт приведет к бессрочному повышению стоимости заимствований. Инвестиции в будущем станут существенно более дорогостоящими. Эту экономическую катастрофу можно предотвратить. Решение простое: Конгресс должен проголосовать за повышение или приостановку лимита госдолга. Он должен сделать это без каких-либо условий. И он не должен ждать до последней минуты. Я считаю, что добиться этого – основная обязанность лидеров нашей страны”, – добавила министр[2].

Целью денежной политики должно быть недопущение развязывания правительством инфляции и создания условий, поощряющих

кредитную экспансию.

Людвиг фон Мизес (1881–1973) — австрийский и американский экономист

20 апреля 2023 Госдумой принято постановление № 336926-8 «О годовом отчете Банка России за 2022 год[3]», которым в числе прочих мер ЦБ РФ рекомендовано:

– проводить денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение ценовой стабильности и возвращение российской экономики к сбалансированному и устойчивому экономическому росту, с учетом процесса адаптации российской экономики к сохраняющемуся санкционному давлению и необходимости ограничения рисков для финансовой стабильности;

– раскрывать результаты реализации мероприятий в рамках Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов как основного инструмента реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года[4];

– продолжать работу по повышению доступности финансовых услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства и способствовать дальнейшему эффективному использованию всех инструментов поддержки сектора малого и среднего предпринимательства, росту инвестиционной активности в указанном секторе;

– способствовать развитию новых методов расчетов во внешнеторговой деятельности для обеспечения защиты от действия санкционных ограничений и обеспечения экономического суверенитета Российской Федерации, активизировать деятельность, связанную с трансформацией системы международных расчетов, расширением использования национальных валют;

продолжать развитие системы безналичных платежей, в том числе с применением платежных карт «Мир» и сервисов системы быстрых платежей, продвигать использование системы передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС) в банках ключевых стран экспорта Российской Федерации, проводить работу по развитию сотрудничества с центральными (национальными) банками дружественных стран в целях взаимодействия национальных платежных систем;

– в годовом отчете Банка России за 2023 год раскрыть результаты реализации мероприятий в рамках проекта цифрового рубля, разрабатывать меры, направленные на использование цифрового рубля для трансграничных операций.

Банку России совместно с Правительством Российской Федерации одновременно среди иных мер рекомендовано:

– продолжить мониторинг влияния санкционных ограничений на российскую экономику и при необходимости осуществлять оперативную разработку мер поддержки участников финансового рынка;

– продолжить совершенствовать систему расчетов по внешнеторговым операциям, в том числе содействовать увеличению доли расчетов в национальных валютах стран – партнеров Российской Федерации.

Совместно с Государственной Думой и Правительством Российской Федерации продолжить работу над проектами федеральных законов, предусматривающих:

– внедрение цифрового рубля в гражданский оборот;

– создание постоянно действующего механизма «кредитных каникул»;

– обеспечение беспрепятственного перемещения гражданами денежных средств между своими счетами (вкладами), открытыми в различных банках, на сумму до 1,4 миллиона рублей в месяц, повышение защищенности вкладчиков – физических лиц в части обеспечения для указанных лиц равных условий при заключении договоров банковского вклада, а также установление обязанности банков заблаговременно информировать граждан об истечении срока вклада;

– совершенствование механизма противодействия хищению денежных средств граждан с использованием методов социальной инженерии;

– установление ограничений на применение переменной процентной ставки по кредитам, предоставленным гражданам и микропредприятиям;

– уточнение порядка расчета полной стоимости потребительского кредита (займа);

– установление контроля за деятельностью платежных агентов;

– установление ответственности за незаконный оборот цифровых финансовых активов, утилитарных цифровых прав и цифровой валюты и др.

Согласно заключению профильных комитетов, предшествующему принятия вышеуказанного ПостановленияГосдумы[5]по финансовому рынку, по бюджету и налогам, по экономической политике, по контролю от 12. апреля 2023 года инфляционная картина 2022 года была неоднородной, всплеск роста цен начала 2022 года (инфляция росла до 17,8% в апреле 2022 года) сменился дефляцией во второй половине 2022 года. Годовая инфляция по году составила 11,9%, при уровне базовой инфляции в 14,3%. При этом Комитеты предложили дополнять ежегодные отчеты Банка России оценками/моделями, демонстрирующими, каков был вклад монетарной, бюджетной политики, внешних «шоков», макропруденциального регулирования в динамику инфляции.

В условиях действия ограничений на движение капитала в течение всего 2022 года курс рубля определялся исходя из баланса спроса и предложения на валютном рынке. Наблюдался рост профицита счета текущих операций, что привело к укреплению рубля летом 2022 года. По итогам года рубль укрепился к доллару США на 5,3%, к евро – на 10,0%, к юаню – на 15,1%. Укрепление рубля наряду с ограничениями на наличное обращение долларов США и Евро, а также меры контроля за движением капитала в первой половине года привели к «девалютизации» депозитов населения и организаций. Средства населения в рублях на текущих счетах увеличились за год на 17,2%, а на вкладах – на 18,2%.

Санкционные действия недружественных стран привели к ограничению распоряжением и управлением международными резервами России (около половины резервов заблокированы), но права собственности на заблокированные активы у Банка России сохраняются. Ведется работа по организации судебной защиты активов Банка России. За 2022 год международные резервы сократились с 630,6 до 582,0 млрд долларов США в первую очередь за счет курсовых разниц и государственных расходов.

Комитеты обратили внимание, что закрытие информации существенно ограничивает инвесторов, научных исследователей и аналитиков в оценке перспектив деятельности финансового сектора, а также сдерживает инвестиционную, инновационную и академическую активность, препятствует работе по разработке антикризисных мер предприятиями и создает информационную асимметрию, способствующую росту недобросовестных практик и непрогнозируемых банкротств. Банк России начал восстанавливать практики раскрытия в части достаточности оценки большинства финансовых рисков.

Впервые за 70 лет у мировой финансовой системы появился

шанс выйти из-под гегемонии США, которые навязали

всему миру свою национальную валюту в качестве резервной

и с тех пор по сути собирают дань со всех стран.

Павел Дуров

По мнению Комитетов, отдельного внимания заслуживает эффективная работа Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Здесь главной новацией стал запуск платформы Банка России «Знай своего клиента», через нее финансовые институты получают информацию о том, к какой группе риска проведения подозрительных операций Банк России относит конкретную компанию. Комитеты отмечают, что первые результаты работы этой системы доказали ее эффективность, кредитные организации предотвратили вывод около 30 млрд рублей в теневой сектор экономики, и наоборот сократилось число отказов в обслуживании клиентам с низким уровнем риска. Действия Банк России привели к тому, что объем подозрительных операций с признаками вывода денежных средств за рубеж (36 млрд рублей) был минимальным за весь период мониторинга, и на 16% меньше, чем в 2021 году. В 2,5 раза, до 11,4 млрд рублей, сократился объем подозрительных операций по обналичиванию денежных средств с помощью исполнительных документов. Комитеты отмечают, что важным шагом к снижению числа подозрительных операций стало внедрение банками рекомендаций Банка России, которые позволяют выявлять и блокировать платежные карты и электронные кошельки, оформленные на подставных лиц.

В заключение Комитеты отметили, что в 2022 году Россия столкнулась с экономическим кризисом нового типа, вызванным реализацией геополитических рисков и сопровождающимся беспрецедентным санкционным давлением. Кризис потребовал от всех органов власти сплоченных, срочных и энергичных мер по реагированию на внешние и внутренние угрозы. Эти меры дали свои плоды – предотвращена девальвация рубля, скачок инфляции был преодолен, во второй половине года рост цен оказался сдержанным, а годовая инфляция снизилась до 11.9%. Граждане и бизнес сохранили доверие к денежно-кредитной политике, инфляционные ожидания вернулись к докризисным значениям, а финансовая система бесперебойно обслуживала граждан и предприятия, росло кредитование. Фондовый рынок начал восстанавливать свою работу, инвесторы и эмитенты избежали критических потерь.

Несмотря на то, что «финансовый блицкриг» недружественных стран не удался, в среднесрочной и долгосрочной перспективе риски финансовой стабильности могут нарастать и модифицироваться, а влияние санкций нарастать.

В нынешней ситуации замораживания наших золотовалютных

активов западными партнёрами, считаю, что у рубля нет курса.

Есть только путь. На взаимовыгодные расчеты в национальных валютах.

В.В. Путин

24 апреля в ТПП России состоялся вебинар Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике на тему «Цифровые финансовые активы (ЦФА): регулирование, практика и развитие», инициатором проведения которого стали участники Экспертного совета по ОРВ законопроектов. В ходе мероприятия эксперты поделились мнениями касательно основных тенденций в цифровизации экономики, развитии децентрализованных финансов, регулировании цифровых прав и цифровых финансовых активов в России.

Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин отметил, что в связи с новизной данного класса активов возникает ряд вопросов, связанных с их регулированием, и для того чтобы они стали широко использоваться, необходимо создать благоприятную инфраструктуру и решить ряд проблем, связанных с их регулированием. ТПП России готова активно включаться в этот процесс, в том числе совместно с профильными органами государственной власти. Дмитрий Курочкин отметил, что в ходе недавнего заседания Государственной Думы, посвященного Годовому отчету Банка России, прозвучали экспертные мнения в том числе касательно регулирования оборота цифровых финансовых активов. Ранее ТПП России направляла содержательные предложения к Годовому отчету Банка России, подготовленные экспертами Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике.

С основным докладом выступил председатель Комиссии по цифровым финансовым активам Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, основатель юридической компании SagradaLegal Олег Ушаков. В своем выступлении он подробно остановился на вопросах децентрализованных финансов, феномене токенизации экономики, специфике регулирования цифровых прав в России, правовой природе цифрового рубля. В частности, были затронуты актуальные вопросы регулирования цифровых финансовых активов, отмечена необходимость расширения практики их применения, помимо ЦФА, включающих только денежные требования. Олег Ушаков также обратил внимание на возможные варианты применения утилитарных цифровых прав и их важность для развития малого и среднего бизнеса. Участники также обсудили возможность выпуска гибридных цифровых прав, а также условия их вывода на международный рынок[6].

Для справки: Оборот цифровых финансовых активов (ЦФА) — весьма новое явление на финансовом рынке. Их преимущество в том, что они создаются на базе технологии распределенных реестров. Это позволяет автоматизировать исполнение сделок за счет применения смарт-контрактов. Использование такой технологии открывает новые технологические горизонты на финансовом рынке.

ЦФА — это цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА.

Выпуск (запись в информационную систему сведений о зачислении ЦФА их первым обладателем) и обращение цифровых финансовых активов в информационных системах регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[7].

Наряду с ЦФА в информационных системах также могут выпускаться и цифровые права, включающие одновременно ЦФА и право требовать передачи вещи (вещей), исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности, выполнения работ и (или) оказания услуг. Такие цифровые права можно назвать гибридными.

Обеспечением бесперебойного функционирования информационных систем, в которых осуществляется выпуск и учет ЦФА, занимается оператор информационной системы. Он также допускает пользователей к информационной системе, взаимодействует с органами власти по вопросам предоставления информации и исполнения решений судов. Кроме того, у оператора информационной системы есть возможность обеспечить совершение сделок с ЦФА и проведение расчетов по сделкам с ЦФА с использованием номинального счета (право проведения расчетов по сделкам отражается в соответствующем разделе реестра операторов).

Операторами информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, могут быть только российские юридические лица, включенные Банком России в реестр[8] таких операторов.

Виртуальные валюты подают большие надежды, особенно

если инновации в этой области сделают платежную

систему более быстрой, эффективной и безопасной.

Бен Бернанке

Основным документом, определяющим порядок работы информационной системы, права и обязанности ее оператора и пользователей, порядок привлечения операторов обмена ЦФА, номинальных держателей, валидаторов транзакций, являются Правила информационной системы.

Правила информационной системы и изменения в них согласовываются Банком России.

Еще одним субъектом рынка ЦФА является оператор обмена ЦФА, который обеспечивает заключение сделок с такими активами (купля-продажа, обмен и прочее). По закону, статус оператора обмена ЦФА присваивается юридическому лицу, включенному в соответствующий реестр Банка России[9].

Отметим, что в Концепции внешней политикиРоссийской Федерации[10] отмечено, что существующие проблемы, в том числе на рынке энергоресурсов и в финансовом секторе, вызваны деградацией многих прежних моделей и инструментов развития, безответственными макроэкономическими решениями (включая бесконтрольную эмиссию и накапливание необеспеченных долгов), противоправными односторонними ограничительными мерами и недобросовестной конкуренцией. Злоупотребление отдельных государств своим доминирующим положением в некоторых сферах усиливает процессы фрагментации мировой экономики и неравенство в развитии государств. Получают распространение новые национальные и трансграничные платежные системы, растет заинтересованность в новых международных резервных валютах, формируются предпосылки для диверсификации механизмов международного экономического сотрудничества.

Закономерным ответом на кризис мироустройства становится укрепление сотрудничества между государствами, подвергающимися внешнему давлению. Активизируется формирование региональных и трансрегиональных механизмов экономической интеграции и взаимодействия в различных сферах, создание разноформатных партнерств для решения общих проблем.

Рассматривая укрепление России в качестве одного из ведущих центров развития современного мира, считая ее самостоятельную внешнюю политику угрозой западной гегемонии, Соединенные Штаты Америки (США) и их сателлиты использовали принятые Российской Федерацией меры по защите своих жизненно важных интересов на украинском направлении как предлог для обострения многолетней антироссийской политики и развязали гибридную войну нового типа. Она направлена на всемерное ослабление России, включая подрыв ее созидательной цивилизационной роли, силовых, экономических и технологических возможностей, ограничение ее суверенитета во внешней и внутренней политике, разрушение территориальной целостности. Такой курс Запада приобрел всеобъемлющий характер и закреплен на доктринальном уровне.

С учетом долгосрочных тенденций развития ситуации в мире национальными интересами Российской Федерации во внешнеполитической сфере, кроме поименованных в документе, являются:

– содействие устойчивому развитию российской экономики на новой технологической основе;

– укрепление позиций России в мировой экономике, достижение национальных целей развития Российской Федерации, обеспечение экономической безопасности, реализация экономического потенциала государства;

– укрепление потенциала и повышению международной роли межгосударственного объединения БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Содружества Независимых Государств (СНГ), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), РИК (Россия, Индия, Китай) и других межгосударственных объединений и международных организаций, а также механизмов с весомым участием России.

При этом в Концепции в п. 25 закреплено, что в случае совершения иностранными государствами или их объединениями недружественных действий, представляющих угрозу суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации, в том числе связанных с применением ограничительных мер (санкций) политического или экономического характера либо с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, Российская Федерация считает правомерным принять симметричные и асимметричные меры, необходимые для пресечения таких недружественных действий, а также для предотвращения их повторения в будущем.

Как следует из п. 70 Концепции Совет Безопасности Российской Федерации осуществляет формирование основных направлений государственной внешней политики, прогнозирование, выявление, анализ, оценку угроз национальной безопасности и выработку мер по их нейтрализации, подготовку предложений Президенту Российской Федерации о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности, рассмотрение вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения национальных интересов и национальной безопасности, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внешних угроз.

Между тем, индекс инвестиционных планов промышленных предприятий, отражающий соотношение позитивных и негативных ожиданий в этой сфере, в апреле 2023 года достиг максимального значения за последние 11 лет. Это значит, что компаний, которые собираются вкладываться в основной капитал, заметно больше тех, кто инвестировать не планирует. Инвестиционные планы — один из нескольких индикаторов настроений промышленности, которые в ежемесячном режиме с 1995 года отслеживает лаборатория конъюнктурных опросов Института Гайдара.

По итогам апреля сводный индекс прогнозов, сообщаемых промышленными предприятиями, почти вернулся на досанкционный уровень 2021-го — начала 2022 года[11].

По данным Росстата, за 2022 год объем инвестиций в России вырос на 4,6% в реальном выражении. В номинальном выражении совокупные инвестиции составили 27,865 трлн руб. Рост оказался лучше прогнозов Минэкономразвития (прошлой осенью оно ожидало падения на 2%) и стал сюрпризом для большинства экспертов. Аналитики ЦБ отмечали, что главными драйверами инвестиций в условиях структурной трансформации экономики стали необходимость изменения хозяйственных связей и технологических процессов, а также реализация курса на импортозамещение.

Без поддержки крупных силовых и юридических структур ни одна валюта никогда не станет общеиспользуемой.

Модной — да.

Поводом для спекуляций — запросто.

Франц Вертфоллен

В середине апреля Минэкономразвития представило сценарные условия развития экономики до 2026 года. По прогнозу ведомства, инвестиции в 2023 году вырастут лишь на 0,5% после высокой базы предыдущего года, а в 2024–2026 годах среднегодовой темп роста капиталовложений составит 3,8%.

Аналитики посчитали такой прогноз скромным. Осторожность связана с тем, что на динамику инвестиций и спрос могут повлиять такие риски, как ухудшение внешних условий и эффект «усталости от стресса» (в ситуации неопределенности бизнес выбирает, инвестировать или нет), говорила главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. Прогноз министерства консервативен, соглашается Миронов: инвестиции могут вырасти больше, если снизится экономическая неопределенность.

Министерство прогнозирует стоимостный объем экспорта товаров из России в 2023 году на уровне $466 млрд (минус 21% к прошлому году) с последующим ростом до $505 млрд к 2026 году. Импорт будет восстанавливаться — с фактических $280 млрд в 2022 году до оценочных $314 млрд в 2023-м и $363 млрд к 2026 году. На фоне стабильного внешнеторгового баланса (в районе $150 млрд в среднем за год) курс доллара к рублю прогнозируется на уровне 76,5 руб. в 2023 году (в среднем) с небольшим его ростом к 2026 году (до 78,8 руб. в среднем)[12].

Продолжение следует.

[1]https://iz.ru/1503215/2023-04-24/siluanov-nazval-ispolzovanie-natcvaliuty-prioritetom-dlia-rf?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 24.04.2022).

[2]https://tass.ru/ekonomika/17606771?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 25.04.2023).

[3]https://sozd.duma.gov.ru/bill/336926-8 (дата обращения: 24.04.2023).

[4] Принята Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2022 № 4355-р.

Отметим, что при принятии Стратегии были приняты во внимание положения:

Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ “О стратегическом планировании в Российской Федерации”;

Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р;

Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы”;

Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 “О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года”;

Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р;

Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р;

Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 “О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации”;

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 июля 2021 г. № 400 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”;

Национального плана (“дорожной карты”) развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 – 2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 г. № 2424-р;

Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № 2765-р;

Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 3052-р;

Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. № 79 “О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций”;

Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 г. № 81 “О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации”;

Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 95 “О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами”.

[5]https://sozd.duma.gov.ru/search?q=стратегия+ (дата обращения: 24.04.2023).

[6]https://news.tpprf.ru/ru/news/4277860/ (дата обращения: 25.04.2023).

[7]  В соответствии с указанным правовым актом (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.

Цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.

[8] По состоянию на 24.04.2023 в данном реестра значатся 5 юридических лиц.

[9] Более подробно см: https://cbr.ru/finm_infrastructure/digital_oper/ (дата обращения: 25.04.2023).

[10]Указ Президента РФ от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» http://www.kremlin.ru/acts/news/70811 (дата обращения: 24.04.2023)

[11]https://www.rbc.ru/economics/26/04/2023/6447d6c89a794784b9099ef5?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения 26.04.2022).

[12]https://www.rbc.ru/economics/14/04/2023/643870829a7947ca760f7be3?from=article_body (дата обращения: 26.04.2023).

от fs