Меркурьев Виктор Викторович, заведующий отделом научного обеспечения прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений, противодействия экстремизму Университета прокуратуры Российской Федерации, старший советник юстиции, доктор юридических наук, профессор.

Стешич Елена Сергеевна, профессор кафедры уголовного права и криминологии Ростовского юридического института МВД России, доктор юридических наук, доцент.


Уголовная политика противодействия преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства

Российская Федерация в третьем десятилетии XXI столетия столкнулась с проблемой защиты конституционного строя и суверенитета государства от различного рода внутренних и внешних угроз, связанных с деятельностью Запада по организации, финансированию и подготовке сил, оппозиционно настроенных к действующей власти и стремящихся к ее насильственному захвату.

Поэтому в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России от 02.07.2021 № 400 (далее – Стратегия), говорится о том, что недружественные страны пытаются использовать имеющиеся в Российской Федерации социально-экономические проблемы для разрушения ее внутреннего единства, инспирирования и радикализации протестного движения, поддержки маргинальных групп и раскола российского общества. Все более активно применяются непрямые методы, направленные на провоцирование долговременной нестабильности внутри Российской Федерации[1].

С учетом долгосрочных тенденций развития ситуации в Российской Федерации и в мире в числе других п. 25 Стратегии к ее национальным интересам на современном этапе отнесена защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации

Обеспечение и защита обозначенного национального интереса в соответствии с п. 26 Стратегии осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации таких стратегических национальных приоритетов, как: оборона страны; государственная и общественная безопасность; информационная безопасность; экономическая безопасность.

Уголовно-правовые средства охраны так называемой внешней безопасности России, более точно, конституционного строя, суверенитета, обороноспособности, территориальной целостности и других конституционно значимых интересов от внешних и внутренних угроз заключены в Главе 29 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ).

Принимая во внимание результаты специальной военной операции (далее – СВО) на Украине, когда на стороне противника оказались чуть ли не все страны НАТО, беспрецедентные экономические и финансовые санкции Запада, недавние диверсионно-террористические акты на газопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2», начавшуюся частичную мобилизацию, России потребуется делать более решительные шаги по корректировке уголовной политики противодействия преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства.

Как справедливо отметил В.С. Овчинский в одной из своих статей, учитывая развитие ситуации (мобилизация или военное положение; военное время либо вооруженный конфликт или ведение боевых действий), российская уголовная политика должна быть готова адекватно реагировать и на возможность объявления военного положения в отдельных регионах или в целом в стране[2].

На первый взгляд исследуемый вид преступлений не демонстрирует сколь ни будь значительные статистические показатели. Однако в силу особой общественной опасности этих преступлений для национальной безопасности их характеристики подлежат государственному мониторингу в соответствии с «Паспортом» показателя состояния национальной безопасности Российской Федерации «Количество преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, перечень которых определен главой 29 Уголовного кодекса Российской Федерации», которым установлены предельно допустимые (критические) значения количества зарегистрированных преступлений этого вида и их доля в общем количестве преступлений в Российской Федерации.

Предельно допустимые (критические) значения сейчас составляют соответственно 1 524 зарегистрированных преступления в год, а их удельный вес в общем массиве зарегистрированных преступлений в течение года – 0,07%.

В 2021 г. зарегистрировано 1 022 преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, по состоянию на 1 сентября 2022 г. за прошедшие 12 месяцев значение показателя составило 1 206 преступлений, что не превышает критического уровня (рис. 1).

Рис. 1. Динамика количества преступлений против основ конституционного

строя и безопасности государства (глава 29 УК РФ), зарегистрированных в Российской Федерации в период 2012–2021 гг., и предельно допустимое (критическое) значение этого показателя[3]

Изменение состояния антигосударственной преступности происходило под воздействием трех факторов: фактического нарастания экстремистских угроз, изменения антиэкстремистского законодательства и практики реагирования органов публичной власти на экстремистские проявления. Так происходило потому, что в общей структуре зарегистрированного массива преступлений, предусмотренных главой 29 УК РФ, удельный вес количества преступлений экстремистской направленности (ст. 280, 2801, 282, 2821, 2822, 2823 УК РФ) в среднем составлял более 70 %.

В настоящее время на фоне кардинального изменения геополитической ситуации, взращивания Западом на Украине русофобского неонацистского режима, военного освоения и превращения ее территории в плацдарм для нападения на Россию, вынужденной проводить специальную военную операцию, изменения политико-правовой действительности стали очевидными, что и привело к изменению уголовно-правовой политики в отношении исследуемого вида преступлений.

Для противодействия посягательствам против основ конституционного строя, суверенитета и государственной безопасности Российской Федерации Президентом РФ подписан разработанный Комиссией Государственной Думы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России федеральный закон[4], которым внесена поправка в ст. 2841 УК РФ об ответственности за участие в деятельности нежелательной организации за рубежом. Теперь она будет применяться не только в отношении преступлений, совершенных на территории нашей страны, но и в тех случаях, когда ИНОиМО привлекают наших граждан к деятельности своих центров за рубежом. Это позволит комплексно противодействовать активности организаций, представляющих угрозу национальной безопасности России.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ, дополнена участием в вооруженном конфликте или военных действиях в целях, противоречащих интересам Российской Федерации. Статья дополнена частью третьей предусматривающей ответственность гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства в вооруженном конфликте, военных действиях с применением вооружения и военной техники на территории иностранного государства в целях, противоречащих интересам Российской Федерации при отсутствии признаков государственной измены (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ).

Наказание за это преступление максимально строгое – лишение свободы на срок от 12 до 20 лет.

Глава 28 дополнена ст. 2742 «Нарушение правил централизованного управления техническими средствами противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования». Ответственность за это преступление будут нести должностные лица или индивидуальные предприниматели, подвергнутые административному наказанию за деяния, предусмотренные ч. 2 ст. 13.42 КоАП РФ.

Изложена в новой редакции ст. 275 УК РФ «Государственная измена» – государственной изменой теперь является совершение гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, переход на сторону противника либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

При этом в соответствии с примечанием (п. 1), под переходом на сторону противника понимается участие лица в составе непосредственно противостоящих Российской Федерации сил (войск) иностранного государства, международной либо иностранной организации в вооруженном конфликте, военных действиях с применением вооружения и военной техники

Согласно примечанию (п. 2) лицо, совершившее преступления, предусмотренные статьями 275, 276 и 278 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению ущерба интересам Российской Федерации и, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 2751 УК РФ следующего содержания: сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией. Уголовно-правовой запрет налагается на установление и поддержание гражданином Российской Федерации отношений сотрудничества на конфиденциальной основе с представителем иностранного государства, международной либо иностранной организации в целях оказания им содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ. Такие действия караются лишением свободы от 3 до 8 лет.

В новой статье также имеется примечание, на основании которого лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно и своевременно сообщило органам власти об установлении и о поддержании отношений сотрудничества на конфиденциальной основе с представителем иностранного государства, международной либо иностранной организацией, не совершило никаких действий по исполнению полученного от него задания и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 276 УК РФ «Шпионаж» также дополнена действиями по передаче, собиранию, похищению или хранению в целях передачи противнику сведений, которые могут быть использованы против Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации, совершенными в условиях вооруженного конфликта, военных действий или действий с применением вооружения и военной техники с участием Российской Федерации.

Под противником в составе шпионажа понимается иностранное государство, международная либо иностранная организация, противостоящие Российской Федерации в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники.

В соответствии с новой ст. 2804 УК РФ (Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства) установлена ответственность за публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, либо к воспрепятствованию исполнения органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 2052, 280, 2801, 2842 и 354 УК РФ). Максимальное наказание за указанное преступление составляет от 2 до 4 лет лишения свободы. Однако те же  действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием своего служебного положения, с использованием СМИ либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», подлежат наказанию на срок от 3 до 6 лет лишения свободы. А совершенные организованной группой – от 5 до 7 лет лишения свободы.

Примечание к настоящей статье раскрывает содержание деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации: совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 189, 2001, 209, 210, 222 – 2231, 226, 2261, 2291, 2741, 275 – 276, 281, 283, 2831, 2841, 290, 291, 322, 3221, 323, 332, 338, 355 – 357, 359 УК РФ.

Уголовный кодекс дополнен еще одной статьей – 2824  УК РФ «Неоднократные пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами», предусматривающее наказание за названные действия, если они совершены лицом, подвергнутым административному наказанию за любое из административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 КоАП РФ, в размере лишения свободы до 4 лет.

Частью 2 ст. 2824  УК РФ предусмотрена ответственность за изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутики или символики до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, если эти деяния совершены лицом, подвергнутым административному наказанию за любое из административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 КоАП РФ. Максимальное наказание, предусмотренное за это преступление, также составляет до 4 лет лишения свободы.

Нарушение требований по защите государственной тайны – еще одно преступление, которым дополнена Глава 29 Особенной части УК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 2832 УК Ф запрещен выезд из Российской Федерации, допущенного к государственной или ранее допускавшегося к государственной тайне гражданина Российской Федерации, право которого на выезд заведомо для него ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Незаконное перемещение или пересылка носителей, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, за пределы Российской Федерации, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 2261 , 275, 276 и 2381 УК РФ (ч. 2) наказывается, как и первое преступление, лишением свободы до 3 лет лишения свободы.

Частью 3 ст. 2832 УК Ф предусмотрен особо квалифицированный состав преступления, когда деяния, предусмотренные ч. 1 и 2, совершены с применением насилия или с угрозой его применения либо должностным лицом с использованием своего служебного положения (до 6 лет лишения свободы). Более строгая ответственность за те же действия, если они совершены организованной группой, предусмотрена ч. 4 ст. 2832 УК РФ. наказание в этом случае может быть назначено в пределах от 3 до 7 лет.

Усилена ответственность за наемничество (ст. 359 УК РФ): по части 1 вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях теперь будет караться лишением свободы на срок от двенадцати до восемнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового (было с от 4 до 8 лет лишения свободы); по ч. 2 за те же действия, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего – лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом  в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от 1 до 2 лет либо без такового (было 7 до 15).

А вот участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 208 УК РФ) в соответствии с ч. 3 ст. 359 УК РФ наказывается лишением свободы на срок от 7 до 15 лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового (в старой редакции – от 3 до 7).

Учитывая изложенное можно сформулировать следующие основные выводы:

  1. Одним из вариантов реагирования со стороны государства на угрозы для основ конституционного строя и безопасности государства является уголовная политика, включающая в себя несколько направлений (уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная, оперативно-розыскная), главным из которых выступает уголовно-правовая политика.
  2. Уголовно-правовая политика в сфере охраны основ конституционного строя и безопасности государства – это деятельность уполномоченных органов публичной власти, выражающаяся в использовании средств уголовно-правового воздействия для защиты конституционного строя, суверенитета, независимости, обороноспособности, государственной и территориальной целостности Российской Федерации.
  3. Рост и обострение угроз для социальной стабильности и сохранения власти, государственного суверенитета и обороноспособности страны дают основания для повышения концентрации уголовной репрессии на сфере охраны основ конституционного строя, государственной и общественной безопасности, выражающегося в расширении круга преступных деяний и усиления наказания путем применения соответствующих методов уголовно-правовой политики – криминализации и пенализации.
  4. Особенно следует учитывать угрозы, отмечаемые в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в российской Федерации до 2025 гола, Концепции общественной безопасности в российской Федерации и Военной доктрине.
  5. Уголовно-правовой политике в сфере охраны основ конституционного строя и безопасности государства в настоящее время присущи ключевые проблемы, одной из которых является отсутствие разъяснений по отдельным сложным вопросам применения уголовного законодательства об ответственности за преступления против основ конституционного строя, включая особенности уголовно-правовой оценки деяний, криминализированных в течение нескольких последних лет, и проблемы разрешения конкуренции уголовно-правовых норм при квалификации конкретных преступлений против государственной безопасности.

[1] Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.07.2021, № 27 (часть II), ст. 5351; См: Хлебушкин А.Г. Уголовно-правовая политика Российской Федерации в сфере охраны основ конституционного строя: дисс. … докт. юрид. наук. Санкт-Петербург 2016.

[2] Овчинский В.С. Уголовная политика военного времени действовать надо уже сейчас. URL:https://zavtra.ru/blogs/ugolovnaya_politika_voennogo_vremeni# (дата обращения: 27.09.2022).

[3] Меркурьев В.В. Роль прикладных криминологических исследований в решении задач прокуратуры по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Владимирского юридического института. 2 (47). 2018. С. 95-103.

[4] Федеральный закон от 14.07.2022 № 260-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

от fs