Обращение от имени Правления Общероссийской общественной организации
“Российская криминологическая ассоциация имени Азалии Ивановны Долговой”
Президента Ассоциации , доктора юридических наук , профессора В.В.Меркурьева

Уважаемые коллеги! У нас, криминологов, есть серьезный повод поздравить Анатолия Валентиновича Наумова, доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, лауреата Национальной премии по литературе в области права с выходом в издательстве «Проспект» двух его новых книг.

Вся жизнь Анатолия Валентиновича связана с наукой уголовного права. Несомненно, он является ученым мирового масштаба, его труды по глубине теоретической мысли – это великие творения, которые никогда не утратят своей актуальности.

Известно, сколь велик вклад Анатолия Валентиновича в российскую науку. Благодаря его трудам теория уголовного права вышла на новый уровень развития, обрела целостность, последовательность и красоту. Этого выдающегося ученого знают по фундаментальным исследованиям, ярким публикациям и запоминающимся выступлениям.

Анатолий Валентинович является автором около пятисот научных работ, в том числе шесть раз переиздававшегося авторского курса лекций по уголовному праву, получившего высочайшую оценку и признание российской и зарубежной научной общественности. Столь впечатляющий результат – заслуженная награда за талант, мастерство, целеустремленность. И конечно, это свидетельство напряженной, самоотверженной работы.

Не является исключением и новая монография А.В. Наумова «Преступный сюжет в русской литературе», которая стала со слов самого автора «лебединой песней» и воплощением идеи написать книгу, по замыслу автора отражающую социальный феномен преступления (преступности) и неразрывного с ним наказания, в отечественной художественной литературе. Автор констатирует, что художественная литература (настоящая, большая) вовсе не служит лишь иллюстрацией к научному пониманию проблемы преступления и наказания. «Более того, она может даже обогнать определенные доктринальные представления, в особенности в глубине подходов к социологии преступности, психологии преступления и преступника», – отмечает во введении А.В. Наумов.

Уже во введении читатель найдет ответ на вопрос, откуда (с чего) у автора возник интерес к литературоведению и почему для автора книги «Преступный сюжет в русской литературе» литературное отражение преступного сюжета является таким же средством познания преступного поведения, как изучение следственной и судебной практики по конкретным уголовным делам. Только предметом исследования в этом случае является особенное проникновение писателя в содержание преступного поведения, психологическая характеристика преступника и его мотивов и побуждений, вызванные именно авторским представлением – художественным воображением писателя. О репрезентативности проведенного А.В. Наумовым литературоведческого исследования свидетельствует опыт автора по ведению ежемесячной рубрики очерков на тему «Отражение проблемы преступления и наказания в отечественной художественной литературе» в журнале «Юрист спешит на помощь» (приложение к «Российской газете») в 2012 – 2015 гг., который был продолжен в последующие годы, а также глубокое погружение в изучение преступного сюжета в русской классической литературе, охватывающее период со второй половины XVII в. (А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин), первой половины XIX в. (Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь), второй половины XIX в. (А.Г. Герцен, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.В. Сухово-Кобылин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский, Н.С. Лесков, П.И. Мельников-Печерский, А.П. Чехов), конца XIX – начала XX в. (А.М. Горький, А.И. Куприн, В.Г. Короленко, И.А. Бунин) до наших дней. Наиболее рельефно подвергнут анализу преступный сюжет в советской литературе (1917 – 1991 гг.): от краткой исторической и криминологической характеристики эпохи Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской войны (А.А. Блок, С.А. Есенин, М.А. Шолохов, Д.А. Фурманов, М.А. Волошин, И.Э. Бабель), НЭПа, коллективизации и Большого террора 30-х гг. (А.Н. Толстой, Л.М. Леонов, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, Н.А. Клюев, П.Н. Васильев, К.А. Тренев, А.П. Гайдар, М.А. Булгаков), преступности немецко-фашистских захватчиков, развязавших Вторую мировую войну (К.М. Симонов, И.Г. Эренбург, А.А. Фадеев), отражения чудовищных по своему цинизму преступлений Сталина и партийно-государственной верхушки его режима, литературного процесса 40-х годов послевоенной отечественной истории, хрущевской оттепели (Ю.М. Нагибин, В.В. Овечкин, А.Я. Яшин, П.Ф. Нилин, И.Г. Эренбург, Б.Л. Пастернак, А.И. Солженицын) до рассмотрения творчества шестидесятников (Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, В.П. Аксенов, И.А. Бродский, Б.Ш. Окуджава, А.А. Галич, В.С. Высоцкий), посвященного исследуемой проблеме, и отражения проблемы преступности эпохи развитого социализма, советско-афганской войны и перестройки (Д.А. Гранин, В.М. Шукшин, В.В. Быков, С.Д. Довлатов, В.П. Астафьев, В.Г. Распутин, О.Н. Ермаков, В.В. Набоков, Г.И. Газданов, М.А. Алданов, Е.И. Замятин и др.).

Не осталась без внимания эпоха «исчезновения» советской литературы и создания «новой литературы» (постсоветской), которая также вносит вклад в исследование проблем преступного сюжета уже в постсоветской литературе (А.Г. Битов, В.С. Маканин, Э.В. Лимонов, Е.Н. Прилепин, В.О. Пелевин).

На последних страницах монографии автор в подтверждение сказанных еще во введении слов о том, что настоящий художник в своем творчестве способен даже обогнать определенные доктринальные представления, в особенности в глубине подходов к социологии преступности, приводит в этом контексте очень важный аргумент, иллюстрируя одну из важнейших сюжетных линий своего произведения на примере проникновения В.О. Пелевина в преступный сюжет. Речь идет об описании самых-самых современных преступлений XXI в., в котором он опередил профессиональных криминологов. Писатель еще с конца 90-х годов прошлого века ввел в литературу изображение киберпреступности и преступности с использованием систем искусственного интеллекта. «Именно такие названия употребили специалисты по уголовному праву и криминологии чуть позже Пелевина … но приоритет обнаружения содержания указанных новых форм преступного поведения принадлежит именно ему».

Нам и ранее было хорошо известно, что Анатолий Валентинович обладает обширными, разносторонними знаниями, умеет критически мыслить и тонко чувствовать. Но новая книга мэтра уголовного права красноречиво свидетельствует, что в этом мире нет ничего, что Анатолий Валентинович не мог бы реализовать при помощи своего таланта и внутренней силы.

Второй книгой является историко-филологический и доктринальный (научный) комментарий Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации, который отличается от достаточно многочисленных изданий такого рода по своему содержанию и даже, по мнению Анатолия Валентиновича, по своему жанру и направленности.

Автор в представляемом комментарии постарался убедительно ответить на вопрос: «Можно ли утверждать, что серьезный Комментарий УК без доктринального (научного) толкования вообще невозможен?»
«Да, не только можно, но и нужно». По мнению профессора А.В. Наумова, Уголовный кодекс – это не учебник по уголовному праву. Более того, определения некоторых уголовно-правовых понятий (категорий) в кодексе вообще может не быть. И в этом случае доктринальное толкование представляет собой единственный для правоприменителя (судьи, следователя, прокурора, адвоката) способ (инструмент) преодоления такого пробела и единственный же источник получения им профессиональной на этот счет информации.

В этом же ключе Анатолий Валентинович обращается к такому источнику толкования, как художественная литература. Вот как он это объясняет: «Дело в том, что преступление (центральная категория уголовного права) нередко отражает тайники человеческой души, делает видимой психологию поведения человека. Потому обращение к материалам судебной практики для классической литературы всех времен и народов является не просто обычным, а вполне закономерным. Достаточно вспомнить бессмертные творения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстова, У. Шекспира, Ф.М. Достоевского, Ч. Диккенса, Ф. Стендаля, Э. Золя и многих других выдающихся писателей».

В этом смысле обе книги А.В. Наумова гармонично связаны между собой, дополняют друг друга, создают целостное впечатление о таланте профессора Наумова, так ярко проявившемся в новых произведениях, отличающихся безукоризненным, я бы сказал эталонным, стилем и по уровню своей научности, и по тому, насколько уважительно ему удается писать о всех авторах, занимавшихся исследованием соответствующих уголовно-правовых вопросов.

Вот почему тиражи произведений мэтра отечественной юриспруденции имеют свойство быстро расходиться.

В связи с выходом двух новых книг выражаем Вам, Анатолий Валентинович, свою признательность за плодотворную научную и педагогическую деятельность, искренне желаем крепкого здоровья, счастья, семейного благополучия, вдохновения и дальнейших творческих успехов!

20.10.2021

от fs