Выступление
президента Российской криминологической ассоциации доктора юридических наук, профессора Долговой А.И. на парламентских слушаниях в Совете Федерации 14 апреля 2011 года.

Тема слушаний: “О состоянии и проблемах законодательного обеспечения государственной системы профилактики правонарушений”

В.А. Озеров

Хорошо. Теперь от науки. Я хочу предоставить слово главному научному сотруднику отдела проблем борьбы с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации Азалии Ивановне Долговой.

Пожалуйста. Мне кажется, что Вы у нас уже выступали?

А.И. ДОЛГОВА

Я у вас выступала, да, по вопросам коррупции.

В.А. Озеров

Я помню.

А.И. ДОЛГОВА

И предупреждала, что закон о коррупции будет неэффективен, потому что он непрофессионален, криминологически не обусловлен, не соответствует мировым правовым стандартам.

Так вот, я бы сказала, основная мысль моего выступления заключается в том, что предупреждение преступности должно быть высокопрофессиональным. Преступность – это очень сложное явление. Это, между прочим, не только уличная преступность и преступность несовершеннолетних и лиц с психическими отклонениями. Это терроризм, это коррупция, это организованная преступность, это государственная преступность и так далее.

Должна вам сказать, что с тех пор, как была введена статистика преступлений, число зарегистрированных преступлений в 1961 году на 100 тысяч человек было 407. В последнем пятилетии это было самое высокое число преступлений, оно превысило 2 тысячи. И до того, как мы начали последовательное снижение преступности в 1977 году, оно поднялось больше 2,5 тысячи на 100 тысяч населения. Это коэффициент преступности.

Преступность, хотя мы ее и снижали в последние годы, выросла в несколько раз с момента введения Уголовного кодекса: преступность государственная, против основ конституционного строя и безопасности государства, против конституционных прав и свобод граждан, экологическая и так далее. Это я говорю о том, что нужно понимать, что преступность – это сложное системное явление. Термин “борьба с преступностью” – это конституционный термин, он в статье 114 Конституции содержится. Но у нас ведь закон о борьбе с терроризмом заменили законом о противодействии терроризму. Они, значит, действуют, а мы потом, после “Домодедово” и так далее, им противодействуем.

Так вот, борьба с преступностью – это тоже сложное системное явление. Борьба с преступностью состоит из трех подсистем.

Первая – общая организация борьбы с преступностью, информационно-аналитическая деятельность, подготовка кадров, прогноз, программирование, законодательство, правовая основа и так далее.

Второй блок – предупреждение преступности. Предупреждение – более широкий термин, чем профилактика, он включает еще предотвращение и пресечение, а профилактика – воздействие на причины и условия.

И третий блок – правоохранительная деятельность. Это карающая, правовосстановительная, возмещение ущерба и так далее, и это обеспечение безопасности участников борьбы с преступностью и сотрудничающих с ними лиц.

Так вот, представьте себе, можно ли совершенствовать предупреждение преступности без совершенствования всех трех блоков? Если у нас правовая и криминологическая культура правоохранительной деятельности спустилась почти до нуля, если не выясняются причины и условия совершения преступлений, серьезно не выясняются причины, обстоятельства совершения преступлений, откуда мы будем знать о причинах и условиях? Если у нас теперь исключена криминология из числа обязательных предметов для юристов… Вы знаете об этом? Если у нас в 1963 году, когда коэффициент преступности был 400, был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (крупнейший международный центр был научно-исследовательский, который разрабатывал весь комплекс наук антикриминального цикла), в последнем пятилетии этот институт ликвидирован как самостоятельное юридическое лицо.

В.А. Озеров

Но он вошел в состав какого-то другого?

А.И. ДОЛГОВА

Он вошел в состав академии, число его сотрудников уменьшилось более чем в два раза, и значительная часть сотрудников ведет исследования не в рамках наук криминального цикла, а в рамках общих проблем законности. Ну, что мы после этого хотим?

Если мы хотим серьезно выяснять причины терроризма, причины коррупции, причины других видов преступности, нам же нужно выяснять не факторы. Давно уже наука не пользуется термином “фактор”. Никакой фактор, отдельно взятый, не может порождать ни преступное поведение, ни преступность. Всё происходит в форме взаимодействий. Нужно причинные комплексы изучать, характерные для конкретных условий, места и времени. Нужно развивать серьезную аналитическую работу, а это должны делать криминологи профессиональные. Пусть на практике они работают. Надо развивать научные исследования. Сейчас если уже прекращено преподавание криминологии, значит сокращается число аспирантской подготовки криминологов и через несколько лет у нас в стране криминологов вообще не будет.

Я должна сказать, что к нашим криминологам (у нас уникальная криминология, она создана на базе юридического образования, то есть люди знают механику работы), к нам приезжают… руководитель Министерства юстиции Соединенных Штатов, ко мне приезжает господин Ор – начальник отдела по борьбе с организованной преступностью, замдиректора ФБР Муди к нам приезжал. Потому что мы – уникальные криминологи, мы – юристы, мы знаем, что такое практика борьбы с преступностью. Но мы никому не нужны здесь. И когда разрабатываются… Мы разрабатывали законы о борьбе с организованной преступностью, о борьбе с коррупцией, их принимали Совет Федерации и Дума, но на них накладывалось вето Президентом Российской Федерации (первым президентом). А сейчас мы уже никому стали не нужны, потому что никто же нас не спрашивает. Пишут законы о борьбе с преступностью, не спрашивая профессионалов, что собой представляет преступность, каковы ее причинные комплексы и так далее.

Подытоживая свое маленькое выступление, я хочу сказать, что надо создавать закон об организации борьбы с преступностью – федеральный закон. И его составной частью должна быть организация предупреждения, которая включает весь комплекс вопросов, которые с этим связаны.

И что бы я хотела еще в заключение сказать? В свое время большое значение придавалось правовой пропаганде и формированию правовой культуры населения. Но, мне кажется, очень актуальной является проблема формирования правовой и криминологической культуры должностных лиц, в том числе тех, которые, так сказать, различным образом прикосновенны к решению вопросов преступности. Спасибо за внимание.

В.А. Озеров

Спасибо Вам за выступление. Хорошо, что Вы здесь прогнозов нам не сделали на следующее движение вперед. Но я хочу сказать, не знаю, Азалия Ивановна, как Вас там кто слушает или не слушает, вот Михаил Александрович за спиной у Вас сидит, который у нас в аппарате комитета отвечает за направление безопасности, пожалуйста, входите в состав нашего экспертного совета. Мы с удовольствием послушаем Вас и будем прислушиваться к Вам.


Полный текст стенограммы парламентских слушаний на тему «О состоянии и проблемах законодательного обеспечения государственной системы профилактики правонарушений» Вы можете скачать здесь: http://www.council.gov.ru/files/parliament_attend/177.doc

от fs