Белоцерковский С.Д. Система правового регулирования борьбы с организованной преступностью и научные основы её оптимизации. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2011. – С. 585.

Р е ц е н з е н т ы:
Заслуженный юрист РСФСР, доктор юридических наук, профессор А. И. Долгова
доктор юридических наук, профессор В. В. Меркурьев
Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Э. Ф. Побегайло

Монография посвящена актуальной проблеме оптимизации системы правового регулирования борьбы с организованной преступностью. Исследуется развитие понимания мировым сообществом и отдельными государствами явления организованной преступности. Впервые приводятся составляющие эту систему правового регулирования международно-правовые документы и отечественные нормативные правовые акты, предлагается их классификация и содержится их подробный анализ. Особый интерес представляет анализ законов зарубежных государств (США, Республик Украина и Беларусь, Литовской Республики, Японии) о борьбе с организованной преступностью. В основу предложений, направленных на оптимизацию системы правового регулирования борьбы с организованной преступностью, положены результаты проведенных автором криминологических исследований, положения международных договоров Российской Федерации, законодательный опыт зарубежных государств.

Для научных и практических работников, аспирантов и студентов юридических вузов, иных читателей, интересующихся вопросами борьбы с организованной преступностью.

ISBN 978-5-87817-065-9

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Понимание организованной преступности и общая характеристика правового регулирования борьбы с ней
       § 1. О понимании организованной преступности
       § 2. Организованная преступная деятельность и организованные преступные формирования
       § 3. Общая характеристика системы правового регулирования борьбы с организованной преступностью
       Конституция Российской Федерации (извлечение)
Глава 2. Международно-правовые акты о борьбе с организованной преступностью
       § 1. Общая характеристика международно-правовых актов о борьбе с организованной преступностью
       § 2. Деятельность Организации Объединенных Наций по борьбе с организованной преступностью
       Документы Организации Объединенных Наций (ООН) (извлечения)
       § 3. Особенности документов региональных и субрегиональных международных организаций
       Документы региональных и субрегиональных международных организаций (извлечения)
       § 4. Политические обязательства Российской Федерации
       Документы международных форумов (извлечения)
Глава 3. Российские нормативные правовые акты, посвященные борьбе с организованной преступностью
       § 1. Система российских нормативных правовых актов, посвященных борьбе с организованной преступностью
       § 2. Федеральные законы и их классификация
       Федеральные законы (извлечения)
       § 3. Иные нормативные правовые (подзаконные) акты
       Подзаконные акты Российской Федерации (извлечения)
Глава 4. Законы зарубежных государств о борьбе с организованной преступностью
       § 1. Особенности борьбы с организованной преступностью в зарубежных государствах
       § 2. Особенности законодательного регулирования борьбы с организованной преступностью в зарубежных государствах
       Законы зарубежных государств
Глава 5. Научные основы оптимизации системы правового регулирования борьбы с организованной преступностью
       § 1. Совершенствование уголовного законодательства
       § 2. Оптимизация уголовно-процессуального законодательства
       § 3. Реформирование уголовно-исполнительного законодательства
       § 4. Научные основы оптимизации иного законодательства

 

 

 Глава 4. Законы зарубежных государств о борьбе с организованной преступностью

§ 1. Особенности борьбы с организованной преступностью в зарубежных государствах

Транснационализация организованной преступности обуславливает актуальность рассмотрения и анализа существующих в зарубежных государствах законодательных подходов в борьбе с ней. Эти законодательные подходы достаточно существенно различаются. Наиболее наглядно они отражены в принятых этими государствами комплексных правовых актах о борьбе с организованной преступностью. Такие комплексные правовые акты действуют наряду с уголовным, уголовно-процессуальным, оперативно-розыскным и иным законодательством этих государств и предусматривают широкий спектр дополнительных мер воздействия, которые могут быть применены к участникам организованных преступных формирований.

В настоящее время такие комплексные правовые акты существуют не во всех государствах, однако их присутствие в системах правового регулирования борьбы с организованной преступностью этих государств, свидетельствует об их стремлении наиболее эффективно воздействовать на нее.

Весь спектр существующих в мире основных законодательных подходов к борьбе с организованной преступностью наиболее наглядно продемонстрирован в приведенном в настоящей Главе перечне комплексных правовых актов, в который вошли такие комплексные правые акты США, Республик Украины и Беларусь, Литовской Республики и Японии.

Кроме обеспечения наибольшей наглядности, избрание для рассмотрения комплексных правовых актов именно этих государств, представляет интерес по меньшей мере по двум основным причинам.

Во-первых, в этой группе государств представлены государства – представители двух основных правовых систем – англо-саксонской (США) и романо-германской (Республики Украина, Беларусь и Литовская Республика), а также Япония, правовая система которой характеризуется сочетанием элементов как романо-германской, так и англо-саксонской систем права.

Во-вторых, перечисленные государства представляют разные регионы мира, наиболее привлекательные для организованной преступности: Северная Америка, Европа и Азия.

Представляется, что подходы к борьбе с организованной преступностью в перечисленных государствах в наиболее сконцентрированном виде сформулированы в комплексных законах этих государств, посвященных этой проблеме, и заявлены в качестве целей и задач таких комплексных правовых актов.

Так, в знаменитом Законе 1970 г. «О контроле за организованной преступностью в Соединенных Штатах» (Статут РИКО) указывается, что «цель этого Закона состоит в попытке искоренения организованной преступности в Соединенных Штатах [1] путем усиления правовых средств в процессе сбора доказательств, путем установления новых уголовных запретов и применения усиленных санкций и новых мер правовой защиты для борьбы с незаконными действиями тех, кто занимается организованной преступностью».

Обращает на себя внимание то, как точно и емко сформулирована цель данного закона, а также посредством чего эта цель будет достигнута:

• путем усиления правовых средств в процессе сбора доказательств;

• путем установления новых уголовных запретов;

• путем применения усиленных санкций;

• путем применения новых мер правовой защиты.

Заявленная американскими законодателями цель Закона 1970 г. «О контроле за организованной преступностью в Соединенных Штатах» обусловила его содержание. Многие его институты, которые будут подробно рассмотрены ниже, являлись революционными не только во время его принятия и вступления в действие, но являются революционными и сегодня, спустя 40 лет.

Вместе с тем, следует признать, что как мировое сообщество в целом, в лице, в частности, Организации Объединенных Наций, так и отдельные государства все в большей степени осознают необходимость применения в борьбе с организованной преступностью более системных и усиленных мер реагирования. А национальные законодатели более или менее последовательно и успешно воспринимают те институты и концепции, которые впервые нашли закрепление в Статуте РИКО. К этому их вынуждает объективная необходимость.

В Законе Украины от 30.06.1993 № 3341- XII «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» его цель заявлена более амбициозно.

В Преамбуле отмечается, что «настоящий Закон определяет главные направления общегосударственной политики и организационно-правовые основы борьбы с организованной преступностью», а в ст. 2 указывается, что «целью борьбы с организованной преступностью является:

• установление контроля над организованной преступностью, ее локализация, нейтрализация и ликвидация;

• устранение причин и условий существования организованной преступности».

А в ст. 3 содержится развернутый перечень задач, решаемых этим законом. Перечисляется, что «его основными задачами являются:

• создание общих правовых и организационных начал в сфере борьбы с организованной преступностью, содействие ее предупреждению и ликвидации;

• определение системы государственных органов, ведущих борьбу с организованной преступностью, и их взаимоотношений;

• установление полномочий специальных государственных органов по борьбе с организованной преступностью и специальных мер, осуществляемых ими;

• установление обязанностей других государственных органов в сфере борьбы с организованной преступностью;

• правовое обеспечение финансовых, материально-технических и иных условий, необходимых для борьбы с организованной преступностью;

• обеспечение гарантий прав граждан и юридических лиц при осуществлении мер борьбы с организованной преступностью».

В Преамбуле Закона Республики Беларусь от 27.06.2007 № 244-З «О борьбе с организованной преступностью» говорится о том, что «настоящий Закон устанавливает правовые основы государственной политики противодействия организованной преступности в целях защиты прав и законных интересов личности, общества и государства». А в ст.3 приводится перечень задач борьбы с организованной преступностью и указывается, что «задачами борьбы с организованной преступностью являются:

• защита личности, общества и государства от организованной преступности;

• предупреждение, выявление и пресечение преступной деятельности организованных групп и преступных организаций (их участников);

• выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и развитию организованной преступности;

• недопущение проникновения организованной преступности в систему государственных органов».

Закон Литовской Республики от 26.06.2001 № IX -392 «О пресечении организованной преступности» имеет более узкую направленность, по сравнению с вышеописанными законами, исходя из сформулированного в статье 1 назначения этого закона. В данной статье говорится о том, что назначение этого закона заключается в том, что им «устанавливаются меры пресечения организованной преступности, принципы, основания их применения, порядок назначения».

В соответствии со ст.1 Закона Японии от 15.05.1991 № 77 «О пресечении незаконных деяний членов бандитских группировок», «целью настоящего закона является обеспечение спокойствия и безопасности жизни граждан, защита свобод и прав народа посредством осуществления необходимых мер регулирования в отношении совершаемых бандами деяний, имеющих характер насильственных требований, и мер по предотвращению той опасности для жизни граждан, которую представляют собой вооруженные столкновения бандитских группировок, а также путем стимулирования деятельности общественных организаций, направленной на предотвращение вреда, наносимого действиями бандитов».

На основании вышеизложенного представляется возможным сделать вывод о том, что в законодательствах всех перечисленных государств имеется по меньшей мере одно общее, что их объединяет – это комплексный, системный подход к борьбе с организованной преступностью, который выражается, в частности, в воздействии на организованную преступность посредством различных отраслей права, что значительно повышает эффективность такого воздействия. Обращает на себя внимание также и схожесть терминологии, не смотря на географические различия, различия правовых систем и т.д., которая употребляется в названиях этих законов применительно к воздействию на организованную преступность – «контроль», «борьба», «пресечение», что является отражением наступательного характера этих комплексных законов.

——-

1 Несмотря на то, что в данном законе говорится именно о «попытке» искоренения организованной преступности, некоторые отечественные авторы в своих публикациях говорят о том, что целью данного закона является именно «искоренение» или «ликвидация» организованной преступности и далее по тексту и в связи с этим отмечают нереальность такой цели. Поэтому, при изучении законов зарубежных государств, всегда необходимо обращать внимание на качество их перевода.

от fs