Проект Федерального Закона «О криминологической экспертизе»

Проект Федерального Закона «О криминологической экспертизе»

 

Подготовлен зав. отделом общих проблем криминологии и борьбы с преступностью НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, доктором юридических наук, профессором А.И. Долговой.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ  ЭКСПЕРТИЗЕ»

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1 . Цели Закона

 Настоящий Федеральный закон  регулирует  отношения  в  области криминологической экспертизы и  направлен на  принятие   органами государственной власти нормативных правовых актов, способствующих положительным изменениям преступности, препятствующих криминальному влиянию на общественные  отношения  и  социальные преобразования.

Статья 2. Основные понятия

1. Под  «криминологической экспертизой» в  настоящем  Законе понимается исследование и оценка специалистами-криминологами соответствия документов, предусмотренных ст. 5 настоящего Федерального закона, научно-обоснованным требованиям борьбы с преступностью, определение   допустимости   их принятия или изменения, или реализации с позиции возможного воздействия на преступность, определяющие ее обстоятельства, а также на состояние борьбы с преступностью.

2. «Специалист-криминолог» – лицо,  обладающее специальными криминологическими познаниями, имеющее диплом кандидата или доктора юридических наук по специальности «криминология» либо аттестат старшего научного сотрудника, доцента, профессора по той же специальности, либо занимающееся криминологическими исследованиями или  преподаванием криминологии и аттестованное по соответствующей должности при участии специалистов-криминологов.

3. «Борьба  с преступностью» – область социального управления, включающая: а) общую организацию борьбы с преступностью: информационно-аналитическую деятельность, прогнозирование, определение стратегии борьбы с ней, программирование такой борьбы, создание ее организационно-правовой основы и ресурсного обеспечения, координацию  деятельности  различных субъектов, участвующих в борьбе с преступностью, подготовку кадров и научные исследования, контроль за исполнением программ и надзор за законностью деятельности по борьбе с преступностью; б) предупредительную деятельность – воздействие на причины и условия преступности; в) правоохранительную деятельность по обеспечению безопасности физических и юридических лиц, общественных и государственных интересов, выявлению,  пресечению подготавливаемых и совершаемых  преступлений, их раскрытию, изобличению виновных лиц и принятию к ним предусмотренных законом мер;     г) правовосстановительную деятельность по восстановлению нарушенных преступлениями прав и законных интересов разных субъектов, возмещению вреда.

4. Заказчик криминологической экспертизы – орган или должностное лицо, которое приняло решение о проведении криминологической экспертизы.

Статья 3. Принципы организации и проведения криминологической экспертизы

Организация и проведение криминологической экспертизы основывается на принципах:

обязательности проведения криминологической экспертизы до принятия решения по документу, предусмотренному ст. 5 настоящего Федерального закона;

организации криминологической экспертизы специально уполномоченными субъектами;

компетентности эксперта-криминолога;

независимости экспертов  при осуществлении   ими   своих  полномочий при проведении криминологической экспертизы;

достоверности и   полноты   информации,   представляемой    на   криминологическую экспертизу и анализируемой экспертом;

организационно-материального обеспечения соответствующего криминологического исследования;

объективности, обоснованности и законности заключений криминологической экспертизы;

ответственности участников назначения, организации и проведения криминологической   экспертизы  за  соблюдение законодательства о криминологической экспертизе.

 Статья 4.    Законодательство    Российской    Федерации о криминологической экспертизе

 Законодательство Российской    Федерации    о криминологической  экспертизе основывается на соответствующих положениях  Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона,  принимаемых в соответствии с  ним  законов  и  иных  нормативных  правовых актов Российской Федерации,  а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

 

Глава 2. ОБЪЕКТЫ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И СУБЪЕКТЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья 5. Объекты криминологической экспертизы

    1. На криминологическую экспертизу направляются все проекты законов, иных нормативных правовых актов органов законодательной власти; вступившие в законную силу указанные правовые нормативные акты,  если ставится вопрос об их изменении или отмене; проекты программ борьбы с преступностью, социально-экономических и иных преобразований как на федеральном уровне, так и в субъектах федерации..

  1. На криминологическую экспертизу направляются также все проекты подзаконных правовых актов иных государственных органов и должностных лиц по вопросам,  непосредственно затрагивающим борьбу с преступностью и систему такой борьбы.

3. На криминологическую экспертизу могут направляться отдельные проекты иных документов, принятые документы или их фрагменты по решению руководителей органов представительной, исполнительной, судебной власти, Совета безопасности Российской Федерации, судей, руководителей правоохранительных и иных государственных органов, если это не нарушает принцип полноты криминологической экспертизы.

Статья 6. Субъекты организации криминологической экспертизы

      1. Организация криминологической экспертизы по заданиям ее заказчиков осуществляется:

Федеральным специально уполномоченным органом криминологической экспертизы;

в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона — также государственным учреждением, осуществляющим криминологические исследования в соответствии с правовым актом о нем и Общероссийской  общественной организацией, зарегистрированной в предусмотренном законом порядке, если уставным документом такой организации предусмотрены полномочия по организации криминологической экспертизы.

Статья 7. Федеральный специально  уполномоченный  государственный  орган  криминологической экспертизы

       1. Федеральный  специально  уполномоченный государственный  орган криминологической  экспертизы — Федеральная палата  экспертизы — создается при Федеральном Собрании Российской Федерации, ее руководитель назначается по Постановлению Государственной Думы, одобренном Советом Федерации.

2. Федеральный  специально  уполномоченный государственный  орган криминологической  экспертизы создает свои территориальные органы, в том числе на межрегиональной основе, и руководит их деятельностью.

     Статья 8. Полномочия Федерального специально уполномоченного органа криминологической экспертизы.

      Федеральный специально  уполномоченный государственный  орган криминологической  экспертизы:

а) организует  криминологическую экспертизу объектов, указанных в части 1 статьи 5, могут также организовывать криминологическую экспертизу объектов, указанных в частях 2 и 3 статьи 5, оплачивает проведенную в соответствии с настоящим Федеральным законом криминологическую экспертизу;

б) устанавливает  срок  и  условия   действия    заключения  криминологической  экспертизы тех направлявшихся на экспертизу документов, которые указаны в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

в) получает с соблюдением законодательства о  тайне на безвозмездной основе информацию, необходимую  для  выполнения  задач в области криминологической экспертизы от  органов   государственной  власти, органов местного самоуправления, государственных   организаций   независимо от  их принадлежности;

г) разрабатывает и  утверждает  инструктивно — методические документы,  обеспечивающие реализацию настоящего  Федерального закона в Российской Федерации;

д) организует научное и методологическое обеспечение криминологической  экспертизы;

е) проводит семинары,  конференции  по  вопросам совершенствования криминологической экспертизы,  организует обмен  опытом экспертов-криминологов, публикацию материалов экспертной практики в  Российской Федерации;

ж) ведет   реестр криминологов —  экспертов и юридических лиц, уполномоченных на проведение криминологической экспертизы;

з) осуществляет взаимодействие с  федеральными  органами исполнительной власти и судебной власти, а также с органами власти субъектов федерации  по вопросам криминологической экспертизы;

и) организует международное взаимодействие по вопросам проведения криминологической экспертизы;

к) осуществляет контроль  за соблюдением настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов  Российской  Федерации  в области криминологической  экспертизы;

л) готовит и передает      соответствующие      материалы правоохранительным органам для решения вопросов  о  привлечении  к    ответственности    лиц,    виновных    в    нарушении   законодательства Российской Федерации о криминологической экспертизе.

м) осуществляет в  пределах  своей компетенции иные действия,  не противоречащие законодательству Российской Федерации и необходимые  для   реализации  его полномочий   в   области  криминологической экспертизы.

Статья 9. Полномочия территориальных органов Федерального специально уполномоченного органа криминологической экспертизы.

    Территориальный орган Федеральной палаты криминологической экспертизы:

а)  организует  криминологическую экспертизу объектов, указанных в части 1 статьи 5, могут также организовывать криминологическую экспертизу объектов, указанных в частях 2 и 3 статьи 5, решает вопрос о приглашении в качестве экспертов конкретных специалистов-криминологов, оплачивает проведенную в соответствии с настоящим Федеральным законом криминологическую экспертизу;

б) устанавливает  срок  и  условия   действия    заключения  криминологической  экспертизы тех направлявшихся на экспертизу документов, которые указаны в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

в) получает с соблюдением законодательства о тайне на безвозмездной основе информацию, необходимую  для  выполнения  задач в области криминологической экспертизы, в субъектах федерации от  органов   государственной  власти, органов местного самоуправления, государственных   организаций   независимо от  их принадлежности;

г) разрабатывает и  утверждает  инструктивно — методические документы,  обеспечивающие реализацию настоящего  Федерального закона в Российской Федерации на соответствующей территории;

д) организует научное и методологическое обеспечение криминологической  экспертизы на соответствующей территории;

е) проводит семинары,  конференции  по  вопросам совершенствования криминологической экспертизы,  организует обмен  опытом экспертов-криминологов на соответствующей территории;

ж) ведет на соответствующей территории реестр криминологов —  экспертов и юридических лиц, уполномоченных на проведение криминологической экспертизы;

з) осуществляет взаимодействие с органами представительной, исполнительной власти и судебной власти, а также с правоохранительными органами субъектов федерации  по вопросам криминологической экспертизы;

и) организует межрегиональное взаимодействие по вопросам проведения криминологической экспертизы;

к) осуществляет контроль  за соблюдением настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов  Российской  Федерации  в области криминологической  экспертизы на соответствующей территории;

л) готовит и передает соответствующие материалы правоохранительным органам для решения вопросов  о  привлечении  к    ответственности    лиц,    виновных    в    нарушении   законодательства Российской Федерации о криминологической экспертизе.

Статья 10. Полномочия иных субъектов организации криминологической экспертизы

     Иные субъекты организации  криминологической экспертизы:

а)  организуют  криминологическую экспертизу объектов, указанных в частях 2 и 3  статьи 5 настоящего Федерального закона, решают вопрос о приглашении в качестве экспертов конкретных специалистов-криминологов, оплачивают проведенную в соответствии с настоящим Федеральным законом криминологическую экспертизу;

б) устанавливают  срок  и  условия   действия    заключения  криминологической  экспертизы   направлявшихся на экспертизу документов;

в) получают  от  органов   государственной  власти, органов местного самоуправления, государственных   организаций   независимо от  их принадлежности на безвозмездной основе информацию, необходимую  для  выполнения  задач в области криминологической экспертизы;

г) организуют научное и методологическое обеспечение криминологической  экспертизы их компетенции;

д) проводят семинары,  конференции  по  вопросам совершенствования криминологической экспертизы,  организует обмен  опытом экспертов-криминологов, публикуют материалы экспертной практики их компетенции;

е) ведут  реестр криминологов —  экспертов и юридических лиц, уполномоченных на проведение криминологической экспертизы их компетенции;

ж) осуществляют контроль  за соблюдением настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов  Российской  Федерации  в области криминологической  экспертизы при организации и проведении их компетенции;

з) готовят и передают соответствующие материалы правоохранительным органам для решения вопросов  о  привлечении  к    ответственности    лиц,    виновных    в    нарушении   законодательства Российской Федерации о криминологической экспертизе;

и)осуществляют в пределах их компетенции иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации и необходимые для реализации их полномочий в области криминологической экспертизы.

 

Глава III. СУБЪЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Статья 11. Субъекты проведения криминологической экспертизы

    1. Криминологическая  экспертиза проводится одним экспертом (специалистом — криминологом, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона) или экспертной комиссией — несколькими  специалистами-криминологами (комиссионная экспертиза).

2. В необходимых  случаях  специалисты-криминологи  пользуются консультациями других специалистов и используют  их  выводы  для обоснования своего заключения с соответствующими ссылками.

3. Если специалист — криминолог придет к выводу о  необходимости более широкого  исследования  поставленных ему вопросов,  оценке законопроектов и других нормативных правовых актов с более широких позиций,  он  ставит перед заказчиком вопрос о необходимости расширения рамок исследования и проведении комплексной экспертизы с приглашением других специалистов.

Статья 12. Эксперт криминологической экспертизы. Права и обязанности эксперта.

   1. Экспертом криминологической экспертизы является специалист — криминолог, обладающий научными и (или) практическими  познаниями по рассматриваемому вопросу, привлеченный в соответствии с настоящим Федеральным законом специально уполномоченным государственным органом криминологической  экспертизы и давший согласие на проведение экспертизы.

2. Экспертом криминологической экспертизы не могут быть: лицо, привлекаемое к уголовной ответственности; лицо с неснятой и не погашенной судимостью; представитель заказчика документации, подлежащей криминологической экспертизе; разработчик объекта криминологической экспертизы; гражданин,  состоящий в трудовых либо или иных договорных отношениях, родственных или свойственных отношениях с указанными лицами либо находящийся от них в иной личной или имущественной зависимости; представитель юридического лица, находящегося  с заказчиком или с разработчиком   объекта  криминологической экспертизы в договорных отношениях, имущественной и иной зависимости.

3. Эксперт криминологической экспертизы участвует в ее проведении в соответствии с настоящим Федеральным  законом  и    заданием,  указанным в договоре о проведении криминологической экспертизы.

4. Эксперт   криминологической  экспертизы  имеет право:

а)  предлагать субъекту организации криминологической  экспертизы  проведение комиссионной криминологической экспертизы;

б) заявлять субъекту организации криминологической  экспертизы  о  необходимости  представления заказчиком на криминологическую  экспертизу дополнительных материалов для всесторонней, полной  и  объективной  оценки объектов криминологической экспертизы;

в) участвовать в получении, отборе соответствующих материалов;

г) получать помощь субъекта организации криминологической экспертизы в обеспечении сохранности полученных для проведения криминологической экспертизы материалов;

д) заявлять субъекту организации криминологической  экспертизы о необходимости обеспечения конфиденциальности информации о субъекте экспертизы до дачи заключения криминологической экспертизы

е) формулировать особое   мнение   по   объекту   государственной криминологической   экспертизы,   которое   прилагается  к  заключению криминологической экспертизы;

ж) представлять на основе анализа практики криминологической экспертизы аргументированные   предложения   по совершенствованию порядка назначения и проведения криминологической экспертизы, а также по совершенствованию криминологически значимых аспектов разных сфер деятельности;

з) получать вознаграждение за проведение криминологической экспертизы в соответствии с заключенным договором и настоящим Федеральным законом;

и) отказаться от дальнейшего проведения криминологической экспертизы в случае непредставления материалов, необходимых для выполнения экспертного задания, или возникновения не устраняемых субъектом организации криминологической экспертизы условий, препятствующих полному, объективному и всестороннему исследованию.

5. Эксперт криминологической экспертизы обязан:

а) осуществлять всесторонний,  полный,  объективный и комплексный анализ  представляемых на криминологическую экспертизу  материалов  с  учетом   передовых   достижений   отечественной   и  зарубежной науки, закономерностей преступности и результативности ранее принимавшихся мер по борьбе с ней;

б) определять соответствие представленных материалов действующим в Российской Федерации нормативным правовым актам в области борьбы с преступностью;

в) соблюдать требования  действующего в Российской Федерации законодательства, в том числе  о криминологической экспертизе;

г) соблюдать согласованные с субъектами организации криминологической экспертизы порядок  и сроки осуществления такой экспертизы;

д) давать объективное  и  обоснованное  заключение;

е) принимать меры к сохранности материалов и конфиденциальности сведений,  связанных с криминологической экспертизой

ж) лично осуществлять экспертное исследование, не перепоручая его проведение, полностью или частично, другим субъектам.

6. Оплата    труда  экспертов  криминологической экспертизы  производится  в соответствии с заключенным договором о проведении криминологической экспертизы и законодательством Российской Федерации.

Статья 13.  Экспертная  комиссия криминологической экспертизы

        1. Формирование  экспертной  комиссии  осуществляется привлекаемым в качестве эксперта специалистом — криминологом на основании письменного поручения субъекта организации криминологической экспертизы. Этот эксперт в дальнейшем исполняет функции руководителя экспертной комиссии.

2. Для проведения криминологической экспертизы в состав экспертной комиссии включаются только специалисты-криминологи.

3. Членами экспертной комиссии могут привлекаться  консультанты из числа иных специалистов для решения вопросов, которые возникают в процессе экспертного исследования.

4. Члены экспертной комиссии избирают из своего состава    ответственного   секретаря.

Статья 14.  Руководитель экспертной  комиссии криминологической экспертизы

       1. Руководитель     экспертной     комиссии   криминологической экспертизы осуществляет свою  деятельность  в соответствии   с  настоящим  Федеральным  законом  и  заданием  на проведение криминологической  экспертизы,  выдаваемым субъектом организации криминологической экспертизы.

2. Руководитель     экспертной     комиссии    государственной    криминологической экспертизы:

а) организует согласованную работу экспертов;

б) обеспечивает качественное проведение экспертного исследования;

в) доводит до сведения субъекта организации криминологической экспертизы согласованные мнения экспертов по вопросам представления дополнительных материалов, обеспечению их сохранности и иным вопросам;

г) организует подготовку сводного заключения указанной экспертной комиссии в соответствии с полученным заданием и  законодательством Российской    Федерации;

д) обеспечивает право каждого члена комиссии на выражение особого мнения, расходящегося с мнением большинства экспертов.

 

Глава 4. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ  КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Статья 15. Порядок назначения криминологической экспертизы

    1. Криминологическая   экспертиза  назначается по решению:

— должностного лица или органа,  рассматривающего  законопроект или проект иного нормативного правового акта, проект программ борьбы с преступностью, социально-экономических и иных преобразований, уполномоченного законом на их принятие;

— руководителей органов представительной, исполнительной, судебной власти, Совета безопасности Российской Федерации, судов, правоохранительных и иных государственных органов при принятии, изменении или отмене подзаконных актов, затрагивающих вопросы борьбы с преступностью.

2. Решение заказчика криминологической экспертизы о назначении экспертизы носит письменный характер и оформляется в виде задания экспертам. В задании указываются субъект  и объект криминологической экспертизы; вопросы, поставленные перед  экспертом; срок и условия ее проведения; представляемые эксперту материалы, предложения об оплате организации и проведения экспертизы.

  1. Задание передается субъекту организации криминологической экспертизы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 16. Порядок организации криминологической экспертизы

  1. Субъект организации криминологической экспертизы рассматривает поступившее задание в срок не более десяти дней со дня поступления, при необходимости совместно с заказчиком уточняет задание, условия организации и проведения экспертизы.

2. Соглашение об организации экспертизы оформляется договором об организации криминологической экспертизы между заказчиком и субъектом организации криминологической экспертизы. В договоре указываются заказчик и субъект  организации криминологической экспертизы, объект криминологической экспертизы; экспертное задание; срок и условия проведения экспертизы; представляемые эксперту материалы, срок и порядок оплаты организации и проведения экспертизы, последствия несоблюдения сторонами условий договора.

3. Криминологическая  экспертиза  проводится  при условии    предварительного перечисления средств на ее  организацию и  проведение на счет субъекта организации криминологической экспертизы,  а также после представления заказчиком   субъекту организации криминологической экспертизы необходимой документации.

4. Субъект организации криминологической экспертизы после поступления денег на его расчетный счет и получения необходимой документации от заказчика приглашает в качестве экспертов конкретных специалистов — криминологов. При этом он обязан учитывать специализацию криминолога, его квалификацию, незаинтересованность в соответствующем заключении, способность провести полное, объективное и всестороннее исследование.

5. Получивший приглашение специалист — криминолог в течение трех дней знакомится с заданием, документацией и сообщает субъекту организации криминологической экспертизы либо о своем согласии на проведение экспертизы;  либо о принятии задания к исполнению  при соблюдении дополнительных  условий, которые формулируются в письменном сообщении; либо о невозможности проведения им экспертизы; либо о целесообразности проведения иной экспертизы, в том числе комплексной.

6. Дополнительные  условия  рассматриваются субъектом организации криминологической экспертизы, в необходимых случаях совместно с заказчиком криминологической экспертизы и при участии специалиста — криминолога. Соответствующий специалист- криминолог извещается  субъектом организации криминологической экспертизы либо  о принятии заказчиком дополнительных  условий   либо об отклонении таких условий и принятии иного решения, касающегося криминологической экспертизы.

7. Факт принятия  специалистом-криминологом поручения о проведении криминологической экспертизы оформляется договором о проведении криминологической экспертизы, заключаемым специалистом — криминологом и субъектом организации криминологической экспертизы. В договоре указываются субъекты организации и проведения криминологической экспертизы; ее объект;   экспертное задание; срок и условия  проведения экспертизы; представляемые эксперту материалы и порядок их представления, размер и порядок оплаты проведения экспертизы, последствия несоблюдения сторонами условий договора.

Статья 17. Порядок проведения криминологической экспертизы

    1.  Начало  срока  проведения   криминологической  экспертизы при заключении договора о ее проведении устанавливается  не позднее чем через три дня после представления документации   в  полном  объеме.

2.  Срок  проведения  криминологической экспертизы    определяется  сложностью  объекта,  но не должен превышать 3 месяцев.

3.  Результатом    проведения  криминологической экспертизы  является  заключение  эксперта или комиссии экспертов, отвечающее   требованиям     настоящего Федерального закона.

Статья 18. Заключение криминологической экспертизы

    1. Заключением  криминологической    экспертизы является    документ: а) подготовленный  назначенными в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке экспертом или экспертной комиссией  криминологической экспертизы; б) содержащий обоснованные выводы  по вопросам заказчика, отраженным в задании заказчика и договоре о проведении криминологической экспертизы; в) подписанный экспертом или — при проведении комиссионной экспертизы — большинством списочного состава экспертов; г) принятый субъектом организации криминологической экспертизы.

2. К   заключительному документу,   подготовленному   экспертной    комиссией    государственной   криминологической   экспертизы,  прилагаются  особые обоснованные мнения ее экспертов,  не согласных  с заключением, принятым большинством членов экспертной комиссии.

3. Заключительный документ,  подготовленный экспертом или — при проведении комиссионной экспертизы — экспертной     комиссией криминологической экспертизы, принимается  субъектом организации криминологической экспертизы, который подтверждает соответствие порядка проведения криминологической  экспертизы  требованиям настоящего  Федерального  закона и иных нормативных правовых актов соответствующей надписью на заключительном документе.  После этого такой документ приобретает    статус заключения  криминологической экспертизы и направляется   заказчику.

4. Заключение криминологической  экспертизы может быть положительным или отрицательным.

5. Оплата труда экспертов и понесенных ими в связи с производством экспертизы расходов производится  после принятия заключительного документа экспертов субъектом организации криминологической экспертизы, если иное не предусмотрено договором о проведении криминологической экспертизы.

6. Принятие заказчиком заключения происходит в срок не более семи дней с момента его поступления заказчику и оформляется актом сдачи-приемки заключения криминологической экспертизы.

7. Заключительный документ  эксперта,  экспертной  комиссии криминологической экспертизы не может быть изменен без их согласия.

Статья 19. Последствия непринятия заключительного документа экспертов субъектом организации криминологической экспертизы

      Если субъект организации криминологической экспертизы не принимает заключительный документ, а эксперты отказываются вносить в него изменения, создается согласительная комиссия с участием представителя субъекта организации криминологической экспертизы и экспертов. Стороны либо договариваются о дополнительном экспертном исследовании, в том числе с участием других экспертов, либо принимают решение о разрешении спора в судебном порядке. При этом решаются вопросы оплаты проделанной экспертами работы и понесенных ими расходов.

Статья 20.  Последствия непринятия заключительного документа экспертов заказчиком криминологической экспертизы

       В случае, если заказчик не принимает заключение криминологической экспертизы, создается согласительная комиссия с участием представителей заказчика, субъекта организации криминологической экспертизы и экспертов. Стороны либо договариваются о дополнительном экспертном исследовании, в том числе с участием других экспертов, или о проведении повторной криминологической экспертизе другими экспертами, либо принимают решение о разрешении спора в судебном порядке. При этом обсуждаются вопросы оплаты организованной и проведенной экспертизы.

Статья 21. Правовые последствия положительного заключения криминологической экспертизы

    1. Положительное заключение кримино­логической экспертизы является одним из обязательных условий принятия документа, направлявшего на  криминологическую  экспер­тизу. Несоблюдение требования обязательного   проведения    криминологической  экспертизы  проекта  международного дого­вора по вопросам, затрагивающим проблемы борьбы с преступно­стью является основанием для признания его недействительным.

2. Положительное заключение криминологической  экспертизы    имеет  юридическую силу в течение срока,  определенного субъек­том организации данной криминологической экспертизы.

3.  Положительное заключение криминологической  экспертизы теряет юридическую силу в случае:

доработки объекта  криминологической экспертизы по замеча­ниям   проведенной   ранее     криминологической экспертизы;

изменения преступности, определяющих ее обстоятельств, а также состояния борьбы с ней;

порядка реализации объекта  криминологической экспертизы с  отступлениями от указанного в документации, получившей положи­тельное заключение криминологической   экспертизы,  и  (или)  в  случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока     действия     положительного     заключения    криминологической экспертизы;

внесения изменений  в  объект экспертизы по­сле получения положительного заключения криминологической    экспертизы.

4. Заказчик вправе в случае   обоснованных сомнений в обоснованности положительного заключения криминологической экспертизы представить мате­риалы  на  повторную  криминологическую экспертизу с обоснованием соответствующего задания.

Статья 22. Правовые последствия отрицательного заключения криминологической экспертизы

     1.  Правовым последствием отрицательного заключения криминологической    экспертизы   является   запрет реализации объекта криминологической экспертизы в том виде, в каком он был представлен на экспертизу.

2. Заказчик вправе в случае  отрицательного   заключения   государственной  криминологической экспертизы представить мате­риалы  на  повторную  криминологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний,  изложенных в отрица­тельном заключении.

3. Заказчик вправе в случае обоснованных сомнений в обоснованности отрицательного заключения криминологической экспертизы представить мате­риалы  на  повторную  криминологическую экспертизу с обоснованием соответствующего задания.

4. Для   осуществления    соответ­ствующих контрольных   функций   копии отрицательных заключений криминологической экспертизы направляются субъектом организации криминологической экспертизы в Совет безопасности Российской Федерации.

Статья 23. Споры по договорам о криминологической экспертизы

     1. Споры, вытекающие из договоров об организации криминологической экспертизы и о проведении криминологической экспертизы, рассматриваются су­дом по иску одной из сторон, подписавшей их.

  1. При рассмотрении дел по таким спорам может проводиться судебная криминологическая экспертиза в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Статья 24. Правовые последствия нарушения требования об обязательном проведении криминологической экспертизы.

   1.Если закон или иной нормативный правовой акт принят с нарушением требования статей 3 и 5 настоящего Федерального закона, без назначения и проведения криминологической, его действие приостанавливается и он подлежит направлению на такую экспертизу.

2. Должностные лица, виновные в нарушении требований статей 3 и 5 настоящего Федерального закона, если в их деяниях не содержится состава преступления, подлежат дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством.