ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О борьбе с коррупцией

Принят Верховным Советом РФ 20 июля 1993 года. Внесен Комитетом Верховного Совета по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью. Разработан группой в составе А. А. Аслаханова, С. М. Бевзы, С. С. Бутенина, С. В. Ванюшкина, Б. В. Волженкина, А. В. Гриненко, А. И. Долговой, С. Э. Жилинского, Ю. М, Костанова, Л. Н. Куровской, В. В. Марущенко, С. А. Орлова, В. Д. Пахомова, А. В. Пехотина, Н. И. Шияна, при участии Э. М. Кондрашовой и Л. Г. Лекановой.

В действие не вступил, так как не был рассмотрен после его возвращения Президентом Российской Федерации.

  РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 1. Цели Закона

Настоящий Закон направлен на обеспечение безопасности государства, функционирования системы законодательной, исполнительной, судебной власти и органов управления в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации путем предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и наказания виновных.

Статья 2. Основные понятия

1.       Под коррупцией в настоящем Законе понимается использование  лицами,   уполномоченными   на   выполнение   государственных функций, своего статуса и связанных с ним возможностей для противоправного получения материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами.

Правонарушения, связанные с коррупцией, влекут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Правонарушения, связанные с коррупцией, включают: 1) правонарушения, создающие условия для коррупции, предусмотренные статьей 11 настоящего Закона; 2) коррупционные правонарушения, предусмотренные статьями 12 и 13 настоящего Закона.

2.       Государственные функции  предметы ведения, отнесенные Конституцией Российской Федерации к полномочиям государства.

3. Должностное лицо  это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо на той же основе имеющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные полномочия, в том числе в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях Российской Федерации, на основе соответствующих законодательных актов.

Статья 3. Субъекты правонарушений, связанных с коррупцией

1.       Субъектами правонарушений, связанных с коррупцией, могут быть следующие лица, уполномоченные на выполнение государственных функций:

а)       служащие, постоянно или временно работающие (проходящие службу) в государственных органах власти и управления, организациях, учреждениях, фондах и получающие заработную плату (денежное содержание) из бюджетной системы Российской Федерации, целевых внебюджетных или валютных фондов, создаваемых органами государственной власти;

б)       должностные лица государственных хозяйствующих субъектов, а также хозяйствующих субъектов, в имуществе которых суммарная доля государственной собственности составляет не менее половины или же в которых государство непосредственно либо через учрежденные ими ранее фонды, предприятия, учреждения, организации либо иные структуры суммарно имеет контрольный пакет акций;

в)       судьи;

г)       народные депутаты;

д)       помощники народных депутатов;

е)       народные и присяжные заседатели в суде;

ж)      лица, избранные в состав органов территориального общественного самоуправления;

з)       лица, в установленном законодательством порядке постоянно или временно или в порядке разового поручения участвующие на общественных  началах в выполнении государственных  функций.

2.       К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, при применении настоящего Закона приравниваются:

а) служащие, постоянно или временно работающие (проходящие службу) в муниципальных органах власти и управления, организациях, учреждениях, фондах и получающие заработную плату (денежное содержание) из бюджетной системы Российской Федерации, целевых внебюджетных или валютных фондов, создаваемых органами государственной власти;

б)       должностные лица муниципальных хозяйствующих субъектов, а также хозяйствующих субъектов, в имуществе которых суммарная доля государственной и муниципальной собственности составляет не менее половины или же в которых государство и органы местного самоуправления непосредственно либо через учрежденные ими ранее фонды, предприятия, учреждения, организации либо иные структуры суммарно имеют контрольный пакет акций;

в)       граждане,   зарегистрированные   в   установленном   законом порядке в качестве кандидатов на занятие выборных государственных должностей (президента, вице-президента), кандидатов в народные депутаты и судьи;

г)       служащие банков, кредитно-финансовых учреждений, предприятий транспорта и связи независимо от форм собственности.

В дальнейшем под лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, имеются в виду и лица, указанные в данном пункте, если не оговорено иное.

3. Субъектами коррупционных правонарушений могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, противоправно предоставляющие материальные и иные блага лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций.

Статья 4. Сфера применения Закона

Закон действует на всей территории Российской Федерации, а за ее пределами  в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации.

Настоящий Закон является актом прямого действия применительно к дисциплинарной, гражданско-правовой и административной ответственности за правонарушения, связанные с коррупцией.

Уголовная ответственность и наказание наступают по статьям Уголовного кодекса о преступлениях по службе.

3.       Органы представительной власти субъектов Российской Федерации имеют право в пределах своей компетенции принимать иные нормативные акты, направленные на борьбу с коррупцией, не противоречащие настоящему Закону.

Статья 5. Основные начала борьбы с коррупцией

1. Борьба с коррупцией осуществляется на основе:

а)       обеспечения четкой правовой регламентации деятельности системы государственных органов, гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;

б)       совершенствования структуры государственного аппарата и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

в)       предоставления лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, заработной платы (денежного содержания)и льгот, предусмотренных законодательством, обеспечивающих ему и его семье достойный уровень жизни;

г)       защиты государством прав и законных интересов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций. Лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, вправе обжаловать в суд меры, принятые в отношении его на основании настоящего Закона;

д)       ограничения прав и свобод лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, на основании статьи 33 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, прав и законных интересов физических и юридических лиц, общественных организаций и объединений;

е)       осуществления специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации (“отмывания”) противоправно нажитых средств и материальных ценностей;

ж)      запрещения государственным органам, учреждениям и организациям, лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, заниматься предпринимательской деятельностью вне сферы возложенных на них законодательством функций;

з)       установления ответственности лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, физических и юридических лиц за нарушение законодательства о борьбе с коррупцией в соответствии с принципом равенства всех граждан перед законом, независимо от должностного положения и других обстоятельств;

и) восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации иных вредных последствий коррупционных правонарушений.

Статья 6. Органы, осуществляющие борьбу с коррупцией

Борьба с коррупцией является обязанностью всех государственных и муниципальных органов, организаций и учреждений, всех лиц, уполномоченных на выполнение государственных  функций, осуществляющих ее в пределах своей компетенции.

В борьбе с коррупцией участвуют также:

Комитет Верховного Совета Российской Федерации по борьбе с коррупцией среди высших должностных лиц государства;

Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией;

специализированные подразделения органов внутренних дел, безопасности, прокуратуры, таможни, налоговой службы и налоговой полиции;

другие органы, создаваемые на основании законодательных актов Российской Федерации.

 Раздел II

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ

Статья 7. Специальное требование к лицам, претендующим на выполнение государственных функций

Лица, претендующие на выполнение государственных функций, добровольно принимают на себя установленные настоящим Законом и иными законодательными актами ограничения в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию соответствующего статуса и его авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интересах.

Принятие ограничений отражается в письменном обязательстве. Непринятие ограничений (полностью или частично) влечет отказ в привлечении лица к выполнению государственных функций либо увольнение или иное освобождение от выполнения государственных функций в предусмотренном законом порядке.

Статья 8. Меры финансового контроля

1. Лица, претендующие на выполнение государственных функций, указанные в статье 3, пункте 1, подпунктах “а”, “б”, “в”, “г”, “д”, а также в пункте 2, подпунктах “а”, “б”, “в”, той же статьи настоящего Закона, представляют в налоговую инспекцию сведения о доходах, недвижимом и ценном движимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, обязательствах финансового характера, в том числе и за границей, в отношении себя и членов своей семьи. По месту будущей работы указанные лица представляют справку из налоговой инспекции о получении ею соответствующих сведений.

Лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, указанные в статье 3, пункте 1, подпунктах “а”, “б”, “в”, “г”, “д”, а также в пункте 2, подпунктах “а”, “б”, той же статьи настоящего Закона, ежегодно представляют в налоговую инспекцию сведения о доходах (как своих личных, так и членов своей семьи), включая в них оцененные в денежном выражении все материальные и нематериальные поступления и услуги, полученные ими из всех источников, а также сведения о недвижимом и ценном движимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, об обязательствах финансового характера, в том числе и за границей. По месту работы указанные лица представляют справку из налоговой инспекции о получении ею соответствующих сведений.

Непредставление или искажение таких сведений является основанием для отказа в привлечении лица для выполнения государственных функций или для наложения дисциплинарного взыскания. Повторное нарушение указанных требований влечет за собой увольнение или иное освобождение от выполнения государственных функций.

Указанные сведения не подлежат разглашению, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Примечание. Под членами семьи в настоящем Законе понимаются лица, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство с лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций.

Сведения о доходах должностных лиц Российской Федерации, порядок назначения (избрания) которых регулируется Конституцией Российской Федерации, подлежат ежегодной публикации в официальных изданиях государственных органов. Равным образом должны быть опубликованы сведения о доходах лиц, претендующих на занятие названных в этом пункте должностей, при выдвижении их кандидатур.

Банковские учреждения в пятидневный срок обязаны проинформировать соответствующие налоговые инспекции об открытии счетов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности и о финансовых операциях своих клиентов  физических лиц  на сумму, превышающую в течение 30 дней 100кратный размер минимальной заработной платы, установленной законодательством. Нарушение этого требования влечет за собой взыскание налоговой инспекцией с банка штрафа в трехкратном размере сумм проведенных финансовых операций, о которых не представлена информация. В случае неоднократного нарушения банк может быть лишен лицензии на осуществление банковских операций.

Ведение в банковских учреждениях счетов на предъявителя(без указания сведений о клиенте) запрещается.

Имущественные сделки на сумму, превышающую 100кратныйразмер минимальной заработной платы, установленной законодательством, осуществляются только по безналичному расчету.

Нарушение этого требования влечет за собой признание сделки недействительной с взысканием всего полученного по сделке сторонами в доход государства.

6.       Лицам,  уполномоченным  на выполнение  государственных функций, указанным в статье 3, пункте 1, подпунктах “а”, “б”, “в”,”г”, а также в пункте 2, подпунктах “а” и “б”, той же статьи настоящего Закона, запрещается иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев, связанных с выполнением государственных функций в зарубежных странах и предусмотренных соответствующими правовыми актами. Нарушение этого требования влечет наложение дисциплинарного взыскания с предупреждением о необходимости в течение месяца устранить допущенное нарушение.

Если в течение месяца после предупреждения эти лица не ликвидируют счет в иностранном банке, они подлежат увольнению или иному освобождению от выполнения государственных функций в предусмотренном законом порядке.

Статья 9. Деятельность, несовместимая с выполнением государственных функций

Лицам, уполномоченным  на выполнение  государственных функций, указанным в статье 3, пункте 1, подпунктах “а”, “б”, “в”,”г”, а также в пункте 2, подпунктах “а”, “б”, той же статьи Настоящего Закона, запрещается занимать другую должность, а также выполнять работу на условиях совместительства, по договору и контракту: на иностранных предприятиях и в организациях или на предприятиях и в организациях с иностранными инвестициями, в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях любой организационно-правовой формы и общественных объединениях Российской Федерации, деятельность которых подконтрольна, подотчетна или иным образом затрагивает компетенцию органа, в котором они состоят на службе, если иное прямо не предусмотрено законом.

Лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, указанным в статье 3, пункте 1, подпунктах “а”, “в”, а также в пункте 2, подпункте “а”, той же статьи настоящего Закона и являющимся должностными лицами, запрещается любое совместительство, работа по договору, кроме выполнения оплачиваемой творческой, научной, преподавательской, лечебной и экспертной работы, при соблюдении положений пункта 1 настоящей статьи, если такая работа не наносит ущерба государственной службе, выполняемым служебным обязанностям и не используется как средство подкупа или иного неосновательного обогащения этих лиц.

Лицам,  уполномоченным  на  выполнение  государственных функций, указанным в статье 3, пункте 1, подпунктах “а”, “б”, “в”,”г”, а также в пункте 2, подпунктах “а”, “б”, той же статьи настоящего Закона и являющимся должностными лицами, запрещается лично заниматься предпринимательской деятельностью; самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций (паев, долей участия) при принятии решений органами управления предприятий любой формы собственности; иметь финансовые интересы на предприятиях, вопросы деятельности которых затрагивают их компетенцию.

4. Лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, указанные в статье 3. пункте 1, подпунктах “а”, “б”, “в”, “г , а также в пункте 2, подпунктах “а”, “б”, той же статьи настоящего Закона и являющиеся должностными лицами, в течение месяца после заступления на должность обязаны передать в доверительное управление на время выполнения этих функций в порядке, установленном актами законодательства Российской Федерации, принадлежащие им ценные бумаги, имущество, вклады в предприятия, а также иные ценности, использование которых влечет получение доходов.

5. Лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций и занимающееся деятельностью, несовместимой с выполнением этих функций, подлежит увольнению или иному освобождению от выполнения государственных функций в предусмотренном законом порядке. Лицо, освобожденное от выполнения государственных функций в связи с занятием деятельностью, несовместимой с выполнением этих функций, не может быть уполномочено на выполнение государственных функций в течение всего времени занятия указанной деятельностью.

Статья 10. Недопустимость совместной службы близких родственников или свойственников

Лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, указанные в статье 3, пункте 1, подпунктах “а”, “б”, “в”, пункте 2, подпунктах “а” и “б”, той же статьи настоящего Закона, не могут занимать должности, находящиеся в отношении прямой подчиненности или подконтрольности с должностями, занимаемыми их близкими родственниками или свойственниками (родителями, супругами, братьями, сестрами, детьми, а также братьями, сестрами, родителями и детьми супругов), за исключением прямо установленных действующим законодательством случаев.

Лица, нарушающие требования настоящей статьи, если они добровольно в течение месяца не устранят указанное нарушение, подлежат переводу на должности, исключающие такую подчиненность либо подотчетность, а при невозможности такого перевода один из этих служащих подлежит увольнению. Лица, уволенные по этим основаниям, имеют право поступления на государственную службу в другой орган, учреждение, организацию.

Статья 11. Правонарушения, создающие условия для коррупции, и ответственность за них

1. Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются следующие деяния лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций:

а)       вмешательство с использованием своего статуса, основанных на нем авторитета и связей в деятельность других государственных и негосударственных органов, если это не входит в круг их обязанностей;

б)       участие с использованием своего статуса в рассмотрении и решении вопросов, затрагивающих их личные интересы или интересы их близких родственников;

в)       оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений;

г)       оказание кому бы то ни было любого, не предусмотренного законами содействия в осуществлении предпринимательской и иной деятельности, а равно участие в качестве поверенных физического и юридического лица по делам государственного органа, в котором они состоят на службе, или им подчиненных, или деятельность которых они контролируют;

д)       использование в личных или групповых интересах информации, полученной при исполнении государственных функций, если таковая не подлежит официальному распространению;

е)       использование при решении служебных вопросов экспертиз, оплачиваемых за счет негосударственных средств, включая средства специальных негосударственных фондов, создаваемых для помощи государственным органам;

ж)      несвоевременное или неполное доведение до сведения физических и юридических лиц информации о правовых актах, регулирующих их взаимоотношения с указанными лицами;

з)       отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено правовыми актами, задержка ее, передача недостоверной или неполной информации;

и) требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законами;

к) передача государственных и муниципальных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов и общественных объединений;

л) нарушение установленного законами порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и решения иных вопросов их компетенции;

м) дарение подарков и оказание внеслужебных услуг вышестоящим официальным лицам, за исключением символических знаков внимания в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства;

н) заключение пари, внесение ставок на ипподромах и участие в других азартных играх денежного или иного имущественного характера;

о) передача негосударственным структурам, предприятиям и общественным объединениям финансовых и материальных ресурсов, принадлежащих государственным фондам, государственным, муниципальным хозяйствующим субъектам, а также хозяйствующим субъектам, суммарная доля государственной и муниципальной собственности в которых составляет не менее половины, или из структур, в которых государство и органы местного самоуправления непосредственно или через учрежденные ими ранее фонды, предприятия, учреждения, организации либо иные структуры суммарно имеют контрольный пакет акций, если иное не оговорено законом.

Подпункты “г”, “е”, “м”, “н” настоящей статьи не распространяются на лиц, указанных в статье 3, пункте 2, подпункте “г”, и являющихся служащими хозяйствующих субъектов негосударственных форм собственности.

2.       Совершение лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, какого-либо из указанных правонарушений, если оно не образует состава уголовно наказуемого деяния, влечет наложение дисциплинарного взыскания в установленном законом порядке.

Повторное совершение указанных правонарушений в течение года после наложения дисциплинарного взыскания за первое правонарушение влечет увольнение или иное освобождение от выполнения государственных функций в установленном законом порядке. Лица, освобожденные от выполнения государственных функций по основаниям, указанным в настоящей статье, не могут быть вновь наделены ими в течение пяти лет с момента освобождения.

В случае совершения лицами, предусмотренными в статье 3, пункте 2, подпункте “в”, какого-либо из указанных правонарушений органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, уведомляют об этом соответствующую избирательную комиссию, которая обязана в течение пяти дней после поступления материалов путем опубликования или иным способом довести до сведения избирателей о допущенном кандидатом правонарушении.

3.       Законодательством о порядке выполнения государственных функций (статусе народных депутатов, статусе судей, о прохождении службы отдельными категориями государственных служащих, иных возможных субъектов правонарушений, связанных с коррупцией) могут устанавливаться другие, помимо изложенных в настоящем Законе, ограничения и запреты, направленные на предупреждение коррупции.

 РАЗДЕЛ III

КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НИХ

Статья 12. Коррупционные правонарушения, связанные с противоправным получением благ и преимуществ

1. Коррупционными правонарушениями являются следующие деяния лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций:

а)       получение за свою деятельность любого дополнительного вознаграждения в виде денег, услуг и в иных формах от государственных органов, организаций и предприятий, в которых оно не выполняет соответствующие функции, а также от негосударственных организаций, общественных объединений, физических лиц, если иное непредусмотрено действующим законодательством;

б)       принятие подарков и иных услуг в связи с исполнением государственных функций или от лиц, зависимых по службе, за исключением символических знаков внимания в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства и символических сувениров при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.

Подарки, поступившие без ведома указанного лица, а также подарки, полученные им в связи с исполнением соответствующих функций от юридических и физических лиц зарубежных стран, подлежат сдаче в специальный государственный фонд;

в)       принятие приглашений во внутригосударственные и в зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет иностранных и российских физических и юридических лиц, кроме поездок по приглашению близких родственников или случаев, предусмотренных международными соглашениями;

г)       использование в личных, групповых и иных неслужебных целях предоставляемых им для осуществления государственных функций помещений, средств транспорта и связи, электронно-вычислительной техники, денежных средств и другого государственного имущества, если это не предусмотрено законами, другими правовыми актами и причиняет ущерб государственным интересам;

д)       использование не предусмотренных правовыми актами преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества.

Подпункты “б”, “в”, “г” настоящей статьи не распространяются на лиц, указанных в статье 3, пункте 2, подпункте “г”, и являющихся служащими хозяйствующих субъектов негосударственных форм собственности.

Члены семьи лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, не вправе принимать подарки и услуги, приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет российских и иностранных юридических и физических лиц, с которыми указанное лицо связано по службе. Лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, обязано незамедлительно сдать незаконно полученное его семьей в специальный государственный фонд и возместить стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовалась его семья. Сумма возмещения перечисляется в тот же фонд.

Совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, какого-либо из коррупционных правонарушений, если оно не образует состава уголовно наказуемого деяния, влечет увольнение или иное освобождение от выполнения государственных функций в установленном законом порядке.

В случае совершения лицами, указанными в статье 3, пункте 2, подпункте “в”, какого-либо из указанных правонарушений органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, уведомляют об этом соответствующую избирательную комиссию, которая обязана в течение пяти дней после поступления материалов путем опубликования или иным способом довести до сведения избирателей о допущенном кандидатом правонарушении.

Лица, освобожденные от выполнения государственных функций по основаниям, указанным в настоящей статье, не могут быть вновь наделены ими в течение пяти лет с момента освобождения.

Статья 13. Ответственность физических и юридических лиц за незаконную выплату вознаграждений лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций

1. Физические лица, предоставившие лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, незаконное материальное вознаграждение, подарок, иные льготы или услуги, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от 10 до 50 минимальных размеров заработной платы, установленной законодательством, по представлению (протоколам) органов, указанных в статье 6, пункте 2, настоящего Закона, и других, уполномоченных на это законом органов и должностных лиц.

2. Организации, предприятия, общественные объединения и иные юридические лица, предоставляющие сверх предусмотренных действующими законами материальное вознаграждение, подарок, другие льготы либо услуги лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от 50 до 500 минимальных размеров заработной платы с конфискацией незаконно выплаченных сумм или незаконно переданного имущества по представлению (протоколам) государственных органов и должностных лиц, указанных в статье 6, пункте 2, настоящего Закона.

Те же действия, совершенные повторно в течение трех лет, влекут прекращение деятельности юридического лица в установленном законом порядке.

Статья 14. Ответственность государственных органов, учреждений, организаций за неправомерную предпринимательскую деятельность и иное получение неправомерных доходов

Государственные, муниципальные органы, учреждения, организации, финансируемые за счет бюджетной системы Российской Федерации, целевых внебюджетных или валютных фондов, создаваемых органами государственной власти, занимающиеся предпринимательской деятельностью вне возложенных на них законами функций либо принимающие материальные, любые иные блага и услуги помимо указанных источников финансирования, по представлению (протоколам) органов, перечисленных в статье 6, пункте 2, настоящего Закона, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от 50 до 500 минимальных размеров заработной платы, установленной законодательством, с конфискацией незаконно полученных сумм или незаконно переданного имущества.

Руководители государственных и муниципальных органов, учреждений, организаций, финансируемых за счет государственных или местных средств, за деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по представлению государственных органов и должностных лиц, указанных в статье 6, пункте 2, настоящего Закона, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от 10 до 20 минимальных размеров заработной платы, установленной законодательством.

 РАЗДЕЛ IV

УСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Статья 15. Взыскание незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услуг

1.       Во всех случаях неосновательного обогащения в результате коррупционных правонарушений лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, незаконно полученное имущество подлежит обращению, а стоимость незаконно полученных услуг взысканию в доход государства.

При отказе лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, добровольно сдать незаконно полученное имущество или оплатить государству его стоимость или стоимость незаконно полученных услуг они подлежат взысканию судом в доход государства по иску прокурора, налоговой службы либо других государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на это законом.

2.       В случае увольнения или иного освобождения лица от выполнения государственных функций за совершенное им коррупционное правонарушение, если это лицо отказывается выполнить требования, предусмотренные частью первой настоящей статьи, должностным лицом или иным органом, принимающим решение о таком освобождении, направляется в налоговую службу уведомление о полученных противоправных доходах.

Статья 16. Аннулирование актов и действий, совершенных в результате коррупционных правонарушений

Совершенные в результате коррупционных правонарушений акты и действия могут быть аннулированы органом либо должностным лицом, уполномоченным на принятие или отмену соответствующих актов, либо судом или арбитражным судом по иску заинтересованных физических или юридических лиц или прокурора.

Статья  17. Ответственность руководителей министерств и

ведомств, государственных органов, учреждений и организаций за непринятие мер по борьбе с коррупцией

1. Руководители министерств и ведомств, государственных и муниципальных учреждений, организаций, предприятий, а также банков, предприятий транспорта и связи независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, не применяющие в пределах своей компетенции мер, предусмотренных настоящим Законом, в отношении подчиненных им лиц, виновных в совершении правонарушений, связанных с коррупцией, либо применяющие указанные меры с нарушением положений настоящего Закона или не представляющие соответствующую информацию в налоговую службу, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере до 10 минимальных размеров заработной платы, установленной законодательством, по представлению (протоколам) государственных органов и должностных лиц, указанных в статье 6, пункте 2, настоящего Закона.

2. Те же действия, совершенные повторно, наказываются штрафом в размере от 10 до 20 минимальных размеров заработной платы, установленной законодательством, с увольнением или иным освобождением от должности.

Лица, уволенные или в ином порядке освобожденные от должности по основаниям, указанным в настоящей статье, не могут быть вновь назначены на такую же или вышестоящую должность в течение пяти лет с момента освобождения.

Москва, Дом Советов России

20 июля 1993 года

 

 

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР

 

Принят Верховным Советом РФ 20 июля 1993 года. Внесен Комитетом Верховного Совета по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью. Разработан группой в составе А. А. Аслаханова, С. М, Бевзы, С. С. Бутенина, С. В. Ванюшкина, А. В. Гриненко, А. И. Долговой, С. Э. Жилинского, О. С. Ильина, В. В. Марущенко, С. А. Орлова, В. Д. Пахомова, Н. И. Шияна. В действие не вступил, так как не был рассмотрен после его возвращения Президентом Российской Федерации.

 

В связи с принятием Закона Российской Федерации “О борьбе с коррупцией” Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

Статья 1. Внести в Уголовный кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, № 40, ст. 591; 1962, № 29, ст. 449; 1972, № 26, ст. 662; 1973, № 16, ст. 352; 1974, № 29, ст. 782; 1982, N» 41, ст. 1513, № 49, ст. 1821; 1984, № 5, ст. 168, № 29, ст. 992; 1986, № 23, ст. 638; 1987, № 30, ст. 1087, № 43, ст. 1501; 1988, № 14, ст. 396; 1989, № 37, ст. 1074; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 52, ст. 1867; 1992, № 10, ст. 360, № 16, ст. 838, № 47, ст. 2664; 1993, № 22, ст. 789) следующие изменения и дополнения:

1.       Часть вторую статьи 1 после слов “(статья 1261)” и до слов “привлечение заведомо невиновного” изложить в следующей редакции:

“злоупотребление властью или служебным положением при отягчающих обстоятельствах (статья 170, части третья и четвертая); превышение власти или служебных полномочий при отягчающих обстоятельствах (статья 171, части третья и четвертая); получение взятки при отягчающих обстоятельствах (статья 173, части третья и четвертая); дача взятки при отягчающих обстоятельствах (статья 174, части третья и четвертая); посредничество во взяточничестве при отягчающих обстоятельствах (статья 1741, части третья и четвертая)”.

Статью 21, пункт 9, статью 22, часть третью, после слова “лишение” дополнить словами “классного чина”.

Название и часть первую статьи 36 изложить в следующей редакции:

“Статья 36. Лишение классных чинов, воинских и других званий, орденов, медалей, почетных грамот и почетных званий

При осуждении за тяжкое преступление лицо, имеющее воинское или специальное звание, а равно классный чин, может быть по приговору суда лишено этого звания или классного чина”.

Название главы седьмой Особенной части изложить в следующей редакции: “Преступления по службе”.

Изложить статьи 170  1742,175 в следующей редакции:

“Статья 170. Злоупотребление властью или служебным положением

Использование недолжностным лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, своего статуса вопреки интересам службы, совершенное из корыстной, иной личной либо групповой заинтересованности и причинившее существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам физических и юридических лиц,

наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом в размере до 350 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Те же действия, совершенные должностным лицом и причинившие существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам физических и юридических лиц,

наказываются лишением свободы на срок от одного года до трех лет или штрафом в размере от 350 до 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Те же действия, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, или повлекшие тяжкие последствия, или совершенные повторно,

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, а также с лишением классного чина, воинского или специального звания.

Те же действия, связанные с сокрытием другого преступления или облегчением его совершения,

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, а также с лишением классного чина, воинского или специального звания.

Примечание. Под лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, в статьях настоящей главы понимаются: недолжностные и должностные лица, а также должностные лица, занимающие ответственное положение.

1.       Недолжностные лица:

государственные и муниципальные служащие, не являющиеся

должностными лицами;

назначенные постоянно или временно в предусмотренном законом порядке исполнять обязанности на государственных и муниципальных предприятиях, а также на соответствующих объектах, в имуществе которых доля государственной или муниципальной собственности является преобладающей, кроме должностных лиц;

помощники народных депутатов;

избранные в состав органов территориального общественного самоуправления населения, кроме руководителей этих органов;

в установленном законодательством порядке постоянно, или временно, или в порядке разового поручения выполняющие на общественных началах государственные функции.

2.       Должностные лица:

государственные и муниципальные служащие, постоянно или по специальному поручению в предусмотренном законом порядке наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями, а также выполняющие функции представителей власти;

лица на государственных предприятиях, а также на предприятиях, в имуществе которых доля государственной или муниципальной собственности является преобладающей, постоянно или временно наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями в предусмотренном законом порядке;

руководители органов территориального общественного самоуправления населения;

присяжные и народные заседатели.

3. Должностные лица, занимающие ответственное положение:

народные депутаты;

судьи;

должностные лица Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и другие должностные лица, порядок назначения и избрания которых регулируется Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, Уставами краев и областей, Законом об автономной области, Законом об автономном округе.

Статья   171. Превышение власти или служебных полномочий

Умышленное совершение недолжностным лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, действий, явно выходящих за пределы полномочии, предоставленных ему законом, если это причинило существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам физических и юридических лиц,

наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом в размере до 350 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Те же действия, совершенные должностным лицом,

наказываются лишением свободы на срок от одного до трех лет или штрафом в размере от 350 до 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Те же действия, если они сопровождались насилием, или применением оружия, или мучительными, оскорбляющими достоинство потерпевшего действиями, или повлекли тяжкие последствия, или совершены должностным лицом, занимающим ответственное положение, или повторно,

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также с лишением классного чина, воинского или специального звания.

Те же действия, связанные с сокрытием другого преступления или облегчением его совершения,

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также с лишением классного чина, воинского или специального звания.

Статья 172. Халатность

Невыполнение или ненадлежащее исполнение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, своих обязанностей, причинившим по неосторожности существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом интересам физических и юридических лиц,

наказывается исправительными работами на срок до двух лет или. штрафом в размере до 300 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Те же действия, совершенные должностным лицом и повлекшие по неосторожности тяжкие последствия,

наказываются лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Те же действия, совершенные должностным лицом и повлекшие по неосторожности гибель людей,

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, а также с лишением классного чина, воинского или специального звания.

Статья 173. Получение взятки

Получение взятки, то есть противоправное принятие недолжностным лицом материальных, иных благ и преимуществ в связи с выполнением им государственных функций или использованием основанных на этом авторитета и возможностей, если взятка получена в значительном размере,

наказывается лишением свободы на срок до двух лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом в размере до 350 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Получение взятки в значительном размере должностным лицом

наказывается лишением свободы на срок от одного года до трех лет или штрафом в размере от 350 до 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Получение взятки в крупном размере, или путем вымогательства, или по предварительному сговору группой лиц, или повторно, или должностным лицом, занимающим ответственное положение,

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, с лишением классного чина, воинского или специального звания.

Получение взятки в особо крупном размере, или лицом, ранее судимым за взяточничество, или связанное с сокрытием другого преступления либо облегчением его совершения,

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, с лишением классного чина, воинского или специального звания.

Примечания;

1. Лицо, получившее взятку, освобождается от наказания, если получение взятки не было связано с ее вымогательством и если оно явилось с повинной, не зная об осведомленности органов дознания, следователя, прокурора, суда в отношении совершенного им преступления, при этом активно способствовало раскрытию преступления и возвратило полученное или возместило его Стоимость.

2. Взятка признается совершенной в значительном размере, если стоимость принятого и соответственно переданного превышает минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством; в крупном размере, если такое превышение достигает пятидесятикратного размера; в особо крупном размере, если такое превышение достигает стократного размера.

Статья 174. Дача взятки

Дача взятки недолжностному лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, в значительном размере

наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на срок до одного года, или штрафом в размере до 350 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Дача взятки должностному лицу в значительном размере наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом в размере от 350 до 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Дача взятки в крупном размере, или должностному лицу, занимающему ответственное положение, или двум и более лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или с использованием лицом возложенных на него государственных функций

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Дача взятки в особо крупном размере, или лицом, ранее судимым за взяточничество, или связанная с сокрытием другого преступления либо облегчением его совершения,

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества и лишением права занимать оп• ределенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от наказания, если в отношении его имело место вымогательство взятки или если это лицо явилось с повинной, не зная об осведомленности органов дознания, следователя, прокурора, суда в отношении совершенного им преступления, при этом активно способствовало раскрытию преступления.

Статья 1741. Посредничество во взяточничестве

Посредничество во взяточничестве, то есть передача взятки в значительном размере недолжностному лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций,

наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на срок до одного года, или штрафом в размере до 350 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Передача взятки в значительном размере должностному лицу

наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом в размере от 350 до 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности,

Передача взятки в крупном размере, или совершенная повторно, или с использованием лицом возложенных на него государственных функций, или должностному лицу, занимающему ответственное положение, либо двум и более лицам

наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, с лишением классного чина, воинского или специального звания.

Передача взятки в особо крупном размере, или лицом, ранее судимым за взяточничество, или связанная с сокрытием другого преступления либо облегчением его совершения, или в виде промысла

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, с лишением классного чина, воинского или специального звания.

Примечание. Посредник во взяточничестве освобождается от наказания, если не занимался посредничеством в виде промысла и если явился с повинной, не зная об осведомленности органов дознания, следователя, прокурора, суда в отношении совершенного им преступления, при этом активно способствовал раскрытию преступления, возвратил преступно полученное или возместил его стоимость, а также если не был соучастником вымогательства взятки.

Статья 1742. Ответственность должностных лиц и иных служащих профессиональных союзов, общественных организаций (объединений), негосударственных хозяйствующих субъектов

Должностные лица и иные служащие профессиональных союзов, общественных организаций (объединений), негосударственных хозяйствующих субъектов при наличии в их деяниях признаков преступлений, предусмотренных статьями 170  1741, 175 УК РСФСР, несут ответственность по этим статьям.

Статья 175. Служебный подлог

Служебный подлог, то есть внесение недолжностными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, из корыстной, иной личной или групповой заинтересованности в официальные документы заведомо ложных сведений, подделка, подчистка или пометка другим числом, а равно составление и выдача ими заведомо ложных документов или внесение в книги заведомо ложных записей,

наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на срок до одного года, или штрафом в размере до 300 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Те же действия, совершенные должностным лицом,

наказываются лишением свободы на срок до двух лет, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом в размере от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством, с увольнением от должности.

Те же действия, повлекшие тяжкие последствия, или совершенные должностным лицом повторно, или должностным лицом, занимающим ответственное положение, или группой лиц по предварительному сговору,

наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, с лишением классного чина, воинского или специального звания”.

Статья 2. Внести в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, № 40, ст. 592; 1965, № 50, ст. 1243; 1966, № 35, ст. 946, № 38, ст. 1039; 1970, № 22, ст. 422; 1972, № 51, ст. 1207; 1973, № 16, ст. 353; 1974, № 29, ст. 781, 782; 1975, № 33, ст. 699; 1978, № 15, ст. 410; 1980, № 20, ст. 536; 1983, № 32, ст. 1153; 1984, № 5, ст. 168; 1985, № 5, ст. 163, № 40, ст. 1398; 1986, № 23, ст. 638, № 43, ст. 1501; 1987, № 27, ст. 961, № 36, ст. 1295, № 43, ст. 1501; 1988, № 14, ст. 396, 397, № 33, ст. 1081, № 48, ст. 1529; 1989, № 16, ст. 397, № 28, ст. 739, № 37, ст. 1074; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 15, ст. 494, № 52, ст. 1867, 1868; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 17, ст. 894, № 27, ст. 1560, № 29, ст. 1687, № 33, ст. 1912; 1993, № 3, ст. 97, № 21, ст. 749, № 22, ст. 789) следующие изменения и дополнения:

Часть вторую статьи 27 после слов “статьями 117, частью первой, и 141” дополнить цифрой “1742”.

Часть третью статьи 27 после цифры “141” дополнить цифрой”I742″.

Часть четвертую статьи 27 после слов “статьями 112, 130, частьюпервой, и 131” дополнить цифрой “1742”.

Часть первую статьи 72 после слов “по данному делу” допол.нить словами “в том числе лицо, осуществляющее государственныефункции в сфере борьбы с преступностью и правосудия”.

Пункт 1 статьи 117 изложить в следующей редакции: “подразделения милиции общественной безопасности, подразделения криминальной милиции всех уровней”.

Часть вторую статьи 118 после слое “пресечения преступления”дополнить словами “а также обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, и возможной конфискации имущества”.

Часть пятую статьи 126 изложить в следующей редакции:

“По делам о преступлениях, предусмотренных статьями 78, 781, 83, 88, 89  9.31, 95, 1262, 144  148, 170  175, 177  185, 194, 195, 196, 2181, 219, 2232, 2233 Уголовного кодекса РСФСР, предварительное следствие производится тем органом, который возбудил уголовное дело”.

Исключить из статьи 126, частей первой, второй, третьей, четвертой, указанные выше статьи.

8.       Часть первую статьи 175 после слов “преступным путем” дополнить словами “Органы дознания и следствия, обнаружив после вынесения приговора подлежащее конфискации имущество, обязаны немедленно уведомить об этом суд, вынесший приговор, приняв меры к обеспечению сохранности этого имущества”.

Статья 3. Ввести в действие настоящий Закон со дня его опубликования.

Москва, Дом Советов России

20 июля 1993 года.

от fs