В нем действуют десять экспертных сообществ по различным направлениям – культура, туризм, здравоохранение… В группу, которая будет заниматься проблемами законотворчества, вошел ростовский политолог, член Российской ассоциации политических наук Алим БАТОВ.
— Конкуренция была серьезной?
– Более двух тысяч заявок со всей страны было подано, так что конкурентная борьба имела место. Сразу уточню: никаких материальных благ эта работа не приносит, просто дает возможность реально влиять на происходящие в обществе процессы, особенно те, которые напрямую затрагивают молодежь. Совет – это консультативно-совещательный орган, и к нашим предложениям реально прислушиваются. Мое же направление – законотворчество – предполагает, что заниматься придется самыми различными сферами жизни. Ведь у нас все регулируется законами…
— Как строится ваша работа?
– Прежде всего, это – аналитика, прорабатывается огромный массив информации. С разных сторон смотрим на проблему, привлекаем специалистов, обсуждаем узкие места… В итоге нам надо сформировать коллективное мнение не просто на уровне «нравится-не нравится», а с очень конкретными предложениями, которые могут выправить ситуацию.
— Например?
— Из недавнего – предложения нашей рабочей группы по ограничению продажи и распространения вейпов. То, что популярность их растет, – факт. То, что это – штука вредная, подтверждают исследования серьезных ученых и врачей. Стали все чаще звучать призывы запретить распространение вейпов вообще. Начали разбираться – есть у нас в законодательстве нормы, запрещающие продажи несовершеннолетним, есть ответственность за вовлечение детей в потребление никотиносодержащей продукции. Предусмотрены и немалые штрафы. Но часто ли применяются эти нормы закона в реальной жизни? Увы…Поэтому одно из наших предложений – не придумывать новый закон, а сделать так, чтобы работал старый.
Предложили мы увеличить административный штраф от 70 до 100 тысяч рублей для гражданина (как правило, крайним бывает продавец). Должностные лица пусть платят от 100 до 200 тысяч рублей, юридические – от 300 до 500 тысяч.
Мы – не сторонники запретительных мер: нельзя просто запретить торговать вейпами. Явление уйдет в тень, добросовестные предприниматели пострадают, а теневые коммерсанты выиграют.
Не совсем понятно для нас и то, что отказались от взимания акциза с электронных систем доставки никотина на фоне внепланового повышения акцизов на жидкость и табак для вейпов с 1 марта на 11%. Где логика?
Нужно «страшные картинки», как на сигаретных пачках, вводить для вейпов. И увеличить возраст покупателей до 21 года. Табак, кстати, я бы тоже разрешил покупать после 21 года. Мы как-то не акцентируем внимание на том, что вейпы – ароматизированы вкусными добавками. Если после сигареты быстро наступает токсический эффект, неприятные ощущения, то при курении вейпа концентрация вредных веществ может быть очень большой, а неприятного ощущения нет, вкусно. И дети быстро попадают в зависимость. Так что тянуть с этим нельзя, предложения уже отправлены в Госдуму.
Совсем другая тема – привлечение молодежи в районы Крайнего Севера. Недавно обсуждали на круглом столе. Одно из предложений – молодой специалист должен получать положенные надбавки сразу, а не спустя 5 лет, как сейчас. Предложили мы уточнить в законе и понятия «молодой специалист», «молодой ученый». Сейчас тут возможны разные толкования, а от этого зависит и зарплата, и жилищный вопрос, и участие в социальных программах…
Думаю, что в самое ближайшее время будем разбираться с темой патриотического воспитания. Супер важная тема в наши дни. И никаких мероприятий «для галочки» не терпит. А мы часто этим грешим.
Острый вопрос – работа с участниками СВО. Мы не готовы к тому, чтобы оказать этим людям всю нужную помощь по возвращению. И речь не о выплатах, – о системе психологической, социальной реабилитации, которую нужно выстраивать безотлагательно.
Так что работы много.