Уголовная политика военного времени

действовать нужно уже сейчас

 

автор: Владимир Овчинский


В свете реализации положений обращения Президента России Владимира Путина о военной спецоперации на Украине и объявленной частичной мобилизации (от 21 сентября 2022 г.) назрела необходимость корректировки уголовной политики.

Первое важное решение на этом направлении президент России Владимир Путин принял 24 сентября 2022 года, подписав закон, которым ввел в Уголовный кодекс Российской Федерации понятия «мобилизация», «военное положение», «военное время». Теперь в тексте документа слова «в условиях вооруженного конфликта или военных действий» заменяются словами: «в период мобилизации или военного положения, военное время или в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий».

Кроме того, 14 июля 2022 г. президент России подписал закон о приравнивании перехода на сторону противника к госизмене. Так, за участие россиян в вооруженном конфликте или в военных действиях за рубежом против интересов России может грозить до 20 лет лишения свободы со штрафом до 500 тысяч рублей.

Эти шаги необходимы, но учитывая развитие ситуации, российская уголовная политика должна быть готова адекватно реагировать и на возможность объявления военного положения в отдельных регионах или в целом в стране.

Российское уголовное право располагает значительным историческим опытом регламентирования общественных отношений, возникающих и реализующихся в условиях военного времени, особенно это касается периода Великой Отечественной войны.

В настоящее время на фоне кардинального изменения формы государственного устройства, формы правления и политико-правового режима в целом, обновления правовой системы российского государства, эволюции геополитического положения России, появления принципиально новых реалий политико-правовой действительности, проблемы правового обеспечения военного времени приобрели принципиальное новое очертание.

Военное положение, как потенциально возможный правовой режим получил закрепление в Конституции Российской Федерации и в Федеральном конституционном законе «О военном положении» от 30.01.2002 г.

Государственное обеспечение военного положения включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и правовых мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии.

Самостоятельное направление имеют меры уголовно-правового, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-розыскного обеспечения военного положения.

По смыслу статьи 20 ФКЗ «О военном положении» уголовная и иная юридическая ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о военном положении наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Фактически данная норма является бланкетной и отсылает к иным нормативным правовым актам, прежде всего к уголовному, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному кодексам и федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». Однако степень разработанности и обоснованности правого обеспечения в период военного положения сегодня едва ли можно признать достаточной. Действующие нормативные акты не обеспечивают в полном объеме адекватную уголовную политику в период режима военного времени.

Еще в 2009 г. российскими юристами В.И. Боевым, М.А. Кочубей и А.П. Новиковым в монографии «Война и уголовный закон» выдвинуто предложение о разработке специального уголовного закона военного времени, нормы которого бы действовали исключительно в период объявленного в Российской Федерации на всей территории или отдельных территориях военного положения.

Нормы данного акта, по мнению названных ученых, могут быть кодифицированы в Уголовном кодексе Российской Федерации или применяться самостоятельно по усмотрению законодательного органа. Речь идёт о том, что данный нормативный акт может стать своеобразной «матрицей» для последующих изменений и дополнений или применяться самостоятельно по усмотрению законодательного органа.

Поддерживаю позицию тех российских правоведов, которые считают, что в матричный Уголовный кодекс военного времени обязательно должна быть включена смертная казнь за особо тяжкие преступления. Проведенные в разные годы опросы показывают, что более 90 % сотрудников правоохранительных органов убеждены в том, что в период военного положения смертная казнь необходима.

Причем речь идет не только об особо тяжких преступлениях, совершенных военнослужащими. Смертная казнь в период военного положения должна касаться таких преступлений как бандитизм, терроризм, убийств с отягчающими обстоятельствами. Например, за совершение таких преступлений как покушение на жизнь военкома в Иркутске и расстрел детей и учителей в Ижевске, которые совершены 26 сентября 2022 г., в период военного положения смертная казнь безусловно необходима!

На наш взгляд, такие матричные законы должны быть приняты и в рамках судебного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-розыскного обеспечения военного положения.

В ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. в статье 4 в систему судов следует добавить военные трибуналы, которые обеспечивали неотвратимость наказания в годы Великой Отечественной войны. В специальном законе должно быть сказано, что они создаются с момента объявления военного положения.

В годы Великой Отечественной войны, несмотря на жёсткость в применении репрессий в условиях военного времени военные трибуналы широко применяли отсрочку исполнения приговора с определением в штрафные части, что основывало вероятность достижения цели наказания с разумным использованием человеческого контингента Красной Армией и Военно-Морским Флотом.

В матричном УПК РФ военного времени ключевым является вопрос обеспечения оперативности рассмотрения уголовных дел, что особенно важно в условиях быстро меняющейся боевой обстановки, требующей немедленного на нее реагирования, рассмотрение дел без участия сторон, в закрытых судебных заседаний, сокращения сроков судопроизводства и отсутствия кассационного обжалования приговоров.

Матричный Уголовно-исполнительный кодекс РФ периода военного положения также должен учитывать опыт Великой Отечественной войны. В этот период перед учреждением ГУЛАГ в НКВД СССР были поставлены задачи комплектования важнейших оборонных строительств и предприятий, рабочей силы из заключенных, сохранение в этих целях физического состояния заключенных и их полное трудовое использование, всемерное усиление производства боеприпасов и другой оборонной продукции, расширения собственной продовольственной базы.

Всеобщая милитаризация всех сфер общественной жизни страны, естественно, не могла не отразиться на деятельности уголовно-исполнительных учреждений, особенно организации условий содержания заключенных. В первые дни войны был изменен режим отбывания наказания как в лагерях, так и в колониях. Независимо от характера совершенных преступлений для всех заключенных устанавливался единый режим отбывания наказания – строгий, максимально сокращалось число лиц, пользовавшихся до этого правом передвижения без конвоя, что позволило не допустить увеличение числа побегов из мест заключения.

В Приказе НКВД СССР 792-к, принятом в 1941 году, предлагалось принять меры по коренному улучшению жилищно-бытовых условий для заключенных, в особенности для положительно характеризующихся на производстве, упорядочению питания за счет выдачи дополнительных пайков, улучшение работы пищеблоков, доставки горячей пищи заключенным в обеденный перерыв. В 1943 году специальным приказом НКВД СССР устанавливался трехдневный отдых в месяц и обязательное предоставление 8-часового ежедневного отдыха для сна, обязательное ежедневное трехкратное питание заключенных, обеспечение заключенных своевременной лечебной/медицинской помощью и полной госпитализации всех заболевших, требующих коечного лечения.

Одной из особенностей военного времени стало направление значительного числа заключенных в Красную Армию. В соответствии с Указами Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля и 24 ноября 1941 года из мест лишения свободы были досрочно освобождены некоторые категории заключенных, отбывавших наказания за малозначительные преступления. Только в 1941 году на фронт было отправлено 480 тыс человек, что составило 25% от общего числа заключенных. В последующие месяцы появилась необходимость в освобождении других категорий осужденных.

По специальным постановлениям Государственного Комитета Обороны в течение 1942-1943 года были досрочно освобождены по целевым разнарядкам с направлением в ряды Красной Армии ещё 157 тысяч человек, что составило свыше 10 процентов от общего числа лиц, лишенных свободы. Всего за первые три года войны передано на укомплектование Красной Армии 975 тысяч человек.

Кроме того, из числа трудопоселенцев, бывших кулаков, только в 1942 году было мобилизовано в действующие части и соединения около 100 тысяч человек.

Впоследствии изменился порядок участия бывших заключенных в боевых действиях. Если в 1941 году из них формировали штрафные роты, батальоны, то с начала 1942 года начали создаваться ударные разведывательные части.

В современных условиях вопросы направления осужденных в вооруженные силы или в ЧВК должны быть обязательно регламентированы одновременно нормами и Уголовного кодекса, и Уголовно-процессуального кодекса, и Уголовно-исполнительного кодекса.

Безусловно, необходим и матричный закон военного времени об оперативно-розыскной деятельности. Здесь главное – это освобождение оперативно-розыскных подразделений субъектов ОРД от нагромождения условий по обязательному уведомлению судей о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Кроме того, давно стоит необходимость отнесения военной полиции к субъектам оперативно-розыскной деятельности. Без этого уже сейчас сложно решать вопросы оперативно-розыскного обеспечения работы следователей по делам, относящимся в воинской службе.

Разработка мер судебного, уголовно-правового, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, оперативно-розыскного обеспечения военного положения требуют межведомственных усилий, создания рабочих групп из специалистов различных правоохранительных органов и судебной системы.

Время для этого очень сжато.


Источник информации

от fs