Авторы: А.И. Подберёзкин, О.В. Боброва
В Госдуму внесён законопроект о внесении изменения в Федеральный закон «О ветеранах»
Герой — это человек, который в решительный момент делает то,
что нужно делать в интересах человеческого общества.
Юлиус Фучик
12 сентября в Госдуму внесён законопроект[1] предполагающий дополнения в раздел III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ “О ветеранах”[2] изменение, дополнив его после позиции: «Боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь – ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года» позицией следующего содержания: «Выполнение задач в Республике Куба в ходе военно-стратегической операции «Анадырь» в период Карибского кризиса с 1 июля 1962 года по 30 ноября 1963 года».
Поклонение героям должно выразиться в том, что сами мы будем
героически настроены.
Томас Карлейль
По мнению авторов законодательной инициативы, в октябре 2022 года исполняется 60 лет со времени начала Карибского кризиса, драматических событий, связанных с агрессивными действиями США против Республики Куба и поставивших мир на грань возникновения ядерной войны. Для выполнения задач в ходе разработанной Генеральным штабом ВС СССР военно-стратегической операции под кодовым наименованием «Анадырь» на Кубу скрытным путем и в короткий срок было направлено ракетно-ядерное оружие и другая современная военная техника и около 43 тысяч военнослужащих разных родов войск. Они находились в этой стране в экстремальных условиях военно-морской блокады, признанной одним из видов боевых действий, и военного положения с 1 июля 1962 года по 30 ноября 1963 года. В связи с постоянной угрозой вооруженного конфликта, находясь в повышенной боевой готовности, с большим риском для жизни военнослужащие смогли выдержать колоссальные моральнопсихологические и физические нагрузки, проявить героизм и мужество, достойно выполнить свой воинский долг. К сожалению, за указанный период по различным причинам на Кубе погибло 68 советских военнослужащих.
Операция «Анадырь»[3] в советское время в виду ее секретности публично умалчивалась, а в 90-х годах – недооценивалась. После визита Президента РФ В.В. Путина в декабре 2000 года на Кубу стало больше доступных документов и материалов о значении операции «Анадырь» для предотвращения ядерной войны и влиянии этой военной операции на развитие дальнейших международных отношений.
Эта операция заставила американское правительство начать переговоры с советским руководством. В результате США отказались от агрессии против Кубы, убрали свое ракетно-ядерное оружие с территории Турции, вступили на путь дальнейших переговоров с СССР о сокращении ядерного оружия и не применении его в будущем как средства для решения спорных проблем между двумя странами.
Однако участники операции «Анадырь», совершившие истинно героические действия, официально не признаны в нашей стране ветеранами боевых действий, хотя они и награждены Указом Президиума Верховного Совета СССР грамотой «За мужество и воинскую доблесть при выполнении интернационального долга» и боевой наградой Революционных Вооруженных Сил Кубы «Боец-интернационалист 1 степени», а около 1100 военнослужащих из них были награждены за проявленное мужество и воинскую доблесть советскими боевыми орденами и медалями.
В связи с обращениями участников этой операции в Государственной Думу с 2001 года в ней стал рассматриваться вопрос о включении в Федеральный закон «О ветеранах» положения о придании статуса ветерана боевых действий участникам военно-стратегической операции «Анадырь» и об уравнении их в льготах с российскими гражданами – участниками боевых действий на территории других стран. В 2002 году с законодательной инициативой по этому вопросу выступили депутаты Государственной Думы третьего созыва: председатель Комитета ГД по обороне, генерал армии А.И. Николаев, председатель Комитета ГД по международным связям Д.О. Рогозин, генерал армии И.Н. Родионов, генерал-полковник Ю.Н. Родионов и другие.
За положительное решение этого вопроса в своих обращениях высказали: начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ А. Квашнин (от 15 марта 2001), командующий Ракетными войсками стратегического назначения Минобороны России Н. Соловцов (от 9 марта 2006), Главнокомандующий военно-морского флотам ВС РФ, адмирал В. Масорин (от 27 июня 2006), Главнокомандующий военно-воздушными силами и 1-й заместитель начальника ГШ ВС РФ А. Ноговицын (от 07 июля 2006), Секретарь Общественной палаты Российской Федерации Е.П. Велихов (от 19 апреля 2007), Председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин (от 30 декабря 2009) и другие. Все они в своих обращениях подчеркивали, что участие наших военнослужащих в военностратегической операции «Анадырь» в период Карибского кризиса равнозначно участию в боевых действиях, и просили признать этих бывших военнослужащих ветеранами боевых действий, отразив это в Федеральном законе «О ветеранах».
Учитывая, что этот важный вопрос до настоящего времени не решен, а предыдущая законодательная инициатива была отозвана ее авторами в связи с отрицательным заключением Правительства РФ, группа депутатов Государственной Думы повторно подготовила проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О ветеранах». Проект предлагает другую по сравнению с предыдущими законопроектами по этому вопросу редакцию позиции закона: «выполнение задач в Республике Куба в ходе военно-стратегической операции «Анадырь» в период Карибского кризиса с 1 июля 1962 года по 30 ноября 1963 года».
Вступление в силу названного проекта федерального закона предусматривает распространение указанной в нем нормы на живущих в настоящее время приблизительно 1,4 тыс. бывших военнослужащих, выполнявших задачи на Кубе в ходе операции «Анадырь». Поскольку это люди пенсионного возраста, многие из них имеют льготы как инвалиды, ветераны военной службы или ветераны труда, то потребуются некоторые дополнительные расходы из средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию соответствующих мер социальной защиты ветеранов.
Проект федерального закона обращен к нашим гражданам, возраст которых превышает 78 лет и которые нуждаются в моральной, а часть из них и в дополнительной материальной поддержке государства. Признавая проявленное ими мужество и стойкость при выполнении воинского долга в экстремальных условиях военно-морской блокады и военного положения на Кубе в период Карибского кризиса, считаем необходимым восстановить по отношению к ним историческую и социальную справедливость – признать участников операции «Анадырь» ветеранами боевых действий и предоставить им меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Все, что мы называем героической доблестью и чем восхищаемся
как величием и возвышенностью духа, есть не что иное,
как спокойная и твердо
обоснованная гордость и самоуважение.
Дэвид Юм
Напомним, что действующий закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда ст. 1 закона устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (, ветераны военной службы, ветераны труда.
Таким образом, Федеральный закон “О ветеранах”, исходя из конституционных предписаний, предопределяющих обязанности государства по отношению к своим гражданам, исполнившим воинский долг и обязанность по защите Отечества, и в целях признания особых заслуг перед обществом закрепляет правовые гарантии их социальной защиты и условия, соблюдение которых необходимо для наделения гражданина определенным статусом, а следовательно, приобретения им права на соответствующие меры социальной поддержки.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона “О ветеранах” федеральный законодатель определил круг лиц, относящихся к ветеранам боевых действий. К этой категории (помимо иных граждан) относятся военнослужащие, направленные в другие государства органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, указанных в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленный федеральным законодателем в Федеральном законе “О ветеранах” порядок отнесения к категории ветеранов боевых действий конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись, а потому не может рассматриваться как ущемляющий права граждан (Постановление от 15 ноября 2011 года N 24-П; определения от 16 ноября 2006 года N 506-О, от 29 мая 2007 года N 356-О-О и др.).
[1] https://sozd.duma.gov.ru/bill/193504-8 (дата обращения: 13.09.2022).
[2] В редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 168; 2000, N 2, ст. 161; 2002, N 48, ст. 4.743; 2004, N 27, ст. 2711; 2008, N 30, ст.3609; N 40, ст. 4501; 2009, N 51, ст. 6148; 2011, N 45, ст. 6337)
[3] Подробнее об операции см: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=10946077%40cmsArticle (дата обращения: 13.09.2022)