Авторы: Ольга Боброва, Алексей Подберёзкин

(Скачать полное содержание)


 Состояние и тенденции развития Институтов национального человеческого капитала (ИР НЧК) как неотъемлемых силовых механизмов в праве и политике государства

Нельзя сказать, что цивилизация не развивается — в каждой

новой войне людей убивают новым способом.

Уилл Роджерс

Развитие как поступательное движение присуще всему как с объективной, так и субъективной стороны.

Как и остальные понятия, которые занимают определенное место не только в научной литературе, но и в практической деятельности, термин “институт развития” имеет целый ряд научных определений. При этом, до настоящего времени однозначное определение данного термина отсутствует как в российских, так и в зарубежных официальных документах[1].

В самом широком смысле, как нам представляется, «институт развития» представляет собой правовой и политический инструмент государственного воздействия на определённую сферу отношений для достижения определённых целей.

Правовое обеспечение различных объектов права (инфраструктур) относится к многоплановым задачам, обусловленным достижением национальных целей развития России на долгосрочный период.

На наш взгляд, это очень узкая трактовка. Институты развития национального человеческого капитала (ИР НЧК) условно делятся на:Существует немало попыток формулирования феномена ИР НЧК. Наиболее часто данный вопрос рассматривается со ссылкой на Даниленко Н.Н. и Долгополовой И.С. в учебном пособии «Формирование человеческого капитала». Институты определяются слишком абстрактно, как «… совокупность формальных и неформальных норм, действующих в обществе, которые определяют правила взаимодействия индивидов»[3].

– государственные (развития и обеспечения безопасности);

– общественные;

– личные (семейные, групповые).

Государственные, общественные и личные институты присутствуют практически во всех областях жизни человека и также практически все они оказывают влияние на формирование человеческого капитала. Сам по себе человеческий капитал не появляется и не развивается. Пример Маугли очень показателен и категоричен. Даже в затерянной избушке в тайге в рамках одной семьи, которая была абсолютно оторвана от общества, происходило развитие человеческого капитала. Чтобы выделить те институты, которые наиболее значимы, некоторые ученые предлагают, например, воспользоваться понятием «фондов» человеческого капитала. Основными фондами человеческого капитала являются:

– «интеллектуальный капитал, включающий образовательный фонд, фонд науки, инновационный фонд;

– фонд подготовки на производстве;

– фонд здоровья;

– фонд миграции (обеспечивающий мобильность работников);

– фонд мотивации экономической деятельности;

– другие активы, рассматриваемые в расширительной трактовке» и т.д.

Возвращаясь к тенденции, о которой говорилось выше, – резкому расширению силовых средств политики – во многом, если ни в основном, этот феномен объясняется следующими основными причинами.

Важно подчеркнуть, что публично декларируемые меры силового воздействия нередко оказываются не столь эффективными на практике (а иногда и совсем не эффективными)[4]. В частности, широко применяемые США санкции против России и Китая в 2020–2021 годах не повлияли фактически на объемы торговли между этими государствами, которые не сократились, но даже выросли. Так, товарооборот[5] между Россией и Китаем за первые пять месяцев (с января по май) 2021 года в годовом исчислении вырос на 23,6%, до $50,65 млрд. Импорт российских товаров и услуг увеличился на 15,4%, до $27,735 млрд. По итогам мая 2021 года экспорт вырос на 35,3% и составил порядка $22,921 млрд. Объем торговли за указанный период между двумя странами составил $10,449 млрд. В условиях пандемии по итогам 2020 года товарооборот России и Китая снизился в годовом выражении только на 2,9% и составил $107,76 млрд. При этом товарооборот Китая с США с января по май текущего года в годовом исчислении вырос на 52,3% и составил $279,64 млрд. Экспорт в США вырос на 49,8%, до $206,05 млрд. Импорт американской продукции увеличился на 59,8%, до $73,59 млрд.

Из анализа санкционной политики как элемента неоколониализма по отношению к России можно сделать один вывод: проходят годы и века, но в мире остаются прежние геополитические проблемы и методы их решения. В частности, для коллективного Запада это извечный «русский вопрос», который пытаются решить комплексными санкциями, постоянным нагнетанием военных угроз и попытками дестабилизации общества[6].

Отметим, что санкционная политика[7] применяется в соответствии с Главой VII «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии» Устава ООН[8]. Документ был ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 20.08.1945.

Исходя из того, что термин «санкции» не имеет легального правового обозначения (закрепления), его можно охарактеризовать как совокупность мер обладающими всеми признаками принудительного (обязательного) характера принимаемых во внешнеполитической деятельности государством (альянсом государств по идеологической, экономической и политической принадлежности), в том числе отдельно взятыми компаниями, ассоциациями, иными международными правовыми и неправовыми организациями для достижения превосходства и подчинения (исполнения) навязываемых решений над государственностью отдельно взятого субъекта международных отношений (ряда государств, отдельно взятых «непризнанных» мировым сообществом территорий).

Нельзя не отметить, что 3 мая 2022 Президент РФ Владимир Путин подписал указ «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций».

Согласно документы, в частности, вводится:

 запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации;

совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее лица, находящиеся под санкциями); исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по совершенным сделкам (в том числе по заключенным внешнеторговым контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме; осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями;

запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации продукции и (или) сырья, производство и (или) добыча которых осуществляются на территории Российской Федерации, при условии, что такие продукция и (или) сырье поставляются в пользу лиц, находящихся под санкциями, и (или) лицами, находящимися под санкциями, в пользу иных лиц.

Министерство финансов Российской Федерации управомачивается давать официальные разъяснения по вопросам применения данного Указа, за исключением абзаца четвертого подпункта “а” пункта 2 Указа[9].

Отдельным международным ИР НЧК, например, являются встречи на высшем уровне. Так, например, в июне 2021 года такая встреча состоялась между Дж. Байденом и В. Путиным. На встрече двух лидеров самых мощных в военном отношении государств, естественно, не могло не возникнуть желания прояснить позиции друг друга по этому вопросу. Оба политика – опытные лица в этих опросах и их трудно было бы чем-то удивить или преподнести некий сюрприз-инициативу, как это бывало при М. Горбачеве. Они прекрасно знают как состояние дел в военно-технической области не только своих стран, но и у партнера. Поэтому неожиданностей не ожидали друг от друга, да их и не было.

Главная тема – сохранение стратегической стабильности и кибер-безопасность, где они обозначили границы допустимого и не допустимого в свойственной этим опытным политикам аккуратной манере. Иными словами, первый опыт был таким, каким он и должен был бы быть. Как у опытных боксеров – разведка боем, прощупывание, аккуратное уточнение границ допустимого. Никаких легковесных инициатив и деклараций. Только обозначение позиций, что в условиях нарастающей эскалации вообще-то уже немало.

Надо подчеркнуть, что контроль над вооружениями всегда требовал тщательной подготовки и консультаций, которые занимали порой длительное время и приводили к незначительным результатам. Пример – ДРСМД, который М. Горбачев сделал краеугольным камнем отношений с США в 80-е годы и который в итоге был легко ими же опрокинут. Это говорит только о его незначительности, когда в СССР сдел Не вдаваясь глубоко в анализ характера ИР НЧК, можно констатировать, что в XXI веке отчетливо обозначился процесс приобретения институтами развития национального человеческого капитала (ИР НЧК)[10] самостоятельных силовых политических функций как во внешней политике («цветные революции» на Украине, в Грузии, Молдавии, Армении, Тунисе и многих других странах), так и во внутренней политике (бунт БЛМ в США, эмигрантские бунты в Германии и целом ряд стран Европы, «оранжевые жилеты» – во Франции и т.д.)[11].

При этом, условно эти ИР НЧК можно разделить на несколько групп, прежде всего, государственных и негосударственных (общественных, бизнес, личных), хотя такое деление может быть очень условно[12]. Так, например, СМИ, которые российский Минюст относит к «иностранным агентам» или выполняющим их функции, могут быть как государственные, так и общественные, и частные, и личные по форме собственности, и по источникам финансирования, что наглядно видно из прилагаемого перечня[13].

Вместе с тем, у этих ИР НЧК существуют принципиальные особенности, которые отличают их друг от друга. Так, наиболее мощные и влиятельные ИР НЧК – государственные (армия, правоохранительные и судебные органы), – которые в некоторых областях обладают практически монопольным правом, например, правом на насилие по отношению не только к внешним субъектам МО, но и собственному народу. Но в последние годы отмечена тенденция, когда на такое же право претендуют и не государственные ИР НЧК, причем нередко ориентированные против государственных монопольных институтов[14]. Так, например, в событиях на Украине 2014–2015 годов были задействованы негосударственные институты (причем, некоторые из них – культурно-образовательные и духовные), которые быстро превратились в силовые институты захвата власти. Произошла трансформация ИР НЧК в силовые политические инструменты.

Эффективная национальная стратегия безопасности предполагает, как говорилось выше, во-первых, эффективную политику социально-экономического развития нации, которая опирается на опережающие темпы развития человеческого капитала и его институтов (НЧК и ИР НЧК), а, во-вторых, на формирование приоритетов в развитии тех или иных средств ведения вооруженной борьбы – ВВСТ и сопутствующих средств и систем их применения, – так и, прежде всего, разработку широкого спектра силовых (но не обязательно военных) концепций, идей,  средств и мер, т.е. инструментов политики и военного искусства, которые являются самыми разными формами институтов развития национального человеческого потенциал (ИР НЧК).

Это сочетание развития и безопасности находится прежде всего на уровне их институтов развития и обеспечивается ими же. Такое понимание в целом отражает современный уровень стратегического планирования в России, утвержденный в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 2 июля 2021 года[15]. В частности, там прямо говорится, что (Раздел IV. Обеспечение национальной безопасности) состоит из следующих подразделов[16]:

– Сбережение народа и развития человеческого потенциала;

– Оборона страны;

– Государственная и общественная безопасность;

– Информационная безопасность;

– Экономическая безопасность;

– Научно-техническое развитие;

– Экологическая безопасность и разумное природопользование;

– Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти;

– Стратегическая стабильность и взаимовыгодное международной сотрудничество.

Например, «Сбережение народа и развитие человеческого потенциала» обеспечивается «мерами по социально-экономическому развитию НЧК, сохранением традиционных ценностей и реализацией целей в области сбережения народа» (Ст. 28–33), т.е. институтами развития НЧК. Подраздел «Оборона страны» (Ст. 34–40) – достигается (Ст. 40) «в рамках реализации военной политики путем стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совершенствования военной организации государства, форм применения и способов действий (т.е. ИР НЧК ВС), Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Вооруженные Силы), других войск, воинских формирований и органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации и готовности сил и средств гражданской обороны» (т. е. опять же совершенствованием ИР НЧК)[17].

Подраздел «Государственная и общественная безопасность» обеспечивается деятельностью и противодействием исключительно ИР НЧК – институтами государства и гражданского общества: силовыми (полицией, службами безопасности, судами) и не военными ИР: НКО, университетами, фондами, СМИ и т.п. Также и остальные подразделы, в которых аккумулируются ИР НЧК, обеспечивающие национальную безопасность государства.

Каждая нация является государством,

и только одно государство есть у всей нации.

Джузеппе Мадзини (1805–1872) — итальянский политик

Так, для нейтрализации вмешательства иностранных государств во внутренние дела России и продвижения антироссийских (русофобских) настроений введены ограничения иностранного участия в работе российских средств массовой информации[18].

Так, Роскомнадзор внес Instagram в реестр ресурсов с ограниченным доступом на территории России.

Основанием для этого стало решение Генеральной прокуратуры от 11 марта 2022г.

После этого надзорное ведомство обратилось в суд с требованием признать Meta экстремистской организацией и запретить ее деятельность в России

Так, компания Meta Platforms после начала специальной военной операции на Украине временно сняла в соцсетях Facebook и Instagram запрет на призывы к насилию против российских военных.

Подобные действия руководства компании не только формируют представление о допустимости террористической деятельности, но и направлены на разжигание ненависти и вражды к гражданам Российской Федерации[19].

В связи с наличием признаков преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 205.2 УК РФ (пропаганда терроризма) и пунктом «а» части 2 статьи 282 УК РФ (возбуждение ненависти и вражды с угрозой применения насилия) Генеральной прокуратурой Российской Федерации в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ в Следственный комитет Российской Федерации направлены материалы для решения вопроса об уголовном преследовании.

Продолжая приверженность внешне государственному курсу, Генеральная прокуратура Российской Федерации 14 марта 2022 г. заключила соглашения о сотрудничестве с Генеральными прокуратурами Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.

Согласно документам, приоритетными направлениями взаимодействия определены защита прав и свобод человека, противодействие наиболее опасным видам преступлений, в том числе терроризму, экстремизму, незаконной миграции, киберпреступности, коррупции, легализации преступных доходов.

Особое внимание будет уделено защите несовершеннолетних и социально уязвимых категорий граждан.

Соглашением также предусмотрены такие формы сотрудничества, как обмен опытом, информацией и документами[20].

В 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», призванный для импликации новых электронных продуктов и услуг. В ходе программирования и планирования приняты стратегии цифровой трансформации значимых отраслей экономики.

На международном уровне в целях сохранения межгосударственного баланса интересов различных субъектов МО Россией инициировано принятие ряда документов в сфере национальной безопасности, в том числе сохранения исторической памяти на фоне активных публичных попыток рядом стран, таких как Украина, пересмотра итогов Второй мировой войны. В рамках Содружества Независимых Государств[21], отметившего 30-летний юбилей, также заключены межправительственные соглашения и иные документы, в том числе в сфере укрепления роли международного права. В 2021 г. завершился процесс оформления полноправного членства нашей страны в Международной организации по миграции[22], что должно было способствовать публичного продвижения российской идеологии и принципов на международной арене. Повышению эффективности защиты национальных государственных интересов должна способствовать реализация Генеральной прокуратурой Российской Федерации переданной ей в 2021 г. полномочий от имени государства по представительству интересов в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).

Заботясь об исторической памяти, был принят пакет правовых актов о сохранении и увековечении правды об участии СССР во Второй мировой войне, сохранение роли советского солдата в Победе, пресечение попыток пересмотра результатов Великой Отечественной войны[23].

Развивая противодействие санкционной политике 9 марта 2022 Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[24].

Федеральный закон направлен на защиту национальных интересов Российской Федерации от недружественных действий иностранных государств и международных организаций.

В связи с этим Федеральным законом предусмотрен комплекс мер по сохранению устойчивости экономики Российской Федерации, в том числе её финансовой системы, а также предусмотрены меры социально-экономического характера, обеспечивающие повышение уровня социальной защиты граждан Российской Федерации.

Продолжение следует.

[1] Савин Д.А. Определение институтов развития в российском законодательстве: общетеоретический и финансово-правовой аспекты // Финансовое право. 2020. № 6. С. 42 – 46.

[2] Грин Р. 33 стратегии войны. М.: РИПОЛ классик, 2016, с. 46.

[3] Даниленко Н.Н., Долгополова И.С. Формирование человеческого капитала: учеб. Пособие / Н.Н. Даниленко, И.С. Долгополова. Иркутск: Изд-во: БГУЭП, 2009. 120 с.

[4] См. последние работы:  Подберёзкин А.И. Оценка и прогноз военно-политической обстановки. М.: Юстицинформ, 2021. 1080 с.; Байгузин Р.Н., Подберёзкин А.И. Политика и стратегия. М.: Юстицинформ, 2021. 768 с.;  Боброва О., Подберёзкин А., Подберёзкина О.А. Специфика НКО и правовые основы их деятельности // Обозреватель, 2021, № 8, сс. 17–48.; Подберёзкин А.И., Фатеев М.А., Боброва О.В. Некоторые аспекты взаимодействия органов прокуратуры с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и применения мер административного принуждения в вопросах зашиты прав субъектов предпринимательской деятельности в арбитражном судопроизводстве // Вестник университета прокуратуры Российской Федерации, № 4 (84) 2021, сс. 5–20.; Подберёзкин А.И. Покровская М.А. На острие борьбы за мирное небо. Интервью с генеральным директором Концерна ВКО «Алмаз-Антей» Я.В. Новиковым // Красная Звезда, 24.09.2021; Подберёзкин А., Родионов О. Институты развития человеческого капитала – альтернатива силовым средствам политики // Обозреватель, 2021, №  7, сс. 33–48; Боброва О.В., Подберёзкин А.И., Подберёзкина О.А. Негосударственные институты развития – силовые средства политики // Обозреватель, 2021, № 9, сс. 17–38.

[5] Товарооборот России и Китая за пять месяцев вырос на 23,6% // Коммерсант, 2021/07/06.

[6] Штоль В.В. Санкции как инструмент неоколониализм // Вестн. Ун-та прокуратуры Рос. Федерации – 2021. – № 6 (86). С. 152.

[7] Дошло до абсурда, что FIFE запретила котам и кошкам из России участвовать в международных выставках https://lenta.ru/news/2022/03/03/catss/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 03.03.2022).

[8] «Раздел I. Понятие международного права, его сущность и роль в международных отношениях, политике и дипломатии. 1. Устав Организации Объединенных Наций» (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (с изм. и доп. от 20.12.1971).

[9] https://www.interfax.ru/russia/839107 (дата обращения: 04.05.2022).информационной безопасности

[10] ИР НЧК зд.: широкое понятие, которое охватывает все институты государства и общества как «фабрики воспроизводства социальных отношений и связей» (Эмиль Дюркгейм). См. подробнее: Теория политики: Углублённый курс: Практикум. Под ред. Т.А. Алексеевой, И.Д. Лошкарёва, Д.А. Паренькова. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2020, сс. 158–160.

[11] Изменение структуры МО и связанные с этим процессы последствия см. подробнее: Подберёзкин А.И. Война и политика в современном мире. М.: ИД «Международные отношения», 2020, сс. 161–179.

[12] Средства противодействия силовым инструментам, направленным на подрыв основ государственности Российской Федерации.  Монография / А.И. Подберёзкин, О.В. Боброва. М. 2021. 88 с.

[13] См. подробнее: Официальный сайт Минюста России: minjust.Gov.ru/ru/documents/7755.

[14] Теоретические и математические методы анализа факторов формирования оборонно-промышленного комплекса: монография / А.И. Подберёзкин, М.А. Александров, Н.В. Артамонов; отв. ред. А.И. Подберёзкин; МГИМО, ЦВПИ. М.: МГИМО-Университет, 2021. 478 с.

[15] Путин В.В. Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» №  400 от 2 июля 2021 г. / https://cdnimg.rg.ru/pril/article/212/57/79/0001202107030001.pdf

[16] Путин В.В. Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» №  400 от 2 июля 2021 г. / https://cdnimg.rg.ru/pril/article/212/57/79/0001202107030001.pdf

[17] Байгузин Р.Н., Подберёзкин А.И. Политика и стратегия. Оценка и прогноз развития стратегической обстановки и военной политики России. М.: Юстицинформ, 2021. 768 с. (сс. 261–407).

[18] Федеральный закон от 01.07.2021 № 263-ФЗ «О внесении изменений в статью 19¹ Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».

[19] https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=72267200 (дата обращения: 14.03.2021).

[20] https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=72321386 (дата обращения: 14.03.2022)

[21] В рамках VI Санкт-Петербургского международного форума труда состоится международная конференция «Миграционные процессы: особенности миграционной политики на современном этапе». Мероприятие состоится в Таврическом дворце –– штаб-квартире Межпарламентской Ассамблеи СНГ — 16 марта 2022 года. https://e-cis.info/news/565/98216/ (дата обращения: 14.03.2022).

[22] Организация включает 174 государств-членов и 8 государств со статусом наблюдателя

Более 400 представительств в мире. https://moscow.iom.int/ (дата обращения: 14.03.2022).

[23] Федеральные законы от 05.04.2021 № 58-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»,

от 05.04.2021 № 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 3541 Уголовного кодекса Российской Федерации», от 01.07.2021 № 280-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» и статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

[24] Федеральный закон принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 4 марта 2022 года.

от fs