автор: Боброва О.В.

(Скачать содержание)


Перспективы развития правовых механизмов противодействия подрыва государственности России

Опыт войн, веденных в последние годы, учит нас, что каждая война только обострила враждебность народов, увеличила тяжесть и невыносимость давления милитаризма и сделала политико-экономическое

положение Европы только еще печальнее и запутаннее».

Толстой Л. Н., Царство Божие внутри вас, или Христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание, 1893

Выступая 25 апреля на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации Президент отметил, что на первый план у Запада выходит задача расколоть российское общество и разрушить Россию, но это не получается, заявил президент России Владимир Путин.

«На наше удивление, дипломатические работники высокого ранга в Европе и США призывают своих украинских сателлитов использовать все их возможности, чтобы одержать победу на поле боя, такая странная дипломатия у наших партнеров в США и в Европе. Дипломаты к этому даже призывают. Но по мере осознания того, что это невозможно, на первый план выходит другая задача – расколоть российское общество, разрушить Россию изнутри. Но и здесь заминка – не получается»[1].

Президент обратил внимание на необходимость прокуроров более активно бороться и с экстремизмом. «Важно закрепить достигнутые на этом направлении положительные наработки, решительно пресекать любые действия, направленные на вмешательство во внутренние дела России извне, на дестабилизацию нашего общества, разжигание ксенофобии, воинствующего национализма, межконфессиональной вражды. И конечно, незамедлительно реагировать на факты распространения в Интернете радикальной идеологии, фейков, провоцирующих нарушения общественного порядка, подготовку незаконных акций. Они часто в основном организуются из-за границы, по-разному организуются: либо информация оттуда идёт, либо деньги»[2].

По мнению спикера Госдумы Вячеслава Володина «Если бы Россия вела полномасштабную войну, все давно закончилось бы. Примени мы привычную для США тактику ведения боевых действий — «утюжить» города ковровыми бомбардировками, оставляя после себя выжженную землю». Он также отметил, что именно так вели себя американские войска в Югославии, Ливии, Ираке, Сирии[3].

Проявляя политическую сплочённость 25 апреля в Госдуму внесён обобщенный законопроект о регулировании деятельности иностранных агентов.

Наша истинная страна — это страна

наших ценностей, а наше сознание — это голос её патриотизма.

Ричард Бах

Как сообщил Председатель Комиссии Василий Пискарев, в настоящее время разрозненные положения об иностранных агентах закреплены в нескольких федеральных законах.

Депутат подчеркнул: законопроект подготовлен для повышения эффективности регулирования института иностранных агентов и обеспечения безотлагательной реакции на противоправные действия недружественных стран по вмешательству во внутренние дела. «Им вводится понятие «иностранный агент», определяется, кто не может быть признан иноагентом, даются пояснения таким понятиям, как «иностранное влияние», «иностранные источники», «политическая деятельность», — уточнил Василий Пискарев.

Законопроект также предусматривает ведение единого реестра, определяет порядок как включения, так и исключения из него.

Документом вводится запрет для иноагентов оказывать влияние на детей в РФ «в какой бы то ни было форме». Иноагенты не смогут вести преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность в отношении несовершеннолетних, а также производить информационную продукцию для детей и подростков, подчеркнул Председатель Комиссии.

Помимо этого, иностранные агенты не смогут инвестировать в хозяйственные общества, «имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Виды таких предприятий определены в соответствующем законе[4].

В частности, речь идет о компаниях, производящих вооружения и военную технику, работающих в сфере авиации и космонавтики, а также в области разведки и добычи полезных ископаемых. Законопроект также запрещает иноагентам получать государственную финансовую поддержку.

Порядок взаимодействия Роскомнадзора с иностранными агентами и порядок ограничения и возобновления доступа к соответствующему информационному ресурсу устанавливаются правительством РФ, отмечается в законопроекте.

Также, согласно документу, за нарушение российского законодательства об иноагентах Минюст РФ вправе направить в Роскомнадзор запрос “об ограничении доступа к информационному ресурсу иностранного агента”.

Лица, признанные иностранными агентами, могут быть исключены из реестра иноагентов, если в течение года до подачи соответствующего заявления не получали материальную или иную помощь от иностранных источников, отмечается в законопроекте.

“Основаниями для исключения иностранного агента из реестра является <…> решение уполномоченного органа, принятое в случае, если по результатам внеплановой проверки <…> установлено, что иностранный агент в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления об исключении этого агента из реестра, не получал денежные средства и иное имущество от иностранных источников, организационно-методическую, научно-техническую помощь, помощь в иных формах и (или) не осуществлял деятельность [иностранное финансирование которой является основанием для признания лица иноагентом]”, – отмечается в документе.

Факт отсутствия помощи из-за рубежа установит Минюст в ходе внеплановой проверки[5].

Законопроект определяет категории лиц, которые не могут быть иностранными агентами. К таковым, в частности относятся: органы публичной власти, религиозные организации и политические партии[6].

Одновременно в Госдуме намерены расширить реестр иноагентов до их родственников.

По мнению первого зампреда комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, как одного из авторов законопроекта Андрея Лугового необходимость принятиязакона вызвана актуализацией и консолидацией всех норм об иноагентах в связи с большим и растущим вниманием к этому институту недружественных к России стран, которые хотят влиять на наших граждан и политику государства», — пояснил парламентарий.

Он напомнил, что до сих пор поправки об иноагентах вносились в целый ряд законов: об НКО, об общественных объединениях, о СМИ и других. Теперь регулировать все эти нормы будет один закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

«Аффилированные лица включены в новый законопроект, чтобы ситуация с иностранными агентами была прозрачнее. Ведь очень часто те или иные иноагенты, получающие поддержку из-за рубежа, прибегали к помощи посредников, которые также осуществляли финансирование политической деятельности. Нам хотелось сделать понятным, кто связан с этим лицом», — добавил Луговой[7].

В законопроекте будет сформулирован сформулированы понятийный «иностранного агента» и «иностранного влияния». с позиции разработчиков закона, под иностранным влиянием следует рассматривать предоставление поддержки лицу иностранным государством, его органами власти или международными организациями, оказание воздействия на него, в том числе с помощью принуждения, убеждения и т.д. указано в тексте законопроекта.

По мнению Андрея Лугового такая формулировка предложена к первому чтению, а ко второму ее раскроют более подробно.

Поддержка иностранного источника — это получение иностранного финансирования, организационно-методической, научно-технической и другой помощи, говорится в законопроекте. Согласно документу, признать иноагентом могут лицо, которое не получало иностранного финансирования, но на которое было оказано «воздействие» иностранного источника. Сейчас такая норма уже есть в законодательстве: она применяется только к физлицам, но не к физлицам, которые признаны СМИ-иноагентами. В документе ее предлагается распространить на все категории иноагентов.

Предлагается также расширить возможность признания иностранным агентом на коммерческие организации.

Минюст по новым правилам получит возможность через Роскомнадзор блокировать сайты иноагентов в случае нарушения закона, в том числе из-за отсутствия маркировки. При включении в реестр ведомство теперь должно будет сообщать, на каком основании то или иное лицо было признано иноагентом «с указанием конкретных норм» закона.

Также в законе появится единый порядок исключения из реестра. В частности, иноагент может быть исключен оттуда по итогам внеплановой проверки Минюста. Проверка должна показать отсутствие иностранного финансирования и политической деятельности[8].

В новом законопроекте об иностранных агентах предлагается признавать таковыми тех, кто не получает иностранного финансирования, а также коммерческие компании, если их деятельность будет признана политической[9].

Отечество, правосудие, государство — основа основ нации.

Морис Дрюон, из книги «Проклятые короли 7: Когда король губит Францию»

Напомним, что ранее Министерство юстиции России внесло в список физлиц-иноагентов соратника Алексея Навального Леонида Волкова, а также оппозиционера Владимира Кара-Мурзу, следует из перечня на сайте ведомства.

Кроме того, в реестр СМИ-иноагентов включили бывшего главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова, журналистов Александра Невзорова и Сергея Пархоменко, авторов «Радио Свобода» (включено в Реестр СМИ-иноагентов) Артура Асафьева, Екатерину Лушникову и Владимира Воронова, ЛГБТ-активиста Ярослава Сироткина, а также социолога Виктора Вахштайна[10].

Так по состоянию на 25.04.2022 года в Списке физических лиц, выполняющих функции иностранного агента[11] Минюстом внесено 4 лица[12], а в Реестре незарегистрированных общественных организаций внесено 7 организаций[13], в Реестре же НКО, выполняющих функции иностранного агента внесено 77 организаций, в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента внесено 150 лиц[14].

Обратим внимание, и это очевидно, что активно пополнять реестр СМИ-иноагентов Минюст начал в июле 2021 года, туда также включаются физические лица.

Напомним, что ведение Реестра незарегистрированных общественных организаций, осуществляется в соответствии с Приказом Минюста России от 01.06.2021 № 92 «Об утверждении порядка ведения реестра незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, порядка и сроков уведомления общественным объединением, функционирующим без приобретения прав юридического лица, о получении (намерении получать) денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников и об участии (намерении участвовать) в политической деятельности на территории Российской Федерации и форм документов, представляемых общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента»[15].

В свою очередь, ранее, Минюст представил президенту РФ Владимиру Путину предложения, касающиеся деятельности иноагентов. Так, замминистра юстиции Олег Свириденко говорил, что ведомство предлагает полностью обнулять решения о признании физлица иноагентом в упрощенном порядке при ошибочном внесении в реестр. Также инициативы касаются вопросов маркировки – предлагается маркировать только те материалы, которые связаны с профессиональной деятельностью иноагентов или деятельностью, послужившей основанием для включения их в соответствующий в реестр[16].

На наш взгляд ведение одного Реестра вместо четырёх – абсолютная правовая и публичная необходимость. Более того, объединение информации из реестров даст полную картину в отношении лиц инагентов.

Несомненно, что преодоление различий в правовом регулировании деятельности инагентов (в полной мере, либо части отдельных законов) будет способствовать выработке, создании и укреплении государственной политики и общественных институтов при оценке деятельности таких организаций и физических лиц.

Законодателю предстоит систематизировать общеправовые и организационные вопросы по контролю и надзору за деятельностью соответствующих НКО и физических лиц.

Это повлечёт в том числе выработки единообразного применения мер судебного принуждения.

Учитывая предыдущий опыт принятия законодательных актов, регулирующий деятельность данных лиц, а также принимаемые попытки манипуляции общественным сознанием, подогреваемым прозападными «союзниками» закон будут подвергнут нормоконтролю со стороны Конституционного Суда России.

Обратим внимание, что решения в отношении лиц, признанных иностранными агентами практически в подавляющем большинстве, проходят судебный контроля. Из числа таких в числе последних, рассмотренных Верховным Судом российской Федерации является дело в отношении Международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» (далее также – Организация, Мемориал).

Генеральный прокурор Российской Федерации 9 ноября 2021 г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Организации в соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях) в связи с нарушением общественным объединением прав и свобод человека и гражданина, неоднократными и грубыми нарушениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Так, по итогам проверки, проведенной в сентябре 2016 г. Министерством юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России) по требованию Генеральной прокуратуры Российской Федерации, выявлено, что Организация в период 2013 – 2016 гг. при наличии иностранного финансирования участвовала в политической деятельности на территории Российской Федерации в форме распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике, а также путем формирования общественно-политических взглядов и убеждений в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, на решения и действия государственных органов. При этом вопреки требованиям пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) Мемориал с заявлением о включении его в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не обращался. Распоряжением Минюста России от 4 октября 2016 г. № 1355-р административный ответчик включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента; вступившим в законную силу решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16 декабря 2016 г. Мемориалу отказано в удовлетворении требования о признании данного распоряжения незаконным.

Между тем в дальнейшем Организация в нарушение пункта 1 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях неоднократно распространяла, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, материалы без указания на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, то есть материалы не имели соответствующей маркировки, вследствие чего Мемориал и его должностное лицо неоднократно привлекались к административной ответственности по части 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ).

Вступившим в законную силу постановлением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 7 декабря 2016 г. Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ (осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).

Мемориал, считая распоряжение Минюста России от 4 октября 2016 г. № 1335-р о включении Организации в Реестр незаконным, обжаловал его в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, который решением от 16 декабря 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14 августа 2017 г., отказал в удовлетворении данного требования.

Кроме того, 10 сентября 2020 г. Тверской межрайонной прокуратурой г. Москвы возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.34 КоАП РФ, в отношении Организации и председателя ее Правления Рачинского Я.З. в связи с распространением на 33-й Московской международной книжной ярмарке материалов, доступных неограниченному кругу лиц, без соответствующей маркировки. Постановлениями судей Тверского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2020 г. и от 18 декабря 2020 г., оставленными без изменения решениями судей Московского городского суда от 12 марта 2021 г. и от 9 июля 2021 г., Мемориал и Рачинский Я.З. были признаны виновными в совершении указанного административного правонарушения, им назначено наказание в виде штрафа в размере 500 тыс. руб. и 300 тыс. руб. соответственно.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. административное исковое заявление Генерального прокурора Российской Федерации удовлетворено, Организация, ее региональные отделения и иные структурные подразделения ликвидированы.

Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 28 февраля 2022 г. № АПЛ22-55 указанное решение оставлено без изменения.

Отметим, что, в соответствии со ст. 1 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» выполняя координирующую роль органы прокуратуры активно противодействуют внутренним вмешательствам со стороны инагентов.

  1. https://ria.ru/20220425/zapad-1785307462.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 25.04.2022).
  2. http://kremlin.ru/events/president/news/68274 (дата обращения: 25.04.2022).
  3. https://www.gazeta.ru/army/news/2022/04/25/17631074.shtml?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 25.04.2022).
  4. http://duma.gov.ru/news/54145/ (дата обращения: 25.05.2022).
  5. https://tass.ru/obschestvo/14466975?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (дата обращения: 25.04.2022).
  6. https://sozd.duma.gov.ru/bill/113045-8 (дата обращения: 25.04.2022)
  7. https://iz.ru/1325669/2022-04-25/v-gosdume-namereny-rasshirit-reestr-inoagentov-do-ikh-rodstvennikov?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (дата обращения: 25.04.2022).
  8. https://www.vedomosti.ru/society/news/2022/04/25/919547-gosdume-inoagentami-inostrannogo-finansirovaniya (дата обращения: 25.04.2022).
  9. Авторами законопроекта выступили группа депутатов Госдумы во главе с Пискаревым, а также сенаторы Елена Афанасьева, Владимир Джабаров и Андрей Климов.
  10. https://www.rbc.ru/politics/22/04/2022/6262eefe9a7947266f1108f6?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 25.04.2022).
  11. Данный список формируется в соответствии с Приказом Министерства юстиции РФ от 28 июня 2021 г. № 106 «Об утверждении документов, предусмотренных статьей 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» Приложение № 3. Порядок ведения и размещения в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
  12. https://minjust.gov.ru/ru/activity/directions/942/spisok-lic-vypolnyayushih-funkcii-inostrannogo-agenta/?hash=cfa8947a-b36e-447a-aca0-dcf06a53cf4d (дата обращения: 25.04.2022).
  13. https://minjust.gov.ru/ru/pages/reestr-nezaregistrirovannyh-obshestvennyh-obedinenij-vypolnyayushih-funkcii-inostrannogo-agenta/ (дата обращения: 25.04.2022).
  14. https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/ (дата обращения: 25.04.2022).
  15. Зарегистрировано в Минюсте России 03.06.2021 № 63787
  16. https://tass.ru/obschestvo/14447601?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 25.04.2022).

от fs