(СКАЧАТЬ СТАТЬЮ)


О.В. Боброва[1]

Некоторые правовые и политические средства

преодоления кризисных явлений и механизмы

по защите суверенитета страны

Мы многонациональный народ Российской Федерации[2],

объединенный общей судьбой на своей земле» — это первые строчки основного закона России, Конституции, и каждое слово

наполнено глубоким смыслом и имеет огромное значение»[3].

Владимир Путин

В последние годы всё актуальнее и привлекательнее в общественном сознании части правящей элиты страны возникают идеи возрождения в том или ином виде Российской империи и политической системы, основанной на авторитаризме. Признаётся, например, что создание СНГ было шагом назад, а не вперёд в развитии России, актуализируются разные исторические аналогии – от Ивана III до «царя-кесаря» – императора Петра I.[4]

На фоне дипломатического кризиса последних недель и с начала специальной операции на Украине наши политики, поддерживая курс Президента, не стесняются в оценке действий США и примкнувшим к ним странам.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил об истерике у американских сенаторов и президента США Джо Байдена. Об этом он написал в своем Telegram-канале.

По его словам, этому есть ряд причин, среди которых — потери в экономике и рост цен на энергоносители в США и Европе. Также Вашингтон столкнулся с тем, что введенные против России санкции не сработали, российское общество сплотилось вокруг президента Владимира Путина, а Украина вышла из-под контроля.

Когда лидер государства принимает ответственные решения,

особенно с целью принятия силовых мер принуждения в вопросах защиты незыблености национальных, территориальных интересов,

ему нужна поддержка его народа.

Иначе государственные механизмы

будут в противостоянии с собственном народом.

О. Боброва

Отметим, что согласно последнему социальному опросу, проведённого всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), с 7 по 13 марта., уровень доверия россиян президенту Владимиру Путину за неделю возрос на 2,2 процента, достигнув 79,6 процента.

Положительную оценку работе премьер-министра и правительства дали 50,7 процента (на 2,7 процента больше, чем на прошлой неделе) и 52 процента (плюс 2,3 процента) опрошенных соответственно. Премьер-министру Михаилу Мишустину доверяют 62 процента россиян (на 2,7 процента больше). Уровень поддержки партии «Единая Россия» достиг 40 процентов[5].

Ранее Володин обвинил Байдена, американских сенаторов и конгрессменов в нацификации и милитаризации Украины. Политик подчеркнул, что все они должны быть привлечены к суду за преступления против человечества. По его словам, к Байдену начинает приходить понимание, что за происходящее на Украине придется отвечать именно ему. Весь мир был свидетелем того, что президент России Владимир Путин пытался убедить Вашингтон в необходимости поиска решения по проблемам безопасности, но США не пошли на диалог, объяснил депутат[6].

21 марта Спикер Госдумы Володин призвал Конгресс США объявить импичмент президенту Байдену.

«Конгресс США должен покончить с двойными стандартами и призвать к ответу Президента США Байдена. Если США — правовое государство, других решений быть не может. Вина за кровь мирных граждан, пролитую неонацистами «Азова», ложится на Президента США. А это вопрос Гаагского трибунала», — заключил парламентарий[7].

Глава «Роскомоса» Дмитрий Рогозин в ответ на обвинения президента США Джо Байдена в адрес российского лидера Владимира Путина напомнил о событиях 1999 года.

К записи Рогозин прикрепил архивную видеозапись, на которой Байден признается, что именно он предложил бомбить Белград в 1999 году и призвал отправить пилотов Военно-воздушных сил США на уничтожение мостов на Дунае.

16 марта Байден, отвечая на вопрос корреспондента Fox News, заявил, что считает Путина «военным преступником».

В Москве считают недопустимой и непростительной риторику главы государства, от бомб которого погибли сотни тысяч людей[8].

Госдума 22 марта возбудила парламентское расследование деятельности биолабораторий на Украине

Также депутаты обратились в Совет Федерации с предложением об организации парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с созданием американскими специалистами биолабороторий на Украине.

«В ходе проведения Вооруженными Силами РФ специальной военной операции вскрыты факты экстренной зачистки украинским режимом следов реализуемой на Украине военно-биологической программы, финансируемой Министерством обороны США, в том числе документов о разработке особо опасных патогенов возбудителей чумы, сибирской язвы, туляремии, холеры и других опасных и заразных смертельных болезней», — говорилось, в частности, в тексте обращения о возбуждении расследования.

Депутаты также отметили, что украинские власти данные факты пытаются скрыть, что требует публичной и общей правовой оценки[9].

Одновременно в Госдуму внесён проект о признании участников спецоперации на Украине ветеранами боевых действий.

Они получат доступ к системе социальной защиты, которой уже пользуются ветераны других военных операций.

Законопроект предлагает установить статус ветерана боевых действий и инвалида боевых действий для лиц, выполняющих задачи в ходе специальной военной операции на территории Украины, а также Донецкой и Луганской народных республик с 24 февраля 2022 года[10].

Говоря об идеологической политике, мы прежде всего должны (все политические и иные институты гражданского общества) позаботиться и сберечь нашу молодежь от прозападных взглядов, навязываемых многие годы с тем, чтобы сохранить культурные и духовные ценности России.

Если Вы хоть раз обманете доверие своих сограждан, может случиться, что Вы навсегда потеряете их уважение.

Авраам Линкольн

В условиях санкционной политики по отношению к России по поручению Генпрокурора России Игоря Краснова, в целях обеспечения интересов добросовестных предпринимателей и работников организаций, чьи руководители заявили о приостановке деятельности на территории РФ, прокурорами усилен надзор за соблюдением такими компаниями действующего законодательства.

Игорь Краснов отдельно указал на недопустимость одностороннего отказа от своих обязательств организациями, заявившими о приостановлении деятельности на территории РФ. Прокурорами подобные факты будут жестко пресекаться.

Внимание прокурорского корпуса акцентировано на недопустимость злоупотреблений, связанных с ограничением поставок продукции узкого товарного сегмента. Каждому факту прекращения деятельности будет дана правовая оценка на наличие признаков фиктивного и (или) преднамеренного банкротства, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации[11].

Кризисные условия в экономики (включая банковский сектор) за истекший период 2021 года потребовали контракции мер прокурорского реагирования в различных сферах экономики, в том числе с заданным курсом Президентом страны на защиту прав субъектов предпринимательской дельности. В этом отношении в общем объеме выявлено нарушений правовых актов в рассматриваемой сфере очевидно показывают, что в 2021 г. выявлено 991 951 нарушение закона, превысив показатели аналогичного предшествующего 2020 года – 977 711.

В принимаемых средствах сдерживания стагнации экономики исходя из официального заявления, 19 марта Правительство выделило ещё более 14 млрд рублей на программу льготного кредитования малого и среднего бизнеса[12]

Решение, по мнению кабинета, позволит расширить доступ предпринимателей к льготным кредитам – по ставке до 15% годовых для микро- и малого бизнеса, по ставке 13,5% – для средних предприятий. Учитывая повышение ключевой ставки Банка России, такие займы будут востребованы.

Программа льготного кредитования МСП – часть национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В ней участвуют компании из самых разных отраслей экономики. Также возможностями программы пользуются индивидуальные предприниматели и самозанятые.

Ещё одно подписанное распоряжение Правительства увеличит на 9 млрд капитализацию Корпорации МСП, которая предоставляет малому и среднему бизнесу беззалоговые кредиты под своё поручительство. Эти деньги пойдут на предоставление гарантий для выдачи займов.

Одновременно, правительство внесло в Госдуму законопроект, который упрощает и переводит в электронный вид процедуру подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС для экспортёров. Предлагаемые изменения по мнению авторов законопроекта направлены на дальнейшее снижение административной нагрузки на бизнес[13].

Павел Крашенинников 22 марта внес законопроект по поддержке российского бизнеса в период действия антироссийских санкций.

С принятием внесенного законопроекта будут стабилизированы правоотношения с участием потребителей и оказана поддержка российскому бизнесу в период действия санкций, введенных против Российской Федерации.

«Должно уменьшиться количество спорных и неразрешимых ситуаций, в том числе связанных с возможностью банкротства российских предпринимателей», — пояснил Павел Крашенинников.

Положениями проекта закона предлагается закрепить правовые последствия в случае недружественных действий, из‑за которых ранее заключенные обязательства исполнить невозможно. Так, в случае если исполнение обязательства становится «окончательно невозможным», то такое обязательство прекращается полностью либо в той части, в которой не может быть исполнено[14].

Несмотря на предпринимаемые законодательные и иные средства поддержки экономики, за истекший 2021 год под воздействием внешних усилий ряда стран и борьбы с внутренними угрозами и их последствиями федеральная национальная «копилка» закрыта с профицитом в 515 млрд руб.[15].

Поддержание максимального числа боевых сил соответствует интересам стороны, обладающей в данный момент большим игровым пространством.

Александр Александрович Алехин (1892–1946) — русский шахматист

В условиях международной нестабильности от оборонно-промышленного комплекса потребовалось принятия адекватных мер. Рост надзорной деятельности органов прокуратуры по исполнению законодательства в сфере ОПК очевиден по статистическим данным. В результате принятых мер в 2021 г. в этой сфере выявлено 60 630 нарушений закона (в 2020 г. – 51 248, в 2019 г. – 44 020). Одновременно с увеличением внесённых актов прокурорского реагирования, том числе по обращению в суды[16] возросло материалов, направленных в органы предварительного расследования в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК следствием этого стало возбуждение уголовного преследование на 10,9% (551).

Обратим внимание, что перечень полномочий прокурора по инициированию исков в суд был расширен с принятием Федерального закона от 01.07.2021 № 282-ФЗ, где поименованы новые категории в частности: прокурор наделён правовом обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением требований законодательства в сфере государственного оборонного заказа в том числе государственными заказчиками государственного оборонного заказа, головными исполнителями поставок продукции по государственному оборонному заказу и исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу, не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящей части, и о применении последствий недействительности таких сделок;

с иском о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в том числе заказчиками, поставщиками (подрядчиками, исполнителями), субподрядчиками, соисполнителями, участвующими в обеспечении государственных и муниципальных нужд, не указанными в абзацах третьем и четвертом данной нормы, и о применении последствий недействительности таких сделок;

с иском о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, а также законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Анализ деятельности органов прокуратуры показали, что актуальными остаются вопросы соблюдения законодательства о ценообразовании на продукцию военного назначения. Принятия мер об импортозамещении с целью производства средств ОПК, о диверсификации ОПК, об исполнении ГОЗ. Судебная практика свидетельствует, что распространены нарушения закона в сфере регистрации результатов интеллектуальной деятельности при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного, специального и двойного назначения, финансовой дисциплины при выполнении работ, наличием поставки контрафактных изделий и деталей на оборонные предприятия, составляющих сформированный механизм выполнения ГОЗ фирм-однодневок.

Отметим, что, реализованный Министерством обороны Российской Федерации проект создания единой информационной системы расчетов по государственному оборонному заказу стала первым в стране инструментом постоянного автоматизированного мониторинга и контроля использования бюджетных средств. В результате уровень выполнения заданий ГОЗ, несмотря на международные экономические санкции и проблемы в сфере импортозамещения, составил: по закупкам – 99,4%, по ремонту и модернизации – 99,7% .

События последних недель показали эффективность и слаженность работы наших вооруженных сил на Украине и применения новейших средств вооружения в чём, несомненно, надо отметить, заслугу организации национального ОПК.

 

«Все страны, которые оказались в положении ограниченного

суверенитета, с правительствами, находящимися

под влиянием иностранных сил, со стремительной

быстротой становились нищими. До такой степени,

которая исключает надежду на более праведные

и гуманные социальные отношения»

Слободан Милошевич югославский и сербский политик, президент Югославии (1997-2000), президент Сербии (1991-1997), председатель Президиума … 1941 – 2006

Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя (статья 4, часть 1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, является ее многонациональный народ (статья 3, часть 1), который, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию Российской Федерации (преамбула).

Суверенитет, предполагающий, по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно – правовой статус.

Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации связывает суверенитет Российской Федерации, ее конституционно – правовой статус и полномочия, а также конституционно – правовой статус и полномочия республик, находящихся в составе Российской Федерации, не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа – носителя и единственного источника власти в Российской Федерации, который, реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, конституировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройстве .

Обычно считается, что современная концепция суверенитета восходит к ее официальному освящению Вестфальским договором 1648 г. (см. Вестфальский мир). Именно тогда были официально утверждены принцип территориального разграничения государственной власти и принцип невмешательства. Вестфальский суверенитет можно рассматривать как новацию в двух отношениях: светская власть над определенной территорией признавалась верховной и независимой от религиозной; в сферу суверенной юрисдикции больше не допускалось внешнее вмешательство, ни религиозное, ни светское.

Первые стройные концепции государственного суверенитета обычно связывают с именем такого мыслителя как Жан Боден (1530–1596) и его главной работой «Шесть книг о государстве», опубликованной в 1576 году. Представление Ж. Бодена о суверенитете отличается от средневековой концепции, прежде всего, тем, что оно отделяет суверенитет от личности суверена; суверенитет стал реальной функцией, которую можно присвоить любому человеку или учреждению. Во-вторых, суверенная власть Ж. Бодена по определению не может быть предметом каких-либо правил или ограничений; суверенитет составляет абсолютную и постоянную власть. Наконец, суверен является источником закона и не подчиняется своим собственным законам, хотя, в своей деятельности связан законами Бога и природы.

Томас Гоббс (1588-1679), освободив учение о государстве и суверенитете от религиозного содержания, отстаивал теорию их договорного происхождения. Он модифицировал концепцию Ж. Бодена, доведя трактовку абсолютного суверенитета до апогея. Т. Гоббс рассматривает суверенитет как высшую и абсолютную власть, которой подчинены все другие, но которая сама не подлежит никакому контролю. Установленная волей граждан, она не может быть уничтожена по их произволу. Актом договора они связали себя обязанностью подчинения, от которой не могут отступиться. При этом суверен, будучи сам подданным Бога, должен соблюдать естественные законы и обеспечивать безопасность народа.

Джон Локк (1632–1704) впервые отдает приоритет закону, которому должны подчиняться все, включая монарха. Он утверждает, что «выше всех стоит закон, из подчинения которому никто, даже монарх не может быть изъят, а верховная власть принадлежит большинству, то есть народу». Согласно Д. Локку, крайне важно установить строгие ограничения власти суверена и обеспечить разделение властей, а также конституционный контроль над ними.

Согласно учению Жан-Жака Руссо (1712–1778), общественный договор дает государству неограниченную власть над всеми его членами, участниками соглашения. Эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. По мнению Ж. Руссо, государство может располагать внутренним суверенитетом, не обладая внешним, так как внутри страны суверенитет зависит только от односторонней воли государства и поэтому абсолютен, а вовне он является результатом межгосударственного общения и, следовательно, всегда относителен и ограничен.

В XIX веке основной акцент в дебатах переносится с внутреннего суверенитета на внешний, касающийся независимости суверенных государств за пределами их национальных границ и равенства прав во взаимоотношениях. Вскоре внешний и внутренний суверенитет стали рассматриваться как две стороны одной медали. Для того чтобы государственная власть оставались верховной внутри страны, она должны быть независимой извне.

Конфликты между суверенными государствами вызывали необходимость разработки международно-правовых норм, регулирующих их взаимоотношения. В отсутствие глобальной верховной власти государства могли нести ответственность друг перед другом только в соответствии с свободно подтвержденными взаимными обязательствами. И единственный способ обеспечить соблюдение этих обязательств — это установить международно-правовые гарантии взаимного уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.

Начиная с XIX века и, в частности, с Венского конгресса (1814–1815) международное право признается в качестве права, обеспечивающего международное сосуществование суверенных государств; оно охватывает все области, относящиеся к организации внешнего суверенитета, от урегулирования границ до разрешения споров между государствами. Оно также защищает внутренний суверенитет, запрещая вмешательство в дела других суверенных государств и гарантируя иммунитет от органов власти других государств. Необходимость в таком законе сосуществования дало толчок к проведения кодификацию международного права во второй половине XIX века и созданию первых международных организаций, посредством которых государства могли организовывать свои отношения более эффективно, чем на двусторонней основе.

Конституционное законодательство в разные периоды становления современной России претерпевало весьма достаточные изменения.

Так, Конституция Союза Советских Социалистических Республик от 1924-го года содержала концепцию делимости суверенитета. В соответствии с пунктом 3 Конституции СССР суверенитет союзных республик ограничивается исключительно в пределах, определенных Конституцией СССР, и только по предметам, которые входят в компетенцию Союза. Вне данных границ каждое союзное государство реализовало свою госвласть самостоятельно. СССР защищало суверенные права союзных республик. В качестве гарантий суверенитета союзной республики выступали: право на свободный выход из Союза; право на внесение изменений в собственные конституции; запрещалось изменять территории союзной республики без ее одобрения. Конституции РСФСР от 1925-го, 1937-го, 1978-го годов, устанавливая гарантии суверенитета РСФСР, не указывали суверенитет автономных образований, которые входили в ее состав. Автономные образования, являющиеся членами РСФСР, как правило, относят к 2-м формам автономии: политическая (автономная республика – национально-государственное образование); административная (автономная область и национальные, впоследствии – автономные округа). У автономной республики была собственная конституция, учитывающая особенности автономной республики и полностью построенная, согласно Конституции РСФСР и Конституции СССР.

12 июня 1990-го года на I Съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. В Декларации РСФСР была провозглашена суверенным государством, которое создано исторически объединившимися в нем народами.

Согласно Декларации о государственном суверенитете РСФСР и пункту 15 статьи 109 Конституции (из Основного Закона) РСФСР (о ратификации и денонсации международных договоров) 12 декабря 1991-го года Верховным Советом РСФСР было принято постановление под названием «О денонсации Договора об образовании CCCP». В условиях существования экономического и политического кризиса, а также нарастания сепаратизма автономные республики и 4 автономные области в 1990-1991-м годах в одностороннем порядке провозгласили себя суверенными государствами в составе России. На IV Съезде народных депутатов Российской Федерации было признано необходимым повысить правовой статус абсолютно всех автономных республик. Конституция РСФСР от 1978-го года претерпела терминологическое изменение текста путем исключения слова «автономия». 31 марта 1992-го года был принят Федеративный договор по поводу разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами госвласти России и органами власти суверенных республик, входящих в состав России. Так, понятие «суверенные» по отношению к республикам подтвердили в значимом источнике конституционного права. В процессе принятия данного решения существовали политические доводы и рассуждения. С позиции теории и права оно считалось несостоятельным. Причем у большей доли республик не было экономической основы суверенитета, социальные нужды населения данных субъектов удовлетворялись и удовлетворяются благодаря дотациям, поступающим из федерального бюджета.

На современном этапе, развивая конституционные принципы о суверенитете России и государственном устройстве законодатель принял Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Согласно данному правовому решению в силу его статьи 2 одним из наиболее значимых принципов деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти кроме поименованных в данной норме являются: государственная и территориальная целостность Российской Федерации; распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию.

Важным является закрепление верховенство национального законодательства , которое ранее имело в разъяснениях (постановлениях) Конституционного Суда России , а именно в стать 3 Закона однозначно (без каких либо иных истолкований) закреплено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации по их содержанию противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Законодателем предпринимаются меры для защиты национальных интересов в том числе в информационном пространстве.

Хочу отметить, что Конституцию надо рассматривать как публичный договор плебисцита с властью об основных гарантиях прав и государственном устройстве.

 

Каждая нация является государством,

и только одно государство есть у всей нации.

Джузеппе Мадзини (1805–1872) — итальянский политик

Так, для нейтрализации вмешательства иностранных государств во внутренние дела России и продвижения антироссийских (русофобских) настроений введены ограничения иностранного участия в работе российских средств массовой информации.

Так, Роскомнадзор внес Instagram в реестр ресурсов с ограниченным доступом на территории России.

Основанием для этого стало решение Генеральной прокуратуры от 11 марта 2022г.

После этого надзорное ведомство обратилось в суд с требованием признать Meta экстремистской организацией и запретить ее деятельность в России

Так, компания Meta Platforms после начала специальной военной операции на Украине временно сняла в соцсетях Facebook и Instagram запрет на призывы к насилию против российских военных.

Подобные действия руководства компании не только формируют представление о допустимости террористической деятельности, но и направлены на разжигание ненависти и вражды к гражданам Российской Федерации.

Вследствие принятых правовым механизмов в России официально запретили деятельность американской компании Meta (владеет Facebook, Instagram, WhatsApp) в России в связи с признанием организации экстремистской на территории России и ее деятельностью соответствующего характера. Соответствующее решение 21 марта, принял Тверской суд Москвы.

В ходе судебного процесса представитель Роскомнадзора подчеркнул, что на платформах Meta постоянно фиксировались призывы к насилию в отношении россиян. Представитель ФСБ России обратился с ходатайством исполнить решение немедленно, до вступления его в законную силу .

В связи с наличием признаков преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 205.2 УК РФ (пропаганда терроризма) и пунктом «а» части 2 статьи 282 УК РФ (возбуждение ненависти и вражды с угрозой применения насилия) Генеральной прокуратурой Российской Федерации в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ в Следственный комитет Российской Федерации направлены материалы для решения вопроса об уголовном преследовании.

В Главном следственном управлении СК России возбуждено уголовное дело в связи с незаконными призывами к убийствам и насилию в отношении граждан Российской Федерации со стороны сотрудников американской компании Meta, владеющей социальными сетями Facebook и Instagram.

Пресс-секретарь компании Энди Стоун в социальной сети сообщил о временном снятии компанией Meta на своих платформах запрета на призывы к насилию в отношении российских военных, назвав это формой  политического самовыражения.

Указанные действия содержат признаки преступлений, предусмотренных ст.ст.280, 205.1 УК РФ – (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; содействие террористической деятельности).

В рамках уголовного дела проводятся необходимые следственные мероприятия, направленные на дачу правовой оценки действиям Энди Стоуна и других сотрудников американской корпорации.

Напомним, что в 2021 году был принят целый комплекс поправок в законодательство об иноагентах. В частности, один из законов предусматривает возможность признания иностранными агентами физических лиц, определяет их статус и ответственность. По аналогии с правовым регулированием деятельности НКО, выполняющих функции иноагента, устанавливается уведомительный порядок учета общественных объединений, функционирующих на территории РФ без госрегистрации и получающих иностранное финансирование в целях участия в политической деятельности. Разъясняющий материал вы найдете по ссылке.

Кроме того, была введена уголовная ответственность за злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр НКО-иноагентов, поправки в КоАП и целый ряд других законов.

Например, физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций .

Продолжая приверженность внешне государственному курсу, Генеральная прокуратура Российской Федерации 14 марта 2022 г. заключила соглашения о сотрудничестве с Генеральными прокуратурами Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.

Согласно документам, приоритетными направлениями взаимодействия определены защита прав и свобод человека, противодействие наиболее опасным видам преступлений, в том числе терроризму, экстремизму, незаконной миграции, киберпреступности, коррупции, легализации преступных доходов.

Особое внимание будет уделено защите несовершеннолетних и социально уязвимых категорий граждан.

Соглашением также предусмотрены такие формы сотрудничества, как обмен опытом, информацией и документами.

В 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», призванный для импликации новых электронных продуктов и услуг. В ходе программирования и планирования приняты стратегии цифровой трансформации значимых отраслей экономики.

На международном уровне в целях сохранения межгосударственного баланса интересов различных субъектов МО Россией инициировано принятие ряда документов в сфере национальной безопасности, в том числе сохранения исторической памяти на фоне активных публичных попыток рядом стран, таких как Украина, пересмотра итогов Второй мировой войны. В рамках Содружества Независимых Государств, отметившего 30-летний юбилей, также заключены межправительственные соглашения и иные документы, в том числе в сфере укрепления роли международного права. В 2021 г. завершился процесс оформления полноправного членства нашей страны в Международной организации по миграции , что должно было способствовать публичного продвижения российской идеологии и принципов на международной арене. Повышению эффективности защиты национальных государственных интересов должна способствовать реализация Генеральной прокуратурой Российской Федерации переданной ей в 2021 г. полномочий от имени государства по представительству интересов в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).

Несмотря на правовые и дипломатические меры Россия оказалась под гнётом санкционных мер. 14 марта Евросоюз утвердил уже четвертый пакет экономических и персональных санкций против России .

Именно потребность защиты суверенитета страны и государственности потребовали от Президента и законодателей принятия ряда, кроме военных, правовых мер. Среди последних, отметим ряд пакетов таких правовых решений, принятых в срочном (безотлагательном порядке) как:

– До конца 2022 года действует мораторий на плановые проверки индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий.  Это правило не распространяется на случаи, когда существуют риски для жизни и здоровья граждан (например, в области использования атомной энергии, обеспечения радиационной безопасности, защиты государственной тайны и т. д.);

– Представители бизнеса по решению Правительства смогут осуществлять свою деятельность без лицензии, прохождения оценки по бессрочным лицензиям и квалификационных экзаменов;

– Аккредитованные в РФ IT-компании освободят от уплаты налога на прибыль и плановых проверок до конца 2024 года. Сотрудники IT-компаний смогут оформить льготную ипотеку и получить отсрочку от армии;

– По соглашению сторон допускается изменение существенных условий контрактов в сфере государственных и муниципальных закупок. Речь идет о контрактах, заключенных до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от его сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения;

– Организациям, зарегистрированным за пределами свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе, для получения статуса участника достаточно будет иметь на полуострове филиал или представительство. Инвестиционные проекты компании или предприятия, претендующего на этот статус, обязательно должны быть связаны с Крымом и Севастополем;

– Предусматривается возобновление механизма специальных инвестиционных контрактов формата 1.0 (СПИК 1.0), а также возможность пересмотра условий действующих контрактов, включая продление их срока с 10 до 12 лет. Продлить сроки этих контрактов инвесторы смогут, если ограничительные меры со стороны зарубежных партнеров повлияли на реализацию инвестиционных проектов и другие меры

 

Продолжение следует…

[1] Кандидат юридических наук.

[2] В состав России Крым вернулся по итогам правового механизма запущенного в виде референдума в 2014 году. Это процедура прошла по всем канонам международного права. В добровольности волеизъявления никто в Росси не сомневается и не ставит под сомнение.  Кремль неоднократно подчеркивал на прозрачность процедуры и принадлежности полуострова. Однако Киев продолжает заявлять немотивированные утверждения, что полуостров является временно оккупированной территорией Украины.

[3]Из выступления Президента на концерте в честь воссоединения Крыма с Россией 18 марта https://www.gazeta.ru/politics/news/2022/03/18/17445199.shtml?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop. (дата обращения: 19.03.2022).

[4] Подберёзкин А. И. Мир или война? Ни мир и ни война? // Обозреватель–Observer. 2022. № 1. С. 29.

[5] https://lenta.ru/news/2022/03/18/putin_trust/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 20.03.2022).

[6] https://lenta.ru/news/2022/03/17/isterika/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения:  17.03.2022)

[7] https://lenta.ru/news/2022/03/21/kongress/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 22.03.2022).

[8] https://lenta.ru/news/2022/03/17/rogoz/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 17.03.2022).

[9] http://duma.gov.ru/news/53772/ (дата обращения: 23.03.2022).

[10] http://duma.gov.ru/news/53794/ (дата обращения: 23.03.2022).

[11] https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/search?article=72250318 (дата обращения: 16.03.2022)

[12] Распоряжение от 18 марта 2022 года №535-р и №536-р

[13]http://government.ru/news/44862/ (дата обращения: 20.03.2022).

[14] http://duma.gov.ru/news/53786/ (дата обращения: 22.03.2022).

[15] Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь – декабрь 2021 года. URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37753- (дата обращения: 10.03.2022).

[16] По применению мер судебного принуждения в данной отрасли см.: Боброва О.В., Подберёзкин А.И. Защита прокурором в арбитражном судопроизводстве права интеллектуальной собственности в сфере оборонно-промышленного комплекса // Вестн. Ун-та прокуратуры Рос. Федерации. 2021 № 6 (86).


Автор статьи

от fs