В память о В.В. ЛУНЕЕВЕ
На 90-м году жизни скончался Виктор Васильевич Лунеев — крупный советский и российский учёный-правовед, доктор юридических наук и профессор, лауреат государственной премии РФ по науке и технике (1999), один из самых известных отечественных криминологов.
Научное наследие Виктора Васильевич составляют более 400 опубликованных им работ, среди которых, пожалуй, наиболее значим и заметен труд ««Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции» (впервые издан в 1997 г., затем неоднократно уточнялся и дополнялся); данный труд выдвинул автора на уровень криминологов мирового масштаба.
В составе правительственной делегации Лунеев принимал участие в работе VIII (Гавана, 1990) и X (Вена, 2000) Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, был экспертом ассоциированного с ООН Европейского института по анализу преступности (HEUNI, Финляндия), выступал с докладами на международных конференциях в Швеции, Болгарии, Финляндии, США, Венгрии, Италии.
Круг научных интересов этого выдающегося учёного не ограничивался криминологией; им опубликованы книги и статьи по уголовному праву и уголовной политике, юридической статистике. Его идейное влияние простиралось далеко за пределы криминологии в её узком понимании. Работами Лунеева на криминологические темы зачитывались специалисты любых отраслей юридической науки, относящихся к антикриминальному циклу.
Могу вспомнить как показательный факт, который наблюдал лично: в начале 90-х гг. прошлого века, когда страна переживала период масштабных политических и экономических потрясений, а уровень преступности достиг невиданных высот, в Академии управления МВД России (где проходил и проходит подготовку и переподготовку управленческий корпус ведомства) на одном из заседаний кафедры организации оперативно-розыскной деятельности её члены — маститые специалисты в области уголовного розыска и борьбы с экономической преступностью — не по указанию сверху, а по своей инициативе обсуждали очередную научную статью Виктора Васильевича (вышедшую, если не ошибаюсь, в журнале «Государство и право»), её значение для стратегии оперативно-розыскной деятельности в тех принципиально новых условиях, в которых оказалась наша страна, правоохранительная система…
Помню также обсуждение упомянутой выше книги («Преступность ХХ века…), которое вскоре после её публикации состоялось на площадке ВНИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ (бывший Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности). Зал был полон. Присутствовал цвет отечественной криминологии. В зале находился, помимо прочих, легендарный Игорь Иванович Карпец. Модерировала мероприятие Азалия Ивановна Долгова, которая к тому времени имела известность на просторах бывшего СССР не только среди научных, но и практических работников. Царила атмосфера научного праздника, ощущение чего-то очень важного и значительного, открытия или прорыва. Вспоминаю интересные, неординарные и профессиональные вопросы, которые получил «виновник» мероприятия, и то повышенное внимание, с которым аудитория выслушивала его ответы.
Ещё в памяти хранятся периодические встречи с В.В. Лунеевым на мероприятиях, посвященных обсуждению официальных проектов законов и подзаконных актов, куда многие участники приходили не по собственной инициативе, а по разнарядке. Виктор Васильевич выглядел на них элегантно (если не сказать франтовато), уже одним этим обращая на себя внимание тех, кто его не знал, цепким взглядом оценивал присутствующих, быстро погружался в тему и ставил острые вопросы по сути обсуждаемого документа, невзирая на лица и должности.
Я не был близко знаком с Виктором Васильевичем, но, тем не менее, мы довольно долго, хотя и не часто, созванивались и переписывались.
В 2016 г. он с горечью, приправленной иронией, рассказал в одном из писем, что после выхода его книги «Истоки и пороки российского уголовного законотворчества» (2014) удалось обратить на неё внимание лиц из высших эшелонов власти. Ему позвонили, вспомнили, что уже давно поступило представление о присвоении Лунееву звания «Заслуженный деятель науки РФ». После этого случая представление получило ход и через две недели на девятом десятке жизни звание было таки присвоено. А вот идеи книги так и остались не востребованными в российском законотворчестве…
Для меня этот факт, помимо прочего, лишнее свидетельство порядочности Виктора Васильевича, его чувства собственного достоинства. Он не хлопотал за себя, не лоббировал себе звания и награды, которыми порой чуть ли не смолоду обзаводятся ничем не выдающиеся его коллеги.
Когда уходят такие крупные учёные, принято говорить, что наука понесла невосполнимую утрату. Однако я воздержусь от традиционных слов. Виктор Васильевич прожил большую и славную жизнь, он вполне реализовал те недюжинные способности, которые его наделил Бог или природа. Он оставил не только обширные научные труды, но и свои мемуары, где зафиксировал тот большой и сложный путь, который прошёл вместе с нашей великой страной. Он своевременно и полной мерой получил уважение и признание коллег, и стоит поаплодировать метру за его достойный путь. Виктор Васильевич Лунеев ушёл, но его творческое наследие пребывает с нами.
Скобликов П.А.,
доктор юридических наук