Ожидалось, что правительство такой страны проведёт общенациональные учения по гражданской обороне, репетируя эвакуацию гражданского населения. Больницы будут готовиться к массовым жертвам. Школы должны будут готовить своих учеников, направляющихся в убежища, быстро и упорядоченно. В программах общественного телевидения должно объясняться, где собраться, что делать и как укрыться.
Как ни странно, ничего этого не происходит.
Ормузский пролив
И вспомним давнюю угрозу Ирана! Он может перекрыть Ормузский пролив. Это можно сделать путём блокирования проливной зоны силами ВМФ Исламской республики (как действиями надводных, так и подводных сил), с помощью минных постановок, развёртыванием в непосредственной близости от пролива частей и соединений ВВС, ракетных войск и вплоть до передислокации на прилегающие к фарватерам острова артиллерийских подразделений.
Ормузский пролив соединяет Персидский залив с Оманским заливом Индийского океана и остаётся основным морским путём экспорта нефти и газа из этого региона в различные страны мира и США в том числе. Сейчас через него, по оценке КСИР, проходит 20% мировой нефти. По другим оценкам, этот показатель колеблется в районе 30–35%.
Перекрыть Ормузский пролив с целью заблокировать нефтяные поставки из Персидского залива Иран грозится многие годы. Ещё во время войны с Ираком в 1980–1988 годах Иран неоднократно обещал перекрыть пролив, однако, даже несмотря на боевые действия, так и не решился это сделать.
Но сейчас угроза перекрытия пролива реальна. В декабре 2021 года прошли совместные учения военно-морских сил Ирана и Омана в территориальных водах Исламской Республики Иран в Ормузском проливе. Об этом сообщило иранское агентство16 декабря 2021 года.
Учения состоялись после того, как обе стороны достигли соглашения о расширении военного сотрудничества.
В этих учениях приняли участие ряд военно-морских подразделений армии Исламской Республики Иран, подразделения ВМФ Корпуса стражей Исламской революции (КСИР), подразделения ВМС правоохранительных органов, а также военно-морские формирования Султаната Оман при поддержке вертолётов и беспилотных летательных аппаратов Исламской Республики Иран.
Разблокировать Ормузский пролив Соединенные Штаты в состоянии и в одиночку, и причем в достаточно короткие сроки. Но будут ли они это делать сейчас, при Байдене? Большой вопрос.
Насколько длительной может быть война?
Израильские аналитики полагают, что Израиль не может вести длительные войны, даже если у него есть международная поддержка. Война на истощение против Ирана, даже если она не приведёт к невыносимым человеческим жертвам, потребует огромных денег, нанесёт серьёзный ущерб качеству жизни и потребует экстренного повышения налогов. Но гражданам Израиля не были показаны какие-либо прогнозы, которые предсказывали бы масштабы ущерба и потерь, которых им следовало бы ожидать при таком сценарии.
Иранская бомба как реальность
Переговоры в Вене ещё могут привести к соглашению. Но поскольку лидеры Ирана в значительной степени убеждены в том, что ядерное оружие является их лучшей защитой, Израиль считал, что единственный надёжный способ помешать Ирану освоить цикл обогащения и, в конечном итоге, создать действующее ядерное оружие, заключается в смене режима. Такова была позиция ключевых разведывательных органов Израиля поколение назад, когда ядерная программа Ирана еще только зарождалась.
Но эта ложная концепция вместо того, чтобы разжигать народное восстание против иранского правительства, как упорно верили в неё разработчики, укрепила позиции сторонников жёсткой линии в иранском руководстве, которые теперь контролируют все основные институты режима.
Шломо Бен – Ами делает вывод, который часть израильской политической элиты может посчитать предательством: «Учитывая, насколько стойкой оказалась Исламская Республика, кажется, что мир, возможно, в конечном итоге должен будет мириться с иранской ядерной бомбой, точно так же, как он научился жить с арсеналом Индии и Пакистана».
Думается, что в Израиле этот вывод не поддержат ведущие политические игроки, принимающие решения о возможной войне. Для них принятие реальности иранской ядерной бомбы будет равносильно политической смерти.
Поэтому Израиль, даже при отсутствии поддержки США, может пойти на военный конфликт с Ираном. Но ущерб, нанесённый войной еврейскому государству, может быть столь значительным, что мир придётся подписывать на условиях Тегерана.