ОБРАЩЕНИЕ
к Президенту СССР, Верховному Совету СССР и Верховным Советам союзных республик участников расширенного заседания Всесоюзного координационного бюро по криминологии ( Ленинград, 27-29 августа 1990 г.) 1
Мы, криминологи, научные сотрудники и преподаватели разных регионов страны, сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью МВД РСФСР, работники других правоохранительных органов, обсудив проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией, отмечаем:
– в стране происходит дальнейшее расширение масштабов деятельности организованной преступности, усиливается ее вооруженность;
– она приобретает все более ярко выраженный межрегиональный характер (в том числе межреспубликанский) характер;
– организованная преступность паразитирует на разных формах собственности, поражая государственные, кооперативные, смешанные, индивидуальные предприятия, активно используя в своих целях как традиционные, так и новые формы хозяйственно-экономической деятельности;
– отмечается смыкание организованной преступности с зарубежным преступным миром;
– происходит политизация организованной преступной деятельности, фиксируется ее стремление использовать различные государственные структуры, в том числе и представительные органы для обеспечения своих интересов;
-организованный преступный мир все в большей мере пытается навязать обществу свой образ жизни, что особенно пагубно сказывается на подрастающем поколении, а такие на готовности остальной части населения сотрудничать с органами государства в борьбе с этой преступностью;
– нарастающие негативные тенденции в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества влекут за собой расширение социальной базы организованной преступности, в которую втягиваются представители различных социальных слоев;
– явление коррупции, когда должностные лица государственных и общественных организаций фактически продаются и покупаются на регулярной основе производно от организованности в преступности и нарастания масштабов ее доходов;
– причины организованной преступности кроются во всех сферах жизни общества, порождаются все обостряющимися экономическими, социальными, политическими и духовными проблемами, при определяющем влиянии социально-экономической ситуации;
– организованная преступность как никакая другая способна к самовоспроизводству и приспосабливанию социальной среды в своих интересах;
– в стране не существует системы борьбы с организованной
преступностью, адекватной ее масштабам и общественной опасности.
Исходя из изложенного считали бы необходимым неотложное принятие комплекса мер по созданию системы борьбы с организованной преступностью и коррупцией в стране, в том числе:
1 – в сфере общесоциальных мер:
1.1 предусматривать при разработке проектов экономических, социальных преобразований, а также законопроектов специальную систему защиты от использования их в преступных целях, в том числе обсудить вопрос о введении криминологической экспертизы, осуществляемой группой специалистов-криминологов, состав которой утверждался бы сессией Верховного Совета (что исключит тенденциозный подбор специалистов);
1.2 социально-экономические преобразования сочетать с созданием соответствующей новой ситуации системы социального контроля (финансового, экономического, санитарного и иного характера);
1.3 ускорить разработку и принятие закона о прохождении государственной службы, в частности, предусмотреть последовательность перемещений специалистов по служебной иерархии на конкурсной основе и введение экзаменов на должность, что исключило бы волюнтаризм и злоупотребления в кадровой политике;
1.4 ввести повышенный финансовый контроль за имущественным состоянием лиц, занимающих ответственные государственные должности, предусматривающий декларирование ценного имущества, которым они располагают при вступлении в должность и особый порядок совершения ими крупных имущественных сделок (например при посредстве специально создаваемых служб);
1.5 предусмотреть законодательные меры по совершенствованию процедуры декларирования доходов, в том числе по проверке достоверности сведений, внесенных в декларацию и установлении неотвратимости правовой ответственности за их ложный характер;
1.6 в целях предупреждения использования свободных экономических зон в противоправных целях необходимо четкое определение правового статуса такой зоны и ее взаимодействия с другими регионами страны, а также иными государствами, различными организациями;
1.7 имея в виду недопущение использования а противоправных целях совместных предприятий, кооперативов, малых предприятий и т.п., создать при исполнительных органах районных Советов народных депутатов подразделения по проведению экономико-правовых экспертиз документов, представляемых ими в Советы народных депутатов, их исполнительные органы;
1.8 предусмотреть механизм социального контроля, в том числе со стороны трудовых коллективов, за поступлением и распределением валютных средств и материальных ценностей, получаемых за валюту;
2 – в сфере совершенствования системы органов борьбы с организованной преступностью:
2.1 в целях выработки единой политики борьбы о организованной преступностью и коррупцией и имея в виду недопустимость растворения вопросов, связанных с нею, в общих проблемах борьбы с преступностью, создать при Верховных Советах специальный орган (комиссию или подкомиссию), состоящий из народных депутатов и специалистов -консультантов, состав которой гласно утверждался бы на заседании Верховного Совета;
2.2 в ходе заключения союзного договора решить вопрос о создании вместо разрозненных подразделений по борьбе с организованной преступностью МВД и КГБ и органов прокуратуры единого федерального Государственного Комитета при Верховном Совете СССР по борьбе с организованной преступностью и коррупцией со своими органами на местах, на который возложить осуществление в полном объеме оперативно-розыскных и следственных функций по борьбе с названной преступностью; аналогичные комитеты целесообразно создать и в союзных республиках;
2.3 образовать специализированные подразделения органов суда и прокуратуры, которые бы занимались делами об организованной преступности и коррупции;
2.4 учредить специализированную систему мест содержания организованных преступников, имея в виду лучший зарубежный опыт по архитектурно-строительному и режимному их обеспечению;
3 – в сфере обеспечения социальной защиты лиц, участвующих в борьбе с организованной преступностью и коррупцией:
3.1 создать специальную систему защиты работников правоохранительных органов, свидетелей и потерпевших, возмещения вреда по делам об организованной преступной деятельности и коррупции, используя лучший зарубежный опыт;
3.2 установить надбавки к зарплате работникам правоохранительных органов, непосредственно участвующим в борьбе с организованной преступностью и коррупцией и предусмотреть иные меры их социального обеспечения;
3.3 в случае получения увечий или гибели таких работников или членов их семей в связи с выполнением этими работниками служебных обязанностей обеспечить выплату крупных страховых сумм, а такие возмещение причиненного им материального ущерба за счет государства;
3.4 имея в виду, что все указанные меры потребуют выделения значительных материальных средств, целесообразно было бы создать специальный фонд борьбы с организованной преступностью и коррупцией в стране путем направления на эти цели в I99I-I992 г.г. 50 % средств, изымаемых по приговорам судов в возмещение ущерба, а также конфискуемых у соответствующих преступников (по мере решения проблем ресурсного обеспечения процент таких отчислений может быть уменьшен); фонд также может пополняться за счет добровольных пожертвований предприятий, организаций, граждан;
3.5 с учетом крайне слабой технической оснащенности правоохранительных органов, целесообразно также в первые годы обеспечивать её за счет изымаемых у организованных преступников по приговорам судов автомашин, компьютеров, средств связи и т.п. до принятия кардинальных мер по их полному техническому обеспечению;
4 – в сфере совершенствования правовой основы борьбы с организованной преступностью и коррупцией:
4.1 настоятельно необходимо разработать, принять и довести до сведения широкой общественности общесоюзный Закон о борьбе с организованной преступностью и коррупцией в стране, который бы предусматривал систему мер административного, уголовно-правового, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, гражданско-правового, финансового и другого характера; одновременно следует ускорить принятие законов о КГБ, МВД а такие об основах оперативно-розыскной деятельности;
4.2 впредь до стабилизации социально-экономической и политической ситуации в стране, разработки новых законов адаптировать применительно к условиям переходного периода действующего законодательства с тем, чтобы работники правоохранительных органов получили четкие ориентиры в борьбе с такими явлениями, которые общество в настоящий момент считает общественно-опасными; уголовная политика должна определяться законодателем, а не органами, призванными исполнять и соблюдать закон, вершить правосудие и осуществлять надзор за соблюдением законности;
5 – в сфере совершенствования учебной и научно-аналитической деятельности:
5.1 создать при Госкомитете по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Верховного Совета СССР специализированный научно-учебный центр по обучению сотрудников правоохранительных органов, ведущих борьбу с организованной преступностью и коррупцией, обратив особое внимание на правовую, социально-экономическую, боевую и физическую подготовку, предусмотрев быстрый учет в ходе учебного процесса новых явлений в преступности, их своевременный анализ и разработку широкого комплекса мер по борьбе с ними;
5.2 поручить Верховному Суду СCCP обобщить судебную практику по делам об организованной преступности и коррупции и дать руководящие разъяснения по применению законодательства по такого рода делам;
5.3 поручить Прокуратуре СССР, МВД СССР и КГБ СССР обобщить следственную практику по делам об организованной преступной деятельности и коррупции, а такие практику осуществления прокурорского надзора по соответствующим делам.
Принято единогласно 29 августа 1990 г. г. Ленинград
Справка
В расширенном заседании Координационного бюро по криминологии приняли участие 164 научных сотрудников-криминологов, преподавателей юридических вузов, практических работников органов прокуратуры, системы МВД и КГБ из восьми союзных республик (РСФСР, Украины" Молдовы". Литвы" Латвии, Казахстана. Узбекистана, Грузии), восьми автономных: республик и 28 областей, краев РСФСР.
1 Направлялось адресатам и опубликовано в книге “Организованная преступность-2”. Под ред. А.И. Долговой , С.В. Дьякова.М., 1993.