Президенту Российской Федерации
Ельцину Борису Николаевичу
Премьер-министру Российской Федерации
Черномырдину Виктору Степановичу
Федеральному Собранию Российской Федерации
Мы, участники проходившего 4-6 января 1994 года Международного семинара “За честный бизнес”, ученые, объединенные в Криминологическую ассоциацию, практические работники правоохранительных и других государственных органов, ведомственных и частных служб безопасности, предприниматели, поддерживаем курс на реформирование общественных отношений. Вместе с тем, отмечаем следующие опасные для интересов народов России явления::
форсирование процессов создания экономической и социальной базы рыночной экономики происходит без их надлежащей криминологической защиты и сопровождается все нарастающими масштабами сосредоточения национальных богатств в собственности различного рода мафиозных сообществ и коррумпированных чиновников;
предпринимательство становится сферой активной криминальной деятельности и повышенной опасности; конкуренция;
перераспределение и концентрация капиталов часто происходят с использованием типичных для преступного мира способов физического и психического насилия;
значительная криминальная пораженность сферы внешнеэкономической деятельности связана с массовым незаконным вывозом за. рубеж национальных богатств России и отмыванием преступных доходов за рубежом.;
усиливается криминализация потребительского рынка: незаконное предпринимательство, мошенничество, торговля фальсифицированными товарами, противоправное повышение или занижение цен, обман покупателей, нарушения правил торговли приобретают все более организованный, изощренный характер;
процессы разгосударствления собственности сопровождается заведомым занижением балансовой стоимости приватизируемых предприятий, сговорами о неправомерном разделе имущества или снижении цены предприятия, широким использованием служебного положения, умышленными нарушениями порядка организации и проведения конкурсов, противоправным участием должностных лиц государственных органов в коммерческих структурах, их занятием предпринимательской деятельностью, отмыванием преступных доходов в широких масштабах;
финансово-кредитная сфера все в большей мере становится полем мошенничества;
не прекращается махинации с подложными расчетными чеками и кредитовыми авизо, аферы с простыми и переводными векселями. Этому способствуют: упрощенные организационно-правовые требования к образованию и ликвидации кредитно-денежных структур, характеру их взаимоотношений с хозяйствующими субъектами; отсутствие эффективных средств контроля за законностью происхождения первичного банковского капитала, репатриацией финансовыми структурами миллиардных валютных средств;
отдельные предприятия создаются только с целью незаконного получения через банковский расчетный счет крупных денежных и валютных средств. Предотвращены попытки хищения многомиллиардных сумм из Центрального банка России с помощью компьютерной системы. Указанные факты напрямую влияют на усиление инфляционных процессов в стране, по существу носят характер финансовых диверсий;
нарастает число преступных сделок с государственной собственностью, ее незаконное смешение с частной. Это связано с принципиальными просчетами в управлении государственной, муниципальной собственностью, фактической бесконтрольностью органов и лиц, уполномоченных на такое управление, присвоением ими права издания ведомственных нормативных актов по вопросам, отнесенным к компетенции законодателя;
налоговая политика носит непоследовательный, противоречивый характер: с одной стороны, размер налогов несоразмерно велик по сравнению с налогами, устанавливаемыми государствами стран развитой рыночной или смешанной экономики, и не стимулирует развитие производительной деятельности, с другой – нередки факты предоставления не основанных на законе налоговых льгот, принятия подзаконных актов, противоречащих налоговому законодательству, без внесения в него конкретных изменений;
коммерциализация средств массовой информации сопровождается пропагандой ими насилия, вседозволенности, рекламой криминальных услуг, сомнительных предприятий и товаров. При этом рекламодатели не несут ответственности за соответствие действительности распространяемых сведений, фактически выступают в качестве соучастников мошенников и других правонарушителей;
отсутствуют надлежащая уголовно-правовая охрана законопослушного предпринимательства, система организационных, технических и иных защитных мер по борьбе с промышленным шпионажем и разглашением коммерческой тайны;
серьезный вред экономике нанесла реализация теоретических посылок об использовании теневого капитала как важного фактора ресурсного обеспечения реформ. В результате теневая экономика стала характеризоваться опасными структурными изменениями: расширяется ее “черный”, криминальный сектор, развиваются нарко-, порно-, игорный бизнес, предпринимательство на базе незаконной торговли оружием, проституции. В эти процессы все шире вовлекаются несовершеннолетние, молодежь, представители социальных групп, ранее характеризовавшихся незначительной криминальной активностью;
отмечается поспешная, не проработанная с привлечением широкого круга специалистов, ломка правовой системы, механизмов обеспечения защиты законности и правопорядка. В них произвольно вводятся элементы различных зарубежных правовых систем, без учета специфики России и ее законодательных традиций. Это происходит на фоне роста преступности, иных правонарушений и стимулирует процессы утраты государством, обществом контроля за состоянием правопорядка;
часть государственного аппарата поражена коррупцией в ее разнообразных формах. Все это стимулирует преступность в сфере предпринимательства, порождает недоверие населения к государству, правовой нигилизм и негативизм, ориентацию людей на неправовые средства решения проблем. В том числе с обращением за помощью к криминальным структурам, что расширяет базу организованной преступности;
не создана необходимая система взаимодействия государственных, ведомственных и частных служб безопасности;
Перечисленные факторы диктуют необходимость разработки и реализации неотложных мер по поддержке добросовестного предпринимательства, его защиты от преступных и иных посягательств, а также по борьбе с общественно опасными явлениями в сфере предпринимательской деятельности, предотвращения криминализации экономики и влияния указанных процессов на политику, социальную, духовную сферы жизни общества. Непринятие этих мер создает реальную угрозу процессу реформ, социальной стабильности и национальному согласию. В качестве первоочередных мер можно рекомендовать следующие:
1. Внесение корректив в проводимые преобразования путем разработки, гласного обсуждения и принятия Федеральным собранием Программы антикриминогенной корректировки реформ на 1994-1995 годы. Для участия в разработке Программы пригласить известных ученых-криминологов, правоведов, опытных практиков, представителей политических партий, организаций, движений.
.2. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос об экономической эффективности управления государственным, муниципальным имуществом, результатах приватизации, устранении причин правонарушений в указанной деятельности.
.3. Поручить Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией с участием Высшего арбитражного суда РФ, Верховного Суда РФ, Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур с привлечением ученых рассмотреть на своих заседаниях вопросы практики применения законодательства о собственности, предпринимательской деятельности, банках, приватизации. Внести предложения по его изменению, устранению в нем противоречий и пробелов, негативно влияющих на криминальную обстановку.
4. Обеспечить исполнение законодательства об обязательном проведении криминологической экспертизы проектов законов и других правовых актов. Проекты основополагающих законов публиковать и рассматривать Федеральному собранию только после учета таких экспертиз.
5. Федеральному Собранию Российской Федерации рассмотреть и утвердить Программу правовой реформы в России, приостановив процесс спонтанных, несистемных преобразований отдельный правовых органов и институтов, без их должного научного обеспечения.
6. Федеральному Собранию в первоочередном порядке ввести в действие Закон о борьбе с коррупцией; принять Законы о борьбе с организованной преступностью и отмыванием преступных доходов; о рекламе и рекламной деятельности; о защите участников уголовного процесса; об ответственности за приватизационные правонарушения; внести изменения в Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности; внести соответствующие дополнения в уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-правовое и административное законодательства.
7. Государственной налоговой службе и Департаменту налоговой полиции проанализировать практику применения налогового законодательства, состояние правонарушений в налоговой сфере, их причины и внести предложения по совершенствованию законодательства, его кодификации и практики его применения.
8. Центральному Банку России совместно с МВД РФ, Федеральной службой контрразведки. Генеральной прокуратурой РФ разработать систему мер по защите финансово-кредитной сферы от преступных посягательств. Использовать имеющиеся рекомендации ученых и практических работников.
9. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о соотношении государственной, ведомственной и частных служб безопасности предпринимательства, об организационной и правовых основах обеспечения безопасности предпринимателей государственными органами на коммерческой основе.
10. Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации принять меры по создание системы государственного контроля в сфере экономики, обеспечению необходимой ревизионной и экспертной базы расследования уголовных дел об экономических преступлениях, финансированию ревизий и экспертиз за счет государственных средств с последующим взысканием расходов с виновных лиц.
11. Реализовать решение о создании государственного фонда борьбы с преступностью, в том числе за счет 100 процентов имущества, конфискованного по приговору суда, 15 процентов штрафов, взысканных по приговору суда, 1 процента отчислений доходов от продажи спиртных напитков. За счет средств данного фонда обеспечить надлежащее техническое оснащение правоохранительных и контролирующих органов, оказание помощи жертвам преступлений, защиту участников уголовного процесса, развитие научных исследований в области борьбы с преступностью, подготовку кадров высшей квалификации в этой области.
12. Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации в неотложном порядке рассмотреть и принять Программу поддержки добросовестного предпринимательства.
13. Генеральному Прокурору Российской Федерации рекомендовать усилить общий надзор, надзор за законностью деятельности правоохранительных органов по борьбе с экономической преступностью, шире использовать предоставленные ему Законом полномочия по выявлению и реагированию на нарушения закона в сфере предпринимательской деятельности.
Участники семинара готовы представить более конкретные рекомендации по соответствующим направлениям. Материалы семинара с изложением таких рекомендаций будут опубликованы.
Обращение участниками Международного семинара принято единогласно.
1 Направлялось адресатам и опубликовано с некоторыми коррективами в газете “Деловой мир”. Январь. 1994 г.