Рекомендации

III Всероссийской научно-практической конференции

«Личность преступника в изменяющемся мире (Долговские чтения)»

23–24 марта 2023 г.                                                                            г. Москва

Участники Всероссийской научно-практической конференции – научные, педагогические и практические работники Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Университета прокуратуры Российской Федерации, Московской и Санкт-Петербургской академий Следственного комитета Российской Федерации, ВНИИ МВД России, Академии управления МВД России, Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА),Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства и других образовательных и общественных организаций, обсудив основные тенденции современной преступности, актуальные проблемы противодействия ее новым, появляющимся и видоизменяющимся формам, ключевые факторы, способствующие изменению характеристик преступности, международный опыт антикриминальной деятельности, а также направления совершенствования правовых, организационных, технических и иных мер противодействия современным видам преступности, отмечают следующее.

Личность преступника продолжает оставаться одной из ключевых проблем, находящихся в сфере научных интересов значительного числа отечественных ученых, и не только криминологов, но и представителейуголовного права, уголовно-исполнительного права, социологии, психиатрии, психологии, антропологии, философии.

Сегодня мир испытывает серьезные трансформации под воздействием глобальных геополитических процессов в экономической, политической, социальной сферах жизни общества, далеко не все из которых носят позитивный характер.

Беспрецедентным криминогенным потенциалом обладают масштабные антироссийскиедействия стран Запада, связанные с грубым нарушением норм международного права. Вызывает обеспокоенность последовательное глубокоепроникновениеинформационно-коммуникационных технологий в повседневную жизнь людей, значительно облегчающих преступную деятельность злоумышленников. Отмечается все более возрастающая роль в криминализации поведения членов общества различных деструктивных идеологий и субкультур.Мощным фактором, способствующим распространению преступности, продолжают оставаться трансграничные миграционныепотоки. Эти и другие не менее значимые характеристики социальной среды оказывают серьезное воздействие на личность современного человека. Накладывают они свой отпечаток и на личность преступника.

В связи с этим получение наиболее полных сведений о личности преступника, в том числе применительно к отдельным криминальным проявлениям, является задачей, от выполнения которой напрямую зависит эффективность борьбы с преступностью.  

Между тем подходы к пониманию этой проблемы отличаются заметным разнообразием, выражающимся в наличии диаметрально противоположных мнений.

Несмотря на более чем вековую историю научных разработок в этом направлении, некоторые современные ученые скептически высказываются о самой идее существования каких-либо уникальных личностных особенностей у лиц, совершающих преступления, поскольку они, по их мнению,ничем не отличаются от иных членов общества.

Однако господствующая точка зрения все-таки говорит об обратном. Понятие «личность преступника» абсолютно состоятельно и обоснованно. Результаты современных научных исследований полностью подтверждают выводы, к которым пришли основоположники российской криминологии, заложившие теоретические основы работы по изучению преступника.

Криминологи, объектом научных поисков которых становились самые разнообразные аспекты преступности, утверждают о наличии обширного перечня качеств, свойственных представителям криминального мира.

По мнению одних исследователей, их отличает высокая распространенность психопатологии, не исключающей вменяемости, по мнению других – генетическая предрасположенность к преступному поведению, третьих – более низкая устойчивость к воздействию вешних факторов, провоцирующих удовлетворение своих потребностей любым доступным способом, в том числе и противоправным. 

Однако результаты современных криминологических исследований подтверждают фундаментальный вывод А.И. Долговой, согласно которому в большинстве случаев преступное поведение является не эксцессом с точки зрения сознания и всего поведения личности, обусловленным неблагоприятной конкретной ситуацией, а итогом эскалации различных форм ее антиобщественного поведения в неблагоприятных социальных условиях.

На основе результатов проведенных криминологических исследований и их обсуждения участники конференции рекомендуют:

1.При проведении криминологических исследований личности преступника учитывать сходства и различия подходов в уголовном праве и криминологии.

  1. Наладить информационно-просветительскую работу, направленную на недопущение придания ареола привлекательности криминальным идеологемам и образу жизни, оказывающим серьезное негативное влияние наформирование личности современного преступника.
  2. Учитывая важность здоровыхвнутрисемейных отношений для формирования личности,представителям образовательных организаций в процессе профилактической работы обращать особое внимание на поведение детей, прежде всего из неблагополучных семей.
  3. Активизировать исследования молодежных субкультур и неформальных молодежных объединений как одного из значимых современных детерминант криминализации поведения подростков.
  4. При принятии судебных решений о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения выяснять условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности его личности, причины и условия совершения преступлений.
  5. Рассмотреть вопрос о разработке механизма, направленногона защиту людей от недостоверной информации, а также наобеспечение информационно-психологической безопасности личности, общества и государства с учетом всестороннего анализа технологических и психологических механизмов распространения фейков.
  6. В целях повышения эффективности борьбы с преступностью ориентировать правоохранительные органы на получение при производстве по уголовному делу в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 73 УПК РФ как можно более подробных сведений об обстоятельствах, характеризующих личность обвиняемого.
  7. Персоналу исправительных учреждений выявлять осужденных, обладающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в целях повышения эффективностипредупреждения их преступного поведения достижения целей наказания.
  8. Уделять особое внимание организации контрпропагандистской работы с привлечением институтов гражданского общества, представителей духовенства, а также деятелей культуры, искусства, науки, лиц, являющихся лидерами общественного мнения, направленной на противодействие негативному информационному воздействию на российское общество, осуществляемому со стороны стран Запада.
  9. Предпринять меры по выявлению и пресечению фактов участия лиц, находящихся под иностранным влиянием, в любых формах просветительской деятельности, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», особенно по вопросам защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.
  10. Рекомендовать криминологам обстоятельно изучать преступников-олигархов и преступников-политиков, обращая внимание на протекание воспитания и формирования в целом у них криминогенных наклонностей.
  11. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» в части:

включения в перечень основных направлений профилактики правонарушений, предусмотренный ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона, таких направлений, как противодействие распространению деструктивной идеологии и обеспечение безопасности Российской Федерации в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий;

конкретизации полномочий органов прокуратуры Российской Федерации и их места среди субъектов профилактики правонарушений с учетом конституционно-правового статусапрокуратуры и ее компетенций, определенных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».

  1. В целях более глубокого изучения личностных свойств современного преступника, установления факторов, способствующих криминализации его поведения, рассмотреть вопрос о более тесном взаимодействии криминологов и представителей духовенства в организации и проведении исследований.
  2. Ввиду необходимости изучения процессов, связанных с психическим отношением лица к совершенному преступлению и его последствиям, более активно привлекать к изучению личности преступника психологов и психиатров.
  3. Не умаляя значения социальной обусловленности преступности и личности преступника, рекомендуем опираться на современные результаты изучения человека, глубокое погружениев исследования механизмов его поведения на основе данных о геноме человека,достижений нейрофизиологии, психологии,генной инженерии и других наук.
  4. Более пристальное внимание уделять работам зарубежных криминологов, содержащим результаты проводимых ими исследований различных сторон личности преступника и его криминологических характеристик.
  5. В целях повышения эффективности контроля и профилактики преступного поведения изучать международный опыт (КНР и других стран) по прогнозированию состояния преступности и индивидуального преступного поведения на основе технологии искусственного интеллекта, алгоритмов технологии «больших данных».
  6. Активизировать изучениемеждународных моделей деструктивного поведения, формирования криминологического статуса общества, отдельных социальных групп и личности под воздействием сети «Интернет», социальных сетей и цифровых технологий в целях блокирования влияния различных деструктивных идеологий и субкультур на криминализацию поведения членов общества.
  7. Должны быть продолжены длящиеся и интервальные исследования личности преступников коллективами квалифицированных криминологов – представителей ведущих научных школ при участии психологов и психиатровс использованием комплекса разнообразных методов и в различных регионах страны.
  8. Более активное внимание уделять междисциплинарным исследованиям личности правонарушителей, совершивших противоправные деяния под воздействием последствий посттравматического стрессового расстройства.
  9. Рассмотреть вопрос об организации и проведении исследования личности участников украинских националистических организаций и группировок («Правый сектор», батальоны «Азов», «Айдар», «Кракен» и др.), противостоявших Вооруженным Силам Российской Федерации в СВО и совершивших военные преступления против мирных жителей Донбасса, против безопасности Российской Федерации. Обеспечить посещение группы профессиональных криминологов Москвы, Костромы и Тюмени исправительных учреждений, в которых отбывают наказания эти лица.
  10. В целях реализации Федерального закона от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» сотрудникам УИС рекомендовать разработать технологию организации работы школ подготовки осужденных к освобождению, к работе которых привлекать и представителей социально ориентированных некоммерческих организаций.
  11. Провести анализ процесса ресоциализации бывших осужденных, в том числе с учетом формирующейся практики работы в этом направлении субъектов пробации.
  12. Предложения, направленные на укрепление демографической безопасности:Рассмотреть вопрос о разработке и внесении на рассмотрение в Государственную Думу ФС РФ законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон от 30.12.2020 № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации» и Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»», с целью интеграции в них норм, закрепленных Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», и последующего создания проекта обновленного Федерального закона «О биоэтике и биобезопасности».Направить усилия на создание правовых инструментов, федеральных и региональных институтов социально-гуманитарной и биоэтической экспертизы решений в сфере охраны здоровья граждан, а также сети локальных этических комиссий при медицинских организациях с перечнем функциональных обязанностей, закрепленных законодательно.

    Рассмотреть вопрос о совершенствовании российского законодательства, регламентирующего применение инновационных видов и методов оказания медицинской помощи.

    Предпринять меры для проведения широкой общественной дискуссии о недопустимости генетической модификации эмбрионов человека и генной инженерии человека с целью признания их технологиями двойного назначения, разграничения понятий «лечение генетических заболеваний» и «выведение человеческих особей с программируемыми генно-инженерными качествами», усиления контроля со стороны государства за подобными разработками, строгого ограничения на предоставление права на проведение таких опасных экспериментов.

    Рассмотреть вопрос о пересмотре регламента проведения прерывания беременности и наказания за нарушения установленных норм.

    Рассмотреть вопрос о прекращении выдачи лицензий на производство абортов в частных клиниках и выводе абортов из системы финансирования обязательного медицинского страхования, за исключением абортов, выполняемых по медицинским показаниям в случае угрозы жизни и здоровья матери, в случае наступления зачатия в результате сексуального насилия, и абортов, совершаемых по желанию женщин, в случае документального подтверждения дохода ниже прожиточного минимума.

    В рамках защиты прав женщины рассмотреть вопрос о введении наказания за склонение к аборту, ужесточения наказания за рекламу абортов и распространение информации, пропагандирующей аборты, внеся соответствующие изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и статью 123 Уголовного кодекса Российской Федерации.

от fs