Авторы: О.В. Боброва, А.И. Подберёзкин

(Скачать полную версию статьи)


Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, направленный на совершенствование правовых основ деятельности Счетной палаты.

25 мая 2022 года на пленарном заседании парламентарии проект документа, внесённый Президентом страны Владимиром Путиным.

По заявлению Вячеслава Володина «Мы продолжаем работу по приведению законодательства в соответствие с новыми положениями Конституции. Сегодня нами приняты в первом чтении поправки в закон о Счетной палате».

 Согласно законопроекту, полномочия Счетной палаты будут расширены. «Аудиторы смогут проверять поставщиков по государственным контрактам. Сейчас договора субподряда невидимы для государства, хотя субподрядчики могут выполнять большую часть работ. Аудит таких контрактов позволит контролировать эффективность госзакупок, причем на всех стадиях», — сказал Вячеслав Володин.

Кроме того, аудиторы смогут оценивать и качество управления государственной собственностью, в том числе акциями компаний и предприятий. Счетная палата получит постоянный доступ к информационным системам не только федеральных органов исполнительной власти, но и внебюджетных фондов, государственных учреждений.

Законопроектом также предлагается новый механизм — аудит соответствия деятельности государственных органов действующему законодательству. «Аудиторы в пределах своих компетенций смогут участвовать в законопроектной деятельности госорганов, а также инициировать предложения Государственной Думе и Правительству о совершенствовании бюджетного и финансового законодательства», — пояснил Вячеслав Володин.

«Принятие законопроекта позволит усилить парламентский контроль за расходами бюджета и повысить качество государственного управления», — подчеркнул Председатель Государственной Думы[1].

Письмо — нечто столь холодное, в просьбе, передаваемой

по почте, нет ни силы, ни взволнованности.

Пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона “О Счетной палате Российской Федерации” в предлагаемой редакции предусматривается возможность привлечения аудиторских, научно- исследовательских, экспертных и иных организаций, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков не только к проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, но и к участию в иных видах деятельности Счетной палаты.

Изменения, вносимые в часть 7 статьи 17 Федерального закона “О Счетной палате Российской Федерации”, предусматривают предоставление государственными контрольными, правоохранительными и иными органами информации о ходе рассмотрения и принятых решениях по переданным Счетной палатой материалам, что должно способствовать повышению эффективности парламентского контроля посредством осуществления внешнего государственного аудита (контроля).

Изменения, вносимые в пункт 21 части 1 статьи 13 Федерального закона “О Счетной палате Российской Федерации”, направлены на расширение круга субъектов, с которыми Счетная палата осуществляет взаимодействие и заключает соглашения о сотрудничестве. Предусматривается возможность заключения соглашений о сотрудничестве Счетной палаты с организациями, что обусловлено высокой потребностью в привлечении к работе Счетной палаты ведущих научных и экспертных организаций.

Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона “О Счетной палате Российской Федерации” в части, касающейся урегулирования вопроса временного исполнения полномочии Председателя Счетной палаты в случае отсутствия одновременно Председателя Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной платы и уточнения понятия “инспектор Счетной палаты”.

Статья 10 Федерального закона “О Счетной палате Российской Федерации” дополняется нормой, обязывающей Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов Счетной палаты соблюдать кодекс этики, утверждаемый Коллегией Счетной палаты.

Проектом документа Счетной палате предоставляются полномочия в области защиты государственной тайны, установленные законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, для наделения Счетной палаты правом реализации предусмотренных Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 “О государственной тайне” мер по ограничению прав сотрудников Счетной палаты, в том числе права на выезд за границу, необходимо внесение соответствующих изменений в Федеральный закон “О Счетной палате Российской Федерации”.

В целях выполнения рекомендаций и поручений, включенных в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2019 году”, предусматривается внесение в статью 31 Федерального закона “О Счетной палате Российской Федерации” изменения, устанавливающего срок представления Совету Федерации и Государственной Думе ежегодного отчета о работе Счетной палаты.

Правительству желательно было бы изыскать ту почву,

на которой возможна совместная работа, найти тот язык,

который был бы всем одинаково понятен. Я отдаю себе отчет, что таким языком не может быть язык ненависти и злобы.

Пётр Аркадьевич Столыпин (6 марта 1907; Гос. Дума второго созыва)

 (1862–1911) — государственный деятель Российской империи

Отметим, что Председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин 25 мая 2022 года представил депутатам отчет о работе ведомства в 2021 году. В преддверии отчета Председатель Счетной палаты РФ встретился со всеми фракциями Государственной Думы, а также с профильными комитетами.

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин в ходе отчета поднял тему того, что недружественные России страны, введя санкции, тем не менее продолжают получать прибыль в нашей стране. В качестве примера он привел проект «Сахалин-2». Он подчеркнул, что этот вопрос волнует всех депутатов ГД.

«Сейчас недружественные страны в отношении России приняли санкции и делают все для того, чтобы свернуть бизнес. Но вместе с этим наша страна в 90-е годы приняла ряд решений, в том числе законодательно оформленных, где как раз недружественные страны — Япония или компании той же Англии, Нидерландов — получают огромные прибыли. Речь идет о СРП «Сахалин-2», где Япония участвует, Англия и Нидерланды участвуют», — сказал Председатель ГД.

«С одной стороны, хают нашу страну, с другой — сидят там тихо и получают до сегодняшнего дня большие дивиденды», — подчеркнул Вячеслав Володин, добавив, что пусть лучше доля у «Газпрома» вырастет либо придут компании, дружественно настроенные по отношению к России.

Алексей Кудрин в ответ заявил, что данный вопрос будет его ведомством проанализирован[3].

С принятием вышеприведенного законопроекта, по нашему мнению, Счётная палата вовлекается в государственно-правовой институт обеспечения в том числе национальной безопасности.

Россия, как никогда, наращивает правовые, экономические, политические, оборонные механизмы защиты суверенитета и идентичности во всех сферах жизнедеятельности.

Напомним, что ранее, 16 мая 2022 года президент подписал указ № 228 «О компетентных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий от 28 сентября 2018 г.»

Согласно документу в целях реализации статьи 4 Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий от 28 сентября 2018 г. постановлено:

  1. Определить, что компетентными органами Российской Федерации, ответственными за реализацию в пределах своих полномочий Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий от 28 сентября 2018 г. (далее – Соглашение), являются:

а) Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная таможенная служба – по вопросам осуществления сотрудничества в формах, предусмотренных статьей 5 Соглашения;

б) Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации – по вопросам осуществления сотрудничества в формах, предусмотренных пунктами “а” – “г”, “е” – “к” статьи 5 Соглашения;

в) Генеральная прокуратура Российской Федерации – по вопросам осуществления сотрудничества в формах, предусмотренных пунктами “а”, “б” (за исключением исполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий), “г”, “е” – “з” и “к” статьи 5 Соглашения;

г) Министерство юстиции Российской Федерации – по вопросам осуществления сотрудничества в формах, предусмотренных пунктами “а”, “б” (за исключением исполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий), “г”, “е”, “ж” и “к” статьи 5 Соглашения;

д) Федеральная служба по финансовому мониторингу – по вопросам осуществления сотрудничества в формах, предусмотренных пунктами “а”, “б” (за исключением исполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий) и “к” статьи 5 Соглашения;

е) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации – по вопросам осуществления сотрудничества в формах, предусмотренных пунктом “к” статьи 5 Соглашения;

ж) Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций – по вопросам осуществления сотрудничества в формах, предусмотренных пунктами “а”, “з” и “к” статьи 5 Соглашения.

  1. Министерству иностранных дел Российской Федерации:

а) уведомить в установленном порядке Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств о компетентных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию Соглашения;

б) в случае изменения перечня компетентных органов Российской Федерации, ответственных за реализацию Соглашения, информировать об этом Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств[4].

Обратим внимание, что в  условиях неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов, обусловленных пандемией, а впоследствии санкционной агрессией западных стран, Генпрокурором России Игорем Красновым поручено подчиненным прокурорам сосредоточить максимум усилий на таких жизненно важных для хозяйствующих субъектов направлениях работы, как обеспечение их прав на получение государственной поддержки и публичных услуг, своевременную оплату исполненных публичных контрактов, защиту от излишнего внимания контролирующих органов.

Прокурорская деятельность в этой сфере основана на конструктивном взаимодействии с деловым сообществом, которое реализуется посредством проведения личных приемов предпринимателей Генпрокурором России и руководством прокуратур субъектов Российской Федерации, межведомственных рабочих групп по защите прав предпринимателей и других мероприятий, по итогам которых вырабатываются решения как по системным проблемам, мешающим бизнесу, так и по конкретным обращениям.

К примеру, с использованием механизма межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей в Генеральной прокуратуре Российской Федерации восстановлены права ряда хозяйствующих субъектов на получение кредитов на льготных условиях, прокурорами субъектов Российской Федерации отслеживается обоснованность изменения ставок по ранее выданным предпринимателям кредитам, предоставления отсрочек по их выплате.

Не снижается наступательность надзора за соблюдением прав инвесторов. Благодаря прокурорскому вмешательству в Приморском и Хабаровском краях им предоставлены необходимые для реализации инвестпроектов земельные участки, в Камчатском крае – лицензионно-разрешительные документы, в республиках Алтай и Саха (Якутия) обеспечено подключение возводимых объектов инфраструктуры к инженерно-техническим сетям, в Кемеровской области – Кузбассе, Магаданской области предотвращено необоснованное вмешательство органов контроля в их деятельность. Прокурорами ведется эффективная работа по соблюдению прав предпринимателей на своевременную и полную оплату надлежащим образом выполненных публичных контрактов. В текущем году только в Новосибирской области погашены долги в размере 186 млн рублей, Республике Бурятия – 125 млн рублей, Иркутской области – 90,4 млн рублей.

С учетом введенных Правительством Российской Федерации в марте текущего года ограничений контрольной (надзорной) деятельности под пристальным вниманием прокуроров контролирующими органами оперативно отменено и завершено около 200 тыс. плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Приняты меры для минимизации числа проводимых контролерами внеплановых проверок и контрольных (надзорных) мероприятий. За 5 месяцев текущего года прокурорами отклонено более половины из 25 тыс. заявлений контролеров о согласовании их проведения.

Повышен уровень принятия решений о проведении в отношении субъектов предпринимательства внеплановых контрольных мероприятий по требованиям прокуроров, а также прокурорских проверок. Теперь соответствующие полномочия реализуются прокуратурами регионов.

А в отношении IT-компаний проведение надзорных мероприятий допускается лишь при наличии у прокурора сведений о грубых нарушениях законов, влекущих причинение вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства либо угрозе данных негативных последствий, возникновения чрезвычайных ситуаций.

Важно отметить, что прокурорами обеспечивается равная защита как российских предпринимателей, так и иностранных компаний, продолжающих свою деятельность на территории страны и добросовестное выполнение взятых на себя обязательств. Генпрокурор России Игорь Краснов в своем выступлении на расширенном заседании коллегии ведомства в апреле этого года подчеркнул: «Что касается зарубежных инвесторов, то результаты прокурорского надзора должны показывать им, что Россия – надежный деловой партнер, а вложенные средства будут защищены».

Работа по дальнейшему формированию благоприятного инвестиционного климата и снижению административного давления на бизнес продолжается[5].

Напомним, что 26 мая в России отмечается сравнительно «молодой» учреждённый День российского предпринимательства[6].

Этот профессиональный праздник учрежден 15 лет назад для популяризации предпринимательской деятельности, право на осуществление которой, гарантировано каждому статьёй 34 Конституции Российской Федерации.

26 мая 2022 года Президент встретился с Уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым.

Борис Титов представил Президенту очередной доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Во время встречи Президент отметил «Бизнес наш, отечественный проявляет свои наилучшие качества, я бы сказал, в этих непростых условиях, достаточно быстро адаптируется. Знаю, как это непросто находить новых партнёров, новые логистические цепочки, держать коллективы, держать уровень производства продукции, уровень услуг, качества, – это требует больших усилий и таланта, я бы сказал

Задача государства – разбюрокрачивать всю эту деятельность, помогать, не мешать и, оставляя, безусловно, за собой право контроля особенно по направлениям, связанным с жизнедеятельностью, со здоровьем граждан, всё-таки уменьшать вот эту нагрузку»[7].

Меня обворовывают точно так же, как и других, но это хороший

знак и показывает, что есть что воровать.

Екатерина II

Выступая 26 мая 2022 года на пленарном заседании Евразийского экономического форума Президент В. Путин назвал западные санкции нарушением норм и правил в сфере международных финансов. Однако, сказал глава государства, все больше стран будут стремиться проводить независимую политику, не опасаясь санкций.

«Нарушение правил, норм в сфере международных финансов, торговли ни к чему хорошему не приводит, а если выражаться простыми словами — это приведет только к проблемам для тех, кто это делает. Воровство чужих активов никогда до добра никого не доводило — прежде всего тех, кто занимается этим неблаговидным делом»

«Дело не только в России и даже не только в Китае, дело во многих других странах мира. Все больше и больше стран в мире, которые хотят проводить и будут проводить независимую политику» – заявил Президент,

Напомним, что ранее на Украине предложили западным странам заключить международный договор, который позволит направлять замороженные российские активы в пользу тех, кто пострадал от действий армии РФ. В Кремле заявили, что будут считать изъятие российского имущества в пользу Украины воровством[8].

[1] http://duma.gov.ru/news/54397/ (дата обращения: 26.05.2022).

[2] https://sozd.duma.gov.ru/bill/27388-8 (дата обращения: 26.05.2022).

[3] http://duma.gov.ru/news/54396/ (дата обращения: 26.05.2022).

[4] http://www.kremlin.ru/acts/bank/47836 (дата обращения: 26.05.2022).

[5] https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=74029667 (дата обращения: 26.05.2022).

[6] Этот профессиональный праздник был установлен Указом Президента России 21 октября 2007 года № 1381 http://www.kremlin.ru/acts/bank/26332. (дата обращения: 26.05.2022).

[7] http://www.kremlin.ru/events/president/news/68485 (дата обращения: 26.05.2022).

[8] https://www.kommersant.ru/doc/5369042?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 26.05.2022).

от fs