no_foto67.99(2)8
Комментированный сборник международных и российских правовых актов о борьбе с терроризмом. Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Долговой, кандидата юридических наук Милинчук В.В. – М., Российская криминологическая ассоциация, 2007.

Авторы:
А.И. Долгова, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РСФСР – вступительная статья, разделы 1–2,
С.Д. Белоцерковский, кандидат юридических наук, доцент – разделы 4.1, 4.3–4.9; приложение 2.
А.Я. Гуськов, кандидат юридических наук, доцент – раздел 4.2;
Г. А. Красильников – раздел 5;
В.В. Милинчук, кандидат юридических наук – раздел 3.
О.Ю. Торопыгин, кандидат юридических наук – раздел 6, приложение 1;
А.А. Паненков – раздел 7.

В книге публикуется и комментируется система международных и российских нормативных правовых актов о борьбе с терроризмом. Впервые приводятся тексты всех конвенций, протоколов ООН с документами об их ратификации, а также декларации и резолюции ООН, Совета Безопасности ООН о борьбе с терроризмом. Публикуются также документы Совета Европы, СНГ, ШОС, ЕврАзЭС, АСЕАН и других организаций с текстами федеральных за-конов об их ратификации, тексты статей законов Российской федерации о разных аспектах борьбы с терроризмом, а также подзаконных правовых актов. Приводятся также политические документы: тексты деклараций и заявлений по вопросам борьбы с терроризмом «Группы Восьми» и «Совета Россия–НАТО».
Для законодателей, судей, сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, научных сотрудников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, а также широкого круга читателей, интересующихся вопросами борьбы с терроризмом.

ISBN 5-87817- 054 – X
© НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. 2006.
© Коллектив авторов. 2006.
© Российская криминологическая ассоциация. 2006.

Вступительная статья

В условиях активной террористической деятельности, преимущественно носящей организованный и международный характер, важно использовать весь правовой инструментарий для борьбы с ней.
Правовую основу противодействия терроризму в Российской Федерации, как отмечается в ст. 1 Федерального закона «О противодействии терроризму», составляют «Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Феде-рации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти».
Международно–правовое регулирование борьбы с терроризмом носит развернутый характер. Как отмечает в своих документах Организация Объединенных Наций, борьба с терроризмом может быть успешной только в условиях объединения усилий всего международного сообщества, региональных организаций и усилий государств.
В целом система правовых актов, непосредственно относящихся к борьбе с терроризмом в Российской Федерации и сотрудничеству России с другими государствами в этой борьбе, включает документы:
Организации Объединенных Наций, как Генеральной Ассамблеи, так и Совета Безопасности ООН (конвенции, декларации, резолюции и др.),
региональных международных организаций, участницей которых является Российская Федерация (Совета Европы, Содружества Независимых Государств и других);
двусторонние международные договоры Российской Федерации.
законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Что касается международных организаций, то следует различать акты прямого и косвенного действия. Например, «актом косвенного действия» является Декларация Комитета министров Совета Европы о свободе выражения мнений и информации в СМИ в контексте борьбы с терроризмом (2005). Акты косвенного действия, как правило, носят ориентирующий характер. Их положения приобретают обязательный характер после включения в нормативные правовые акты.
В России издано значительное число сборников правовых актов, касающихся борьбы с терроризмом , а также публикаций о правовой основе данной борьбы . В них содержатся либо комментируются как международные, так и российские документы, причем нередко выборочно, без указания сведений об их ратификации и без соответствующих правовых актов о ратификации. В ряде книг приводится широкий спектр документов, включая и те, которые не действуют на территории Российской Федерации.
Настоящая книга, во–первых, содержит полный перечень конвенций, протоколов, деклараций и резолюций ООН непосредственно по вопросам борьбы с терроризмом, а также сведения о документах Совета Безопасности ООН, тексты многих деклараций и резолюций, носящих основополагающий характер для борьбы с терроризмом.
Приводятся ратифицированные Российской Федерацией международные договоры, заключавшиеся в рамках регионального международного сотрудничества России, соответствующие акты косвенного действия. Тексты законов Российской Федерации о борьбе с терроризмом публикуются наряду с подзаконными актами.
Во–вторых, все международные договоры публикуются вместе с правовыми актами Российской Федерации, СССР об их ратификации или при-соединении к ним. Указывается статус соответствующего международного договора. Всегда следует принимать во внимание то, с какими заявлениями и оговорками соответствующие государства ратифицировали или присоединились к международно–правовым документам ООН и документам региональных международных организаций. Другими словами, в каком объеме действуют в Российской Федерации и сотрудничающих с Россией государствах данные международно–правовые документы.
В книгу не вошли двусторонние международные договоры.
Документам Организации Объединенных Наций уделено значительное внимание в связи с тем, что именно в них формулируются общепризнанные принципы и нормы международного права.
Комментарии носят обобщенный характер: касаются разных категорий правовых документов и присущих им характеристик. При этом выделяются принципиальные, сквозные положения соответствующих документов.
Организация Объединенных Наций придает большое значение публикации системы правовых актов о борьбе с терроризмом. В Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма, утвержденной резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1994 года, говорится: «Генеральный секретарь должен оказывать содействие в осуществлении настоящей Декларации путем принятия в пределах имеющихся ресурсов следующих практических мер по усилению международного сотрудничества:
а) сбора данных о статусе и осуществлении существующих многосторонних, региональных и двусторонних соглашений, касающихся международного терроризма, включая информацию об инцидентах, причиной которых был международный терроризм, а также об уголовном преследовании и наказании, на основе информации, полученной от депозитариев этих соглашений и государств-членов;
b) подготовки сборника национальных законов и постановлений о предупреждении и ликвидации международного терроризма во всех его формах и проявлениях, на основе информации, полученной от государств-членов;
с) аналитического обзора существующих международно-правовых документов, касающихся международного терроризма, с тем чтобы содействовать государствам в определении аспектов этого вопроса, которые не были охвачены такими документами и могли бы быть изучены в целях дальнейшего развития правовых рамок конвенций, касающихся международного терроризма».
Национальные сборники правовых актов о терроризме, безусловно, весьма значимы. В них содержатся правовые акты государства, публикуется информация о фактах действия на территории государства международно–правовых актов о борьбе с терроризмом и объеме действия международных договоров с учетом заявлений и оговорок, сделанных при их ратификации или присоединении к ним.
Значимы данные сборники еще и потому, что позволяют получать системное представление о правовом регулировании борьбы с терроризмом, обеспечивают отчетливое видение соотношения положений разных документов.
Необходимость в развернутой правовой базе борьбы с терроризмом диктуется тем обстоятельством, что терроризм – сложное социальное явление и правовое реагирование на него носит многоаспектный характер. Существенны, в первую очередь, четыре обстоятельства:
а) наличие единой понятийной основы, отражающей понимание терроризма и фиксирующей различные его проявления;
б) обеспечение системного реагирования на разные проявления терроризма;
в) возможность ведения борьбы с терроризмом во всех ее составляющих, включая профилактику терроризма, его предотвращение и пресечение, правоохранительную деятельность в ее карающем и правовосстановительном аспектах;
г) согласованное реагирование мирового сообщества и государств на международный терроризм …

от fs