Экстремизм и противодействие ему органов прокуратуры. Методическое пособие

no_fotoЭкстремизм и противодействие ему органов прокуратуры. Методическое пособие. Под ред. профессора А.И. Долговой. М., Российская криминологическая ассоциация, 2009. – С. 171.
Методическое пособие подготовлено коллективом научных сотрудников отдела проблем борьбы с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации при участии управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Авторами разделов работы являются: А.И. Долгова, доктор юридических наук, профессор (введение, главы 1, 2, 3 § 2, глава 4 § 1), С. Д. Белоцерковский, кандидат юридических наук, доцент (глава 4 § 4), А. С. Васнецова (глава 4 §§ 1, 2, 6), А.Я. Гуськов, кандидат юридических наук, доцент (глава 3 §1, глава 5§ 2), Д.А. Соколов (глава 3 §3, глава 4 § 6), А.А. Паненков (глава 4 § 5), Е.Г. Чуганов, кандидат юридических наук (глава 4 § 6, глава 5 § 1).

В методическом пособии рассматриваются понятия «экстремизм» и «экстремистские преступления», даются рекомендации по их анализу; раскрываются система правового регулирования противодействия экстремистской деятельности, предмет и объект прокурорского надзора, полномочия прокуроров. Приводятся наиболее существенные для противодействия экстремизму судебные решения и их обоснование, рассматриваются вопросы, связанные с экспертной практикой.
Для сотрудников прокуратуры, других практических и научных работников, участвующих в противодействии экстремизму, а также для аспирантов и студентов юридических вузов, иных читателей, интересующихся вопросами противодействия экстремистской деятельности.
ISBN 978–5–87817–070–3

 

© Коллектив авторов. 2009.
© Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2009.
© Российская криминологическая ассоциация. 2009.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие экстремизма
§1. Подходы к пониманию экстремизма и его отражение в российском законодательстве
§2. Соотношение разных понятий, связанных с экстремизмом
§3. Понятие экстремизма в международно-правовых документах и основополагающие подходы к противодействию ему

Глава 2. Экстремистская преступность и ее динамика
§ 1. Понятие экстремистской преступности и выделение экстремистских преступлений
§ 2. Динамика экстремистской преступности и проблемы ее оценки

Глава 3. Общая характеристика деятельности прокуратуры по противодействию экстремизму, особенности предмета и объекта прокурорского надзора
§1. Общая характеристика участия органов прокуратуры в противодействии экстремизму
§2. Предмет прокурорского надзора при противодействии экстремистской деятельности
§ 3. Объект прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму

Глава 4. Особенности противодействия экстремистской деятельности и использование прокурорами полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности»
§1. Система противодействия экстремистской деятельности
§2. Предостережение
§3. Предупреждение
§4. Реагирование прокурора на экстремистские материалы
§5. Реагирование прокурора на экстремистские организации и их деятельность
§6. Ограничения по службе в связи с экстремистской деятельностью и прокурорский надзор

Глава 5. Участие прокурора в уголовном преследовании за экстремистские преступления
§1. Некоторые особенности уголовного преследования за экстремистские преступления
§2. Использование специальных знаний при проведении экспертиз в аспекте доказывания признаков экстремизма

Приложение 1. Перечень экстремистских организаций

Приложение 2. Перечень экстремистских материалов

 

Введение

Проблема борьбы с экстремизмом относится к числу наиважнейших, ибо без социального, национального, межрелигиозного согласия в стране невозможно обеспечить ее процветание и правопорядок, а также спокойствие и уверенность граждан в том, что реально обеспечиваются их права, свободы, законные интересы независимо от пола, расы, национальности и целого ряда других обстоятельств. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации.
Статьей 13 Конституции Российской Федерации и законами запрещается разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.
Необходимо последовательное соблюдение правовых норм о правах и свободах человека и гражданина. Статья 19 Конституции России устанавливает: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».
В России действует развернутая правовая система противодействия экстремизму и важнейшей задачей органов прокуратуры является надзор за исполнением законодательства о таком противодействии, реагирование на нарушения законов в соответствии с Конституцией Российской Федерации и другими действующими в России нормативными правовыми актами.

При этом важно точно определять меры правового реагирования и обеспечивать законность, обоснованность таких мер.
Необходимо анализировать состояние законности в аспекте противодействия экстремизму, выявлять обстоятельства, определяющие совершение экстремистских деяний, а также затрудняющие реагирование на экстремизм, информировать о них органы государственной власти, общественность, использовать имеющуюся информацию в деятельности по правовому просвещению населения.
В Приказе Генерального прокурора «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» (№ 190 от 28.11. 2007 г.) говорится: «На основе анализа состояния законности систематически проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер.
Считать надзор за исполнением указанного законодательства одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры».
В настоящем пособии освещаются вопросы, касающиеся понятия экстремизма, системы правового регулирования борьбы с ним в России, предмета и объекта прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму, применения специальных полномочий. Разработка развернутых методических рекомендаций, касающихся особенностей применения соответствующих полномочий в конкретных условиях и других аспектов осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму рассматривается как задача подготовки других работ, в том числе специальных методических рекомендаций и указаний.