gos_duma

КРУГЛЫЙ СТОЛ

 «Противодействие организованной преступности: законодательный и практический аспекты»

организатор

Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции

РЕКОМЕНДАЦИИ

г. Москва 5 марта 2013 г.

Организованная преступность остается одним из существенных факторов, оказывающих негативное влияние на состояние национальной безопасности Российской Федерации. Организованные преступные формирования вмешиваются в деятельность органов власти, устанавливают связи с транснациональными преступными организациями, тесно переплетаются с экстремистскими сообществами и террористическими организациями. Преступные формирования, образованные по этническому признаку, серьезно обостряют криминогенную обстановку в отдельных регионах страны. Сохраняется активность координирующей преступной роли т.н. «воров в законе», «авторитетов», «смотрящих», «положенцев» и иных лиц, имеющих высокий статус в криминальной иерархии.

Наибольшее количестве преступлений совершается организованными преступными формированиями в сфере незаконного оборота наркотиков, оружия, фальшивых денежных знаков, хищения автотранспорта и иного имущества, в том числе путем совершения мошенничества, разбоев, грабежей и вымогательств.

События последних лет в ст. Кущевская Краснодарского края, г. Гусь‑Хрустальный Владимирской области, пос. Сагра Свердловской области и других местах свидетельствуют о том, что на региональном уровне деятельность правоохранительных органов по противодействию организованной преступности в ряде случаев осуществляется неэффективно. Широкое распространение получили факты бездействия со стороны руководителей и сотрудников оперативных и следственных подразделений, их сращивание с криминальным элементом, прямое предательство интересов службы.

Недостаточно эффективно на федеральном и региональном уровнях осуществляется координация взаимодействия различных правоохранительных органов в организации мер борьбы с организованной преступностью. Совместный мониторинг состояния этой работы не проводится, в правоохранительных органах отсутствует единообразие понятийного аппарата и оценок эффективности деятельности по борьбе с организованной преступностью. Имеют место случаи, когда лидеры ОГ и ПС на протяжении ряда лет разрабатываются различными оперативными подразделениями, не обменивающимися друг с другом соответствующей информацией.

При осуществлении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по борьбе с организованной преступностью часто допускаются нарушения законности, ущемляются права граждан, слабо организуется защита свидетелей и потерпевших лиц от воздействия лидеров и активных участников организованных преступных формирований.

Особую тревогу общества вызывает всплеск резонансных преступлений общеуголовной направленности (убийства по найму, похищения, грабежи, разбои). Увеличивается число убийств, вымогательств, разбоев, совершенных с использованием огнестрельного оружия. Ситуация усугубляется массовыми освобождениями из мест заключения активных участников ОПГ. Указанные лица в большинстве своем не становятся на путь исправления, а группируют вокруг себя молодежь, создавая новые преступные формирования. Все это позволяет прогнозировать в стране последовательный рост бандитизма, обусловленный, в том числе, расколом среди лидеров организованной преступностью и начинающийся повторный передел сфер влияния.

Одним из факторов, оказавших негативное влияние на эффективность предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями, явилась ликвидация подразделений по борьбе с организованной преступностью в структуре МВД России. В результате разделения линии БОП по 3 различным службам МВД России (ГУУР, ГУЭБиПК, ГУПЭ) утеряны системные подходы в оперативно-розыскной деятельности, снизилась эффективность работы по разобщению преступных формирований, профилактике совершаемых ими преступлений, оперативного контроля за ситуацией. Многие из используемых ранее подразделениями ГУБОП МВД России приемы и методы ОРД в настоящий момент не применяются. Напрямую с упразднением подразделений БОП связано также снижение количества зарегистрированных преступлений, совершенных организованными преступными группами и преступными сообществами: с 31 643 в 2009 году до 17 69 в 2011 году.

В этой связи участники “круглого стола” считают необходимым принятие следующих законодательных и организационных мер, призванных обеспечить эффективное противодействие организованной преступности в Российской Федерации.

Участники «круглого стола» обращаются к Президенту Российской Федерации с предложением:

поручить Правительству Российской Федерации образовать Межведомственную рабочую группу для подготовки проекта Государственной концепции борьбы с организованной преступностью в Российской Федерации (в соответствии с решением Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности от 27 декабря 2011 г.) и проекта Национального плана противодействия организованной преступности в Российской Федерации на 2013-2015 г.г.

Участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

1.1. Поручить Министерству внутренних дел Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной таможенной службе, Федеральной миграционной службе, Федеральной службе по финансовому мониторингу на основе единого понятийного аппарата и скоординированных критериев оценки правоохранительной деятельности организовать совместный мониторинг состояния борьбы с организованной преступностью в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях, а также по отраслям экономики и сферам проявления организованной преступной деятельности.

1.2. С учетом положений программ сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств (по борьбе с преступностью; по борьбе с торговлей людьми; по противодействию незаконной миграции; по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействию наркомании; по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма) организовать проведение целевых профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций по следующим направлениям:

1.2.1. По противодействию деятельности преступных сообществ (организаций) в сфере торговли людьми и незаконной миграции:

– по пресечению незаконной деятельности агентств трудоустройства за рубежом и туризма, используемых преступными сообществами (организациями) для торговли людьми;

– по выявлению и ликвидации каналов торговли людьми, организуемых преступными сообществами (организациями);

– по выявлению и пресечению деятельности преступных сообществ (организаций) по производству и сбыту поддельных документов, используемых в международном траффике;

– по выявлению и пресечению деятельности притонов или помещений для занятий проституцией, организуемых преступными сообществами (организациями);

– по выявлению и ликвидации сайтов с детской порнографией в сети Интернет, организуемых преступными сообществами (организациями);

– по пресечению деятельности преступных сообществ (организаций) по незаконной передаче детей на усыновление иностранным гражданам;

– по пресечению торговли человеческими органами и тканями в сети Интернет, организуемой преступными сообществами (организациями);

– по подрыву нелегальной экономической деятельности преступных сообществ (организаций), основанной на использовании принудительного труда жертв торговли людьми;

– по пресечению деятельности преступных сообществ (организаций) в сфере международной брачной посреднической деятельности и модельного бизнеса, трудоустройства граждан за рубежом;

– по выявлению и перекрытию каналов незаконной миграции, организуемых преступными сообществами (организациями), отслеживанию денежных потоков, осуществляемых лицами, участвующими в организации незаконной миграции

1.2.2. По противодействию деятельности преступных сообществ (организаций) в сфере незаконного оборота наркотиков:

– по выявлению и ликвидации подпольных (нелегальных) лабораторий по производству наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

– по перекрытию каналов транспортировки наркотиков, выявлению преступных сообществ (организаций), участвующих в их обороте;

– по выявлению имущества и доходов членов преступных сообществ (организаций), полученных в результате незаконного оборота наркотиков;

– по выявлению и уничтожению незаконных посевов наркосодержащих культур, а также популяции дикорастущих наркосодержащих растений;

– по пресечению деятельности преступных сообществ (организаций), организующих пропаганду и продажу наркотиков в сети Интернет.

1.2.3. По противодействию деятельности преступных сообществ (организаций) в сфере экономики и финансов:

– по пресечению деятельности преступных сообществ (организаций) в топливно-энергетическом комплексе;

– по пресечению деятельности преступных сообществ (организаций) в бюджетной сфере, строительном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и в реализации целевых государственных программ;

– по пресечению деятельности преступных сообществ (организаций), занятых незаконным оборотом спирта, алкогольной и табачной продукции;

– по противодействию преступным сообществам (организациям), осуществляющим незаконный оборот драгоценных камней, цветных и черных металлов, их лома и отходов;

– по противодействию преступным сообществам (организациям), специализирующимся на рейдерских захватах, особенно при проведении мероприятий нового этапа приватизации государственной собственности;

– по проверке зарубежных активов и собственности, принадлежащих членам преступных сообществ (организаций);

– по пресечению отмывания (легализации) преступных доходов членов преступных сообществ (организаций) в банковской системе России и за рубежом.

1.2.4. По противодействию деятельности экстремистских сообществ (организаций), осуществляющих организованную преступную деятельность:

– по выявлению и пресечению деятельности преступных и экстремистских сообществ (организаций) по незаконному производству и обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

– по выявлению и отслеживанию денежных потоков экстремистских сообществ (организаций), их внутренних и внешних источников финансирования, в том числе с использованием неформальной финансово-перерасчетной системы «Хавала»;

– по выявлению баз, тренировочных лагерей членов экстремистских и террористических сообществ (организаций);

– по противодействию проникновению участников экстремистских и террористических сообществ (организаций) в электронные автоматизированные системы и электронные базы данных органов внутренних дел;

– по выявлению участников террористических и экстремистских сообществ (организаций), осуществляющих вербовку, обучение, а также организацию выезда за рубеж лиц для участия в террористической и экстремистской деятельности.

– по выявлению и пресечению каналов взаимодействия российских преступных сообществ (организаций) с зарубежными экстремистскими организациями религиозной, националистической и нацистской направленности и международными террористическими организациями.

1.2.5. Основываясь на положениях постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)», а также международных стандартах Генерального секретариата Интерпола по программе «Миллениум» (по борьбе с трансевразийскими организованными преступными сообществами) создать в Главном информационно-аналитическом центре МВД России межведомственный банк данных на региональные, межрегиональные и транснациональные преступные сообщества (организации). На основе функционирования такого банка данных обеспечить «сквозное» информационное сопровождение расследования уголовных дел и проведения профилактических мероприятий в отношении лидеров и активных участников организованных преступных формирований.

1.3. Поручить Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний проанализировать эффективность организации проведения оперативно-розыскных мероприятий по пресечению преступной деятельности лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии. Подготовить на этой основе методические рекомендации.

1.4. Поручить Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службе на основе стандартов Интерпола обеспечить модернизацию межведомственного детализированного учета фактов незаконного оборота наркотиков и лиц, причастных к ним.

1.5. Поручить Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной миграционной службе организовать мониторинг ситуации в местах компактного нахождения граждан государств центральноазиатского региона и организовать проведение в них межведомственных комплексных оперативно-профилактических операций (мероприятий) по выявлению лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков.

1.6. Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона «О противодействии организованной преступности в Российской Федерации», предусмотрев в нем положения, содержащие:

– основные направления государственной политики в этой сфере;

– понятийный аппарат;

– систему субъектов борьбы с организованной преступностью, их функции и полномочия, финансовое и материально — техническое обеспечение;

– комплекс специальных мер по предупреждению организованной преступности;

– механизмы возмещения убытков и устранения иных последствий деятельности организованных преступных формирований;

– международное сотрудничество в борьбе с транснациональной организованной преступностью;

– гарантии законности и безопасности борьбы с организованной преступностью;

– организацию мониторинга состояния организованной преступности.

1.7. Подготовить проекты федеральных законов по внесению изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и иные законодательные акты Российской Федерации по вопросам усиления борьбы с организованной преступностью в части:

– имплементации в правовую систему Российской Федерации норм конвенций ООН «Против транснациональной организованной преступности» (г. Палермо, 15.12.2000 г.) и «О борьбе против наркотических средств и психотропных веществ» (г. Вена, 20.12.1988 г.);

– совершенствования норм законодательства в части уточнения признаков структурированности преступного формирования, а также целей его создания;

– совершенствования норм законодательства, определяющих формы соучастия в преступлениях, совершаемых организованными группами или преступными сообществами (организациями), в том числе в части регламентации ответственности за различные формы соучастия;

– введения в уголовное законодательство обстоятельства, исключающего преступность деяния в связи с выполнением специального задания по пресечению или раскрытию преступлений, совершенных членами организованных групп или преступных сообществ (организаций);

– исключения из подсудности суда с участием присяжных заседателей уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 209 и 210 Уголовного кодекса Российской Федерации, передаче таких дел на рассмотрение суда в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции;

– расширения перечня действий, которые может совершать подозреваемый (обвиняемый) в целях содействия следствию в рамках досудебного соглашения о сотрудничестве;

– более четкой регламентации использования результатов оперативно-розыскной деятельности на всех стадиях уголовного процесса;

– совершенствования норм законодательства, направленных на защиту органов государственной власти и местного самоуправления от проникновения лиц, связанных с организованными преступными формированиями;

– придания особого статуса свидетелям, потерпевшим, иным участникам уголовного судопроизводства по делам, связанным с деятельностью организованных преступных формирований, усиления мер государственной защиты указанных лиц;

– раздельного содержания в местах лишении свободы лидеров и участников организованных преступных формирований;

– восстановления правового института особо опасных рецидивистов;

– более эффективного использования института конфискации имущества;

– ограничения банковской тайны;

– ужесточения ответственности за создание «фирм-однодневок», отмывания денег и вывоза капитала.

2. Министерству внутренних дел Российской Федерации:

определить наиболее оптимальную систему функционирования подразделений по борьбе с организованной преступностью, отказавшись от искусственного деления организованных преступных формирований по принципу общеуголовной, экономической и экстремистской направленностей. Одновременно рассмотреть вопрос о роли и задачах оперативно-розыскных подразделений главных управлений МВД России по федеральным округам.

3. Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков:

рассмотреть вопрос о создании в своей структуре специализированных подразделений с задачей выявления и пресечения деятельности преступных сообществ (преступных организаций), причастных к организации незаконного оборота наркотиков.

4. Генеральному прокурору Российской Федерации:

при ежегодном представлении в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклада о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению уделять особое внимание вопросам, касающимся борьбы с организованной преступностью.

5. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

совместно с заинтересованными федеральными органами государственной власти принять меры по повышению эффективности применения положений гражданского и административного законодательства Российской Федерации в части, касающейся ответственности юридических лиц, от имени которых и в интересах которых совершаются преступления организованными группами, бандами, преступными сообществами (организациями). В этих целях подготовить необходимые методические рекомендации.

6. Министерству иностранных дел Российской Федерации:

6.1. Обеспечить совместно с заинтересованными органами исполнительной власти активное участие Российской Федерации в международных мероприятиях по реализации Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее протоколов.

6.2. Организовать регулярное информирование международных организаций, занимающихся вопросами противодействия транснациональной организованной преступности, и соответствующих органов иностранных государств об усилиях, предпринимаемых Российской Федерацией по противодействию транснациональной организованной преступности.

Председатель Комитета
Государственной Думы
по безопасности и
противодействию коррупции                 И.А.Яровая

 

 

 

от fs