Антонов-Романовский Г.В., Литвинов А.А. Преступность мигрантов-иностранцев в России и противодействие ей. Криминологическое исследование. М., Российская криминологическая ассоциация, 2012. – С.100.

В книге научных сотрудников Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации рассмотрены особенности методики и результаты изучения преступности мигрантов-иностранцев. Значительное внимание уделено преступности иностранцев – граждан государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, а также лиц без гражданства. Приводятся расчеты криминальных угроз, создаваемых населению России преступностью иностранцев. Для работников правоохранительных и других государственных органов, научных сотрудников, преподавателей, аспирантов и студентов высших юридических учебных заведений.

ISBN 978–5–87817–075–8

 

Оглавление

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНОСТИ МИГРАНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ

§ 1. Тенденции и структура преступности иностранцев.

§ 2. Криминальные угрозы населению Россиии: методика расчета и территориальные особенности.

ГЛАВА II. ПРЕСТУПНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ МИГРАНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ

§ 1. Преступность иностранцев – граждан государств, образовавшихся на территории бывшего СССР.

§ 2. Преступность иных иностранцев и лиц без гражданства, проблемы ее анализа.

ГЛАВА III. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ ИНОСТРАНЦЕВ

§ 1. Привлечение иностранцев к уголовной ответственности за совершение преступлений против порядка управления.

§2. Практика выявления фактов незаконного пребывания на территории России иностранцев и выдворения нарушителей миграционного законодательства за пределы Российской Федерации.

§3. Практика привлечения к уголовной ответственности иностранцев по материалам ТО ФМС России за совершение ряда преступлений.

§4. Практика административного выдворения иностранцев за пределы России.

§5. Криминологические проблемы противодействия преступности иностранцев, связанные с реализацией масштабных экономических проектов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Введение

Преступность мигрантов–иностранцев характеризуется неблагоприятными тенденциями. Совершенствование реагирования на неё предполагает учет результатов научных исследований.

Целью подготовки данной книги является ознакомление научных и практических работников как с результатами углубленного криминологического изучения преступности иностранцев, так и использованными подходами к данному изучению. В частности, применения новых или редко используемых методических приёмов.

Традиционно осуществлялся анализ статистических данных и материалов опроса.

Проанализированы сведения статистических форм 795, 493, 492 ГИАЦ МВД России о преступлениях, совершенных иностранцами в России и субъектах РФ в 1997–2010 гг., данные первичного учета Зонального информационного центра ГУ МВД России по г. Москве преступлений, совершенных иностранцами, в 2005-2010 гг., и формы 1-РД ФМС России об административных правонарушениях, совершенных иностранцами в 2009-2010 гг.

Опрошено 429 иностранцев, отбывающих уголовные наказание в 9 исправительных колониях; 70 иностранцев, находившихся в Центре содержания иностранных граждан ГУ МВД России по г. Москве. Проинтервьюировано 16 участковых уполномоченных в Москве и 10 сотрудников указанного Центра.

Новые данные о состоянии преступности мигрантов-иностранцев и противодействии ей получены в результате применения ряда методических приёмов обработки полученных данных:

1) вычисления ряда основных параметров преступности иностранцев, характеризующих её общественную опасность (устойчивость её негативной тенденции, соотношение криминальной активности иностранцев и граждан России, относительно высокий уровень криминальных угроз, создаваемых преступностью иностранцев населению, наличие высокой доли наиболее опасных и распространенных преступлений в её структуре);

2) выявления закономерностей территориального распределения преступности иностранцев по степени выраженности криминальных угроз, создаваемых ею населению регионов, и районирования на этой основе их преступности;

3) выявления особенностей преступности граждан государств ближнего зарубежья, связанных с географическими регионами их миграции в Россию (со Среднеазиатского, Закавказского и Западного направлений) и степенью адаптации в российских условиях диаспор их соотечественников;

4) изучения по данным впервые проведенных опросов иностранцев, ожидающих выдворения за пределы России и отбывающих уголовное наказание за совершение преступлений, состояния борьбы с незаконным пребыванием граждан сопредельных государств на территории России, в том числе факторов, препятствующих этой правоохранительной деятельности, среди которых выделено взяточничество со стороны сотрудников органов внутренних дел и миграционной службы;

5) оценки на основе данных указанных опросов упущенных возможностей предотвращения совершения иностранцами преступлений из-за серьезных недостатков в деятельности, направленной на выявление незаконных мигрантов и выдворения их за пределы Российской Федерации;

6) прогнозирования возможного роста преступности иностранцев в районах притяжения миграции в ходе реализации крупномасштабных экономических проектов.

Показана ненадежность сведений статистической отчетности МВД России о преступности граждан государств дальнего зарубежья и необходимости изучения как самостоятельной проблемы преступности лиц без гражданства.

Выделение в качестве предмета данного исследования общеуголовной преступности иностранцев не означает недооценки общественной опасности организованной преступности иностранцев во всех её составляющих.

Важно иметь в виду, что организованные формы преступности иностранцев являются важным параметром, характеризующим степень её общественной опасности. Статистически учитываемые количественные показатели совершения преступлений организованными группами иностранцев или при их участии отражают лишь небольшую часть общественной опасности их криминальной деятельности.

Специфика и повышенная опасность организованной преступности иностранцев задается её опорой на обусловленные этнической однородностью неформальные связи между членами организованных преступных групп и сообществ иностранцев, а также между ними и членами родственных им диаспор и общин иностранцев в России.

Преступные сообщества иностранцев и их лидеры не только влияют на жизнь диаспор и общин, но и в значительной степени подчиняют их своим интересам. Этим они многократно повышают общественную опасность преступности иностранцев-соотечественников, так как создают основу самоорганизации и самовоспроизводства этнической организованной преступности.

В этом отношении организованная преступность иностранцев представляет особую сложную проблему в рамках всей проблемы преступности иностранцев. Можно говорить о том, что проблема преступности иностранцев – это проблемы и традициционной общеуголовной преступности иностранцев, и специфической организованной преступности иностранцев. Эти проблемы пересекаются, что не лишает возможности и необходимости самостоятельного их рассмотрения.

В необходимых оговоренных случаях анализ данных опросов иностранцев ведется на основе ответов мужчин, ибо в преступности иностранцев доминируют преступления, совершенные мужчинами. В то же время в ходе опроса осужденных иностранцев количество респондентов-женщин оказалось пропорционально равным количеству респондентов мужчин. Суммарный анализ ответов мужчин и женщин искажает картину преступности иностранцев. Преступность женщин-гражданок государств ближнего зарубежья – заслуживающая внимания проблема, которую предстоит ещё изучить.

В пособии показатели «преступность мигрантов-иностранцев» и «преступность иностранцев» тождественны, так как преступность мигрантов-россиян в нем не анализируется.

Помимо авторов в проведении опросов осужденных принимал участие младший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ Н.Г. Ложкин.

от fs